Занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группе тема: « ЛЕС »
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цели:
Коррекционно - образовательные цели
- Обобщение и закрепление словаря по теме «Лес»
- Совершенствования грамматического строя речи (употребление существительных в родительном, винительном, творительном падежах; образование существительных с ласкательными суффиксами - чик, - ик; образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными; образование родственных слов в составлении описательных рассказов).
Коррекционно - развивающие цели
- Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, воспитания любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением лиственного, хвойного и смешанного леса; дидактическая игра Четвёртый лишний«, предметные картинки с изображением «годовых колец», аудиозапись соловьиной трели, предметные картинки цветов известных кустарников.
Предварительная работа:
Чтение рассказов Е. Чарушиной, В. Бианки. Рассматривание предметных и сюжетных картинок деревьев, кустарников, цветов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия.
1. Загадка.
Есть у друзей зелёный друг,
Весёлый друг, хороший друг.
Он нам протянет сотни рук,
И тысячу ладошек ( Лес).
2. Если лес наш друг, то, как мы должны относиться к лесу?
-…Да, потому друзей любят и берегут.
- А без чего не может быть леса? (конечно без деревьев).
Возле моего дома растёт три дерева, это лес?(нет нужно много деревьев)
На лесосеке много спиленных деревьев ( В лесу должно быть много живых деревьев).
- Растут деревья где? (На Земле)
Вот из каких частей состоит значение слова лес.
Лес - это много деревьев, растущих на Земле.
3. А сколько вы можете образовать слов от слова лес? ( Лес - лесок - лесочек - лесной - лесоруб - лесовоз);
участок леса - лесничество:
лесной сторож - лесник:
учёный, разводит лес и думает, как его сохранить - лесовод:
начальник лесного хозяйства - лесничий.
4. Какой бывает лес? (хвойный, лиственный…)
- Какого дерева не встретишь в лиственном лесу? (сосны, ели, кедра, пихты…)
- А если в лесу встречаются и лиственные и хвойные деревья? Да такой лес называется смешанным.
- Давайте закрепим это в игре «Четвёртый лишний»
а) дуб, кедр, берёза, липа;
б) сосна, пихта, осина, кедр;
в) ель, кедр, пихта, сосна.
5. Посмотрите на свои картинки, и подберите к ним слова, которые подходили бы так, как подходят у меня: тополь - тополёк - тополиный; сосна - сосёнка - сосновый; дуб - дубок - дубовый и т. д.
6. Деревья, ребята, самые могучие жители нашей Земли. У них своя память - это годовые кольца. По этим кольцам можно узнать, сколько им лет. Широкие, расскажут о годах обильных, хороших, а узкие о годах злых, засушливых. Давайте, посчитаем, сколько лет нашему дереву? (1,2,3,4 года; 5,6,7,8,9,10…лет - год - много лет)
7. И вот однажды в лес пришла Лена с мамой, «Мама, смотри, сколько белых цветов! - закричала Лена. Мама подошла и сказала: «Да, прекрасные цветы, вот только говорить надо правильно: Как «много»,
а не «Сколько много»».
8. В основном цветы любят солнечные полянки. Какими же цветами, могла залюбоваться Лена в глубине леса? (черёмухой, рябиной, калиной, ландышами…). Эти деревья, кустарники и цветы могут расти в тени леса).
9. Но вот на лоб Лены упала капелька. Лена подняла глаза: откуда дождь? Это плакала берёза - из ранки на ствол капал сок. Злые люди ранили дерево. Как бы вы помогли берёзе? (присыпали ранку землёй, замазали глиной…)
- Правильно ребята. Лена с мамой так и сделали. И когда выздоровеет наша берёзка, зашумит своей нежной зеленью, люди снова станут называть её…какой? (белоствольной, кудрявой, русской, стройной, нежной, плакучей…)
10. И когда прилетит к ней серенькая птичка с умными чёрными глазками и запоёт… И зазвучит настоящий гимн красавице Весне. И нет в мире голоса богаче и красивее.
- Что, это за птица? (Соловей).
- Да, его ещё, называют чародеем леса, т.е. волшебником.
-Давайте, все вместе послушаем его, отдохнём…Закройте глазки, расслабьтесь. Мы в лесу!
11. (Аудиозапись: музыка «Соловьиная трель»). Музыку любят все. Хорошая музыка улучшает настроение. А плохая разрушает нервную систему человека. Учёные заметили, что от хорошей музыки даже растения растут быстрее, а от плохой они могут погибнуть.
12. От чего же ещё могут погибнуть растения?( от засухи, от морозов…)
- И, ребята, от нежелательного соседства. Оказывается, не все растения могут мирно жить рядом друг с другом. Посмотрите свои карточки и расскажите об этом сами. Нарциссы не любят соседства с ландышами.
Тюльпаны - незабудок.
Сирень - фиалок.
Виноград - редьки и капусты и т.д.
А какие растения живут в мире и согласии?
Рябина любит липу, липа - сосну, сосна - берёзу, берёза - тополь.
13. Какие деревья ещё любят друг друга, мы расскажем в своей игре «Лесовод»
Приглашаю всех на лесную полянку.
«Лесоводом я родился,
Не на шутку рассердился,
Все деревья надоели, кроме одного…оно могучее ,…»
Мы, однако, засиделись, ребята. Скоро наступит ночь. Лес вздохнёт и совсем затихнет. Птицы замолчат, белка укачивает своих бельчат.
Всё живое заснёт. И нам пора домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность по направлениям: «Познавательно-речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» с детьми подготовительной к школе группы Тема: «БУДЕТ В ЛЮЛЬКЕ КУКЛА «НЯНЮШКА», НЕ ЗАПЛАЧЕТ НАШ ИВАНУШКА»
Данный материал может быть использован педагогами при ознакомлении детей с темой "Куклы", а также на занятиях в "Русской избе"...
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ТЕМА: « ДЕТИ ВОЙНЫ»
В рамках общесадовского проекта к 70 летию Великой Победы "Я помню! Я горжусь!" мною была проведена работа по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе: "Дети войны"....

Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Художественный труд с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Куклы народов Поволжья» Работа с бумагой и бросовым материалом
Конспект по образовательной деятельности. Использование детьми бумаги и пустых бутылочек из-под йогурта в своей творческой работе "Куклы народов Поволжья"...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе Тема: «Мой город»
Конспект может быть использован воспитателями подготовительных к школе групп для ознакомления воспитанников со своей малой родиной....

Конспект Занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Лес - наше богатство»
Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.Продолжать закреплять знания об особенностях использования человеком лесных ресурсов и их восстановление .Уточнить правила пове...

Конспект художественно-эстетическому развитию с детьми подготовительной к школе группе. Тема: «Новогодние игрушки»
Конспект художественно-эстетическому развитию с детьми подготовительной к школе группе.Тема: «Новогодние игрушки»...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...