Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сухова Ольга Юрьевна

Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада направлено на подготовку детей к школе, формируя у них навыки звуко-буквенного анализа, чтения и письма. Основная цель - развитие интереса к чтению и письму, а также формирование начальных представлений о звуках, буквах и словах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением.

 Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха.»

Цель:

 Закрепить знания детей о йотированных гласных буквах Я, Ю, Е, Ё.

Формировать представление детей о воздухе и его свойствах.

Задачи:

 Образовательные:  Формирование четкого представления о том, что буквы Я, Ю, Е, Ё в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков дают два звука, а после согласных букв дают один звук и смягчают его, закрепление навыка звукового анализа, закрепление в подборе схем звукового анализа к словам, определение количества слов в предложении, их место (первое, второе, третье). закрепление и уточнение знаний детей о воздухе и его свойствах, формирование представлений о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.

Развивающие: Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики, развитие слухового и зрительного внимания, памяти, развитие у детей способности находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром. развитие мышления, воображения, любознательности, наблюдательности.

Воспитательные: Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, желания говорить красиво, правильно, формирование эмоционального положительного отношения к окружающему миру и природе.

 Тип занятия: обобщающее

Форма организации работы: групповая

Форма обучения: занятие

Методы обучения: словесный — беседа, вопросы, ответы детей. игровой- использование сюрпризных моментов. наглядный — использование карточек, иллюстраций, компьютера.

Оборудование: Пять снежинок для букв, буквы. Лист бумаги со словами для чтения. Изображения: яблоко, юла, енот, ёлка. Карточки с напечатанными словами: ЯБЛОКО, ЮЛА, ЕНОТ, ЁЛКА. Звуковые схемы. Карточки со словами песня, клюква, мёд, маяк, поют, поезд, пляшет, месяц, моет. «Волшебный клубочек», снеговик. Раздаточный материал: Снежинки на ниточке.

 Этапы организации занятия (общее время):

  1. Организационный момент. (7 мин.)
  2. Основная часть. (40 минут)
  3. Итог занятия. (10 мин.)

Ход занятия:

 I. Организационный момент. Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям. К занятию готовы? Тогда за работу Удачи желаю всем нам!

-- Какое сейчас время года? (Зима)

 --А что было до зимы, а что будет после? (Осень, весна)

 --Назовите зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль)

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня к нам пришло интересное письмо. Послушайте. «Мои дорогие юные друзья! Я Снежная Королева. Сегодня я приглашаю вас в гости, в мою Снежную страну! Мне так хочется узнать, про какие такие «волшебные» буквы вы говорили на занятиях по Обучению грамоте. В Снежной стране вас ожидают интересные задания. И если вы справитесь со всеми, то вас ждет награда. Желаю вам удачи!!!»

Воспитатель: И так, ребята, вы готовы отправиться в Снежную страну? Рассказать Снежной Королеве про Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ), про мягкость согласных звуков.

Воспитатель: Давайте вспомним, чем отличается буква от звука? (Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим). На какие две группы делятся звуки и буквы? (гласные и согласные) Что любят гласные? (петь) Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным) Молодцы!

II. Основная часть. Закрепление гласных Я, Ю, Е, Ё.

Воспитатель: Теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный клубочек, который поможет нам оказаться в Снежной стране. Закрываем глаза.

 Один-два-три в Снежную страну нас веди! (На экране фотография Снежной королевы) -- Итак, мы в Снежной стране.

Вот и первое задание: У Снежной Королевы очень много помощниц-снежинок. Так случилось, что некоторые снежинки забыли, как их зовут. Давайте поможем им. Для этого нужно отгадать загадки. (К каждой отгадке демонстрируется картинка).

 На доске 5 вырезанных снежинок.

  1. Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко). Вывешивается слово ЯБЛОКО на доске.

На какую букву начинается слово Яблоко? (Я).

Мы вернули снежинке её имя. Подберите звуковую схему к этому слову.

  1. Кручусь, верчусь, и мне не лень крутиться даже целый день. (Юла). Вывешивается слово ЮЛА на доске.

На какую букву начинается слово Юла? (Ю). Мы и второй снежинке вернули ее имя. Звуковая схема.

  1. Немытое в рот,  Ни за что не возьмёт. И ты будь таким, Как чистюля .... (Енот) Слово ЕНОТ на доске.  На какую букву начинается слово Енот? (Е).

Четвертая снежинка получила свое имя. Звуковая схема

  1. Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, На Новый год я главная ( Ёлка).  На доске слово ЁЛКА.  Какая первая буква в слове Ёлка? (Ё).

Подберите звуковую схему.  Все снежинки теперь с именами-буквами.

 Давайте еще раз прочитаем их.(Я, Ю, Е, Ё)

 Чистоговорка: Я-я-я Все умею делать Я

                          Ё-ё-ё глажу с бабушкой бельё

                          Ю-ю-ю с папой песни я пою

                          Е-е-е люблю помогать семье

Воспитатель: Какие эти буквы? (гласные, хитрые). Почему? (Мы слышим у них два звука). А когда мы слышали два звука? (когда буква стоит в начале слова) Посчитайте, сколько букв в словах и сколько звуков мы произнесли? А ещё когда мы слышим два звука? после мягкого и твёрдого знака, - приведите пример (обезьяна, вьюга, съезд, пьёт). - после гласной –найдите карточки с такими словами (карточки со словами: маяк, поют, поезд, пляшет, месяц, моет )

 Фонематическая игра «Составь и прочитай слово».  Морозный ветер принес мне из снежной страны следующее задание для вас.

 Я сейчас буду называть слова, а на доске вы вывешиваете первые буквы каждого слова. СНЕГ, НОВОСТЬ, ЕЛЬ, ГОЛОЛЁД, ОБЛАКО, ВЕТЕР, ИНЕЙ, КОНФЕТЫ = СНЕГОВИК - Какое слово получилось?

-  СНЕГОВИК Выполняем звуковой анализ.

 У Снежной Королевы помощников не счесть,

 Средь них один забавный снеговичок такой вот есть. ( Вывешивается картинка со снеговиком) Он предлагает отдохнуть.

Физкультминутка.

 Воспитатель: Какая волшебная буква есть в слове снеговик? Какая у неё роль в этом слове? (смягчает согласную)

 Наш снеговичок любит песни, любит клюкву, любит мёд, А может, всё наоборот? (выставляются карточки со словами, читают)

В словах снеговик, песня, клюква, мёд тоже есть хитрые буквы. Вспомните, какой приказ в этих слова отдают хитрые буквы? (Буква, звучи мягко

 Артикуляционная гимнастика.

 Давайте подразним снеговика.

Зимним ясным деньком

Погуляем с язычком.

Посмотрел язык в окно (Рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, упр-ие «Иголочка»)

А на улице бело!

 Справа –снег, Слева - сугроб (упр-ие «Часики» поочерёдное движение языка вправовлево)

 И вокруг метёт снежок (язычок облизывает губы по кругу, упр-ие «Варенье»)

 Взял лопату язычок (упр-ие «Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу.)

И пошёл кидать снежок (упр-ие «Качели» движение языка вверх-вниз) По дорожке поскакал (упр-ие «Лошадка»)

 И на горку забежал (упр-ие «Горка» кончик языка спрятан за нижними зубами, спинка выгнута)

Стал на саночках кататься (Зубами проводим по языку от корешка языка до кончика)

 Веселился (упр-ие« Улыбка» показываем зубы)

 Улыбался (упр-ие «Улыбочка», зубы не видны, кончики губ тянутся к ушам)

 А потом лепил снежки (кончик языка упирается за щёку, сначала в правую, потом в левую)

Превратил снежки в комки( сильно надуть щёки)

Друг на друга положил( надуваем щеки поочередно)

Получился снеговик.

Подмигнул глазком (мигаем правым глазом)

 Другим (мигаем левым глазом)

 И двумя глазами: миг! (сильно зажмурить глаза и открыть)

 «Ты не тай, мой снеговик!» (водим указательным пальчиком правой руки вправо-влево)

Воспитатель:  Молодцы!

Упражнение на развитие дыхания «Сдуй снежинку». Пока мы с вами разминались и дразнились, на улице прошел снег, и к нам тоже прилетели снежинки. Посмотрите, какие они? (Раздаю каждому ребенку снежинку на ниточке). Снежинки – это волшебные спутницы зимы, всегда разные и неповторимые, они неизменно сопровождают нас зимой.  Попробуем заставить наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, положите язык на нижнюю губу и дуйте на снежинки. (Следить, чтобы дети не поднимали плечи и не надували щеки). С помощью чего мы заставили снежинки кружиться? Правильно, с помощь воздуха. Что такое воздух? А можно увидеть воздух?

 Физминутка.

 (Сначала всем телом, потом только глазами)

Вправо смотрим – ничего, Влево смотрим – ничего. (переводят взгляд вправо-влево)

Раз-два, раз-два – посмотри (моргают)

 Глазки шире распахни (широко открыть глаза)

Вверх глаза ты подними (посмотреть наверх)

Вниз скорее посмотри (опустить взгляд вниз)

Воздух в комнате найди (круговые движения глаз)

Воспитатель: Воздух увидеть нельзя, но мы его ощущаем. Каким бывает воздух в дождливую погоду? - Во время дождя самый чистый воздух. В морозную погоду – воздух тоже приятный, свезий.  При пожаре - воздух вредный, им тяжело дышать. Воспитатель: Правильно, воздух прозрачный, он не видим, но он находится везде, даже сейчас вокруг нас. Молодцы, мы узнали, что воздух прозрачен, и он есть везде. А как вы думаете, как ещё мы можем узнать про воздух?

Правильно, из книг, из телевизора, спросить у взрослых, прочитать в  энциклопедии. Молодцы, ребята!

Воспитатель: Снежная королева предлагает нам посмотреть научный мультфильм про воздух.

Игра «Посчитай снежинки». Составь предложение со словом снежинка. Давайте посчитаем снежинки. Но считать будем так: Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок. Составьте предложение со словом снежинка. Нарисовать на доске схему. Сколько слов в предложении, с какой буквы начало предложения, что в конце.

Игра «Назови ласково». Снежинки мне сообщили, что в Снежной стране всё называют ласково. Я буду называть слово, тот, кому кидаю волшебный клубок - называет его ласково. Снег-снежок Сосулька-сосулечка Мороз-морозец Дерево-деревце Ветер-ветерок Горка-горочка Лёд-ледок Холод-холодок Зима-зимушка Санки-саночки 

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

 Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

 Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать пошли.

Работа в тетради. 

III. Итог занятия. « Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вас вновь в моей Снежной Стране. До скорой встречи, мои дорогие друзья!!!!»

 Воспитатель: Ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Снежную страну, пора возвращаться. Давайте опять закроем глаза! -- один, два, три домой нас веди! -- Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии? Дети получают угощения от Снежной королевы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия. В подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну звука Р».

Основная цель: Автоматизация звука [Р] в словах. Цели: логопедические I Неречевые: 1. Развитие зрительного внимания. 2. Конструктивного праксиса. 3. Развитие общей моторики, учить детей выполнять движ...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»

Открытое занятие в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»...

«Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха.»

Закрепить знания детей о йотированных гласных буквах Я, Ю,  Е, Ё.Формировать представление детей о воздухе и его свойствах....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме "Дифференциация звуков и букв С-Ш"

 формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;  активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;   упр...

«Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха.»

Из учебно-тематического плана 2 года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы грамоты. Развитие речи»....

« Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха».

« Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха». ...

НОД на тему: «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха.»

Закрепить знания детей о йотированных гласных буквах Я, Ю,  Е, Ё.Формировать представление детей о воздухе и его свойствах....