Занятие по обучению грамоте "Звук и буква Яя"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ольга Сергеевна Михайлова

Занятие по обучению грамоте "Звук и буква Яя"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukva_ya.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте "Звук и буква Яя"

Тема «Буква Яя»

Цель:  создание условий для формирования звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников посредством ознакомления со звуком [jа] и буквой Яя.

Задачи:

1) познакомить с гласной буквой Яя;

2) показать, что в начале слова и после гласных она обозначает два звука [jа], а после согласных звук [а] и обозначает мягкость согласного звука;

3) развивать речь детей, фонематический слух и мелкие мышцы рук.

Оборудование: Магнитная доска, рабочие тетради, контейнеры с элементами букв, буквари по числу детей, карандаши, материалы для анализа предложения, плоскостные изображения и цифры для игры «1, 3, 4».

Ход занятия

1. Организационный момент.

На столиках подносы с песком.

Для того чтобы узнать, чему сегодня посвящено наше занятие, вы должны выполнить первое задание. Нарисуйте посередине подноса длинную вертикальную палочку сверху вниз.  

Дети выполняют задание.

Слева от палочки в верхней ее части и плотно к ней пририсуйте полукруг.

Дети выполняют задание.

От полукруга сверху вниз справа налево наискосок пририсуйте короткую палочку.

Дети выполняют задание.

Что у вас получилось? Кто знаком с этой буквой?  (…)

Правильно. Из каких элементов она состоит? (…)

Сегодня мы знакомимся с буквой Яя.

2. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Яя.

Посмотрите в букварь. В верхней части правой страницы вы видите букву Яя. Это новая гласная буква, с ко-рой вы сегодня познакомитесь. Рядом с новой буквой вы видите картинку. Послушайте стихотворение к ней.

Яна Яшу поздравляла,

Яше якорь вышивала.

Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении  все буквы Яя.

Дети выполняют задание.

Молодцы. Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Найдите на ней предметы, в названиях ко-рых первая буква я. (…)

Теперь прочитайте слова с новой буквой на следующей странице. (…)

Теперь прочитайте предложения. (…)

Хорошо. И еще одно задание. Какие буквы написаны в нижней части страницы. (…)

3. Упражнение «Кто скорее?». Выкладывание буквы Яя на доске.

Педагог ставит на столе перед доской контейнер с элементами букв и приглашает детей к доске.

Давайте проведем соревнование: кто скорее сложит большую и маленькую буквы Яя. Выберите все, что вам пригодится для этого.

Дети выполняют задание.

Вы готовы? Раз, два, три. Начали.

Дети выполняют задание.

Здорово. Вы одновременно закончили выполнять задание. Все стали победителями.

4. Подвижное упражнение «Дубочек».

Спелый желудь – как клубочек,     Сидят на корточках, сгруппировавшись.

А в клубочке том дубочек.

Поднимается росточек,                    Начинают медленно подниматься и выпрямл.

К солнцу тянется дубочек,              Поднимаются на носочки, тянут руки вверх.

Раскрывается два листочка.  Опускаются на всю ступню. Разводят руки в стороны.

Два листочка у дубочка.

Ветер листики качает,         Покачивают поднятыми вверх руками над головой.

Теплый дождик умывает,

И дубочек подрастает,          Кружатся на месте, подняв руки вверх.

Подрастает, дубом станет.

5. Работа в тетради. Печатание буквы Яя и слов с ней.

Посмотрите в тетради. Что вы видите в верхней части страницы? (…)

Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Яя, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки. И начинайте работу.

Дети выполняют задание.

Теперь возьмите карандаши. Давайте напишем четыре больших буквы Я. Посмотрите, как я пишу букву Я на доске. Сначала  я пишу сверху вниз длинную палочку, потом вверху слева от нее пишу полукруг и, наконец, от полукруга вниз наискосок справа налево пишу короткую палочку. Возьмите мел и на доске напишите букву Я.

Дети пишут на доске.

Теперь можете написать буквы в тетради.

Дети выполняют задание.

6. Продолжение работы по книге «Мой букварь».

Рассмотрите картинку слева под словами и прочитайте предложение под ней. (…)

Посмотрите на схему под предложением. Объясните ее. (Схема показывает, что в предложении 3 слова. Первое слово – …)

Отлично. Рассмотрите вторую картинку и составьте предложение по ней. (…).

Составьте схему этого предложения.

Дети выполняют задание и комментируют его.

7. Рассказ по серии картинок.

Рассмотрите картинки на соседней странице. Давайте придумаем рассказ о Яше и Яне. Каждый из вас должен будет составить одно предложение по картинке. (Яна и Яша пошли в лес за ягодами.    На лесной поляне они набрали полные корзинки земляники.    Вдруг Яна увидела на камне ящерицу и уронила корзинку с ягодами.    Яша пожалел Яну и помог ей собрать ягоды в корзинку.)

Отлично! А в каких словах этого рассказа есть буква Я? (…)

Верно.

8. Игровое упражнение «Два, три, четыре».

На доске цифры «2, 3,4» и плоскостные изображения мальчика и девочки, корзинки с ягодами и ящерицы.

Вы видите Яшу, Яну, ягоды и ящерицу. Поиграем в уже знакомую вам игру. Разделите слова на слоги и поставьте каждую картинку под соответствующую цифру.

Дети выполняют задание.

9. Окончание занятия.

Дети вспоминают, с какой буквой они познакомились, чем занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Презентации к занятиям по обучению грамоте Нищевой. "Буква А", "Буква У".

Данные презентации будут полезны при проведении занятий по парциальной грограмме Н.В.Нищевой "Обучение грамоте". Презентации составлены по пособию "Мой букварь"....

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква О"

Презентация будет полезна при проведении занятия по обучению грамоте в старшей группе....

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква И"

Данная презентация будет в помощь воспитателям при проведении занятий по парциальной проограмме Н.В.Нищевой "Обуучение грамоте". презентация составлена по страницам пособия "Мой букварь...

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква Т"

Данная презентация будет  в помощь воспитателям при подготовке к занятию по обучению грамоте....

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква П"

Данная презентация будет полезна воспитателям, занимающимся обучением грамоте по программе Нищевой....