Конспект группового занятия по обучению грамоте по теме: «Звук [о]. Буква О.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В конспекте представлены игры и дидактические упражнения по обучению грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  группового занятия  по обучению грамоте на тему:

 «Звук [О]. Буква О».

       Цели:

  коррекционно-образовательные: дать понятие о гласном звуке  [о], уточнить его артикуляцию; научить чётко интонировать звук [о]; выделять звук из ряда звуков, слогов,  слов; обучать звуковому анализу и синтезу. Познакомить с графическим изображением звука [о]. Продолжать знакомить с предлогами.  

  коррекционно-развивающие:  развитие  слухового внимания, общих речевых навыков, памяти, мышления, тонкой  и артикуляционной  моторики; общих речевых навыков; графических навыков;

  воспитательные: воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности и самостоятельности.

   Оборудование:  звуковые замки, индивидуальные зеркала;  картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [о];  алфавит, демонстрационные буквы, кассы, индивидуальные тетради, карандаши

                                                 Ход занятия:

          1.Организационный момент.

Логопед:  - Садится тот, кто называет слова, начинающиеся на гласный звук.

          2. Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка»

«Трубочка»

«Хоботок»

«Окошко»

Беззвучное  артикулирование  ряда гласных по звуковой дорожке.

          3.Объявление темы.

Логопед выставляет картинки, в названии которых есть звук [о]. Задает вопросы:

- Какой звук часто повторяется во всех словах? (звук [о]).

- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (со звуком[о]).

Логопед: - Сегодня мы  будем произносить много слов со звуком [о], познакомимся с буквой О.

         4. Знакомство со звуком.

Логопед:  Ребята давайте теперь все вместе произнесем этот звук, а зеркала,  которые у нас стоят, помогут определить правильно мы с вами его произносим. Когда мы произносим звук [о], то:

- губки округлены и слегка вытянуты,

- зубки закрыты губками,

- язычок лежит на дне ротика,

- горлышко «работает».

- воздух идет  свободно, ему ничего не мешает, его можно тянуть долго-долго.

Символ звука [о]: мальчик болеет и стонет: «ооо...»

-Ребята, а какой это звук? (гласный).

-Каким цветом будем его обозначать? (красным).

Работа над голосом.

Произнесение звука [о] с постепенным усилением и ослаблением силы голоса.

Игра  «Настроение»

Звук [о] может показать настроение человека: радостное, печальное, показать удивление и страх. Произнесите  звук [о], изображая радость. (Аналогично печаль, удивление, страх)

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук  [о]»:

-   э, а, о, у, о,

-   эх, ох, ах, ом, оп,

-   Эмма, Анна, эхо, Оля, экран,  елка, юбка, эскимо, ведро, эврика, книга, элеватор, сон, сом, уши, кот,…

Игра  «Определи место звука в слове» (задание с корзиночками)

Осы, сом, Оля, окно, осень, нож:, стол, перо, море, мост, метро, олень.

Дидактическая игра «Много - один» (с мячом)

Логопед называет несколько одинаковых предметов, а ребенок говорит название одного такого же предмета. Словарный материал:

Кольца - кольцо         сёдла — седло        звенья — звено

Зёрна  - зерно        крылья - крыло        колёса - колесо

Стёкла - стекло        перья – перо

 

   5. Знакомство с буквой О.

- Ребята,  посмотрите на букву О.

В этой букве нет угла,        Посмотри на колесо,

Оттого она кругла.        А увидишь букву О.

До того она кругла,        В старом дереве дупло,

                 Покатиться бы могла.        Ну совсем как буква О.
                    Е. Тарлапан                                  А. Шибаев

- На что еще похожа буква О?

Игра  «Буквенный конструктор»

(Выкладывание из различных элементов буквы О.)

- Как и люди, буквы у нас живут в домиках. Крыши у домов разного цвета. В каком домике у нас будет жить буква О? Почему?

6. Работа в кассах.

- Найдите в кассах букву О.

Выкладывание из букв,  звуковой анализ и синтез, чтение  слогов и  сл:

                      ОП; ПО; ОТ; ТО.

      7. Работа в тетрадях.

«Дорисуй буквы О  так, чтобы получились картинки, предметы». Печатание буквы О в воздухе.

 1. Печатание букв в тетрадях.

 2.  Работа над предложением.

Логопед произносит ряд предложений, затем просит воспроизвести их по первому слову.

Оля лепит домик. У дома много пионов. Тома и Вова пили кофе. Около дома растет осина. В лесу много опят. Осенью собирают овощи.

 Составление схем  предложений в тетрадях:

Оля лепит домик.

 Осенью собирают овощи.

8. Итог занятия.

 Логопед:  Я буду произносить часть слова, без звука О, вы дополните его звуком О и назовёте всё слово:

сень  (осень), овощи,  Оля, окна, облако, ослик, обруч, ….

- Молодцы!

- С каким звуком мы знакомились? Какой это звук? Почему?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.

Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....

Презентация к занятию по обучению грамоте на тему "Звуки В, Вь. Буква В"

Данная презентация может быть использованна при проведении занятия по обучению грамоте с детьми старшей логогруппы, а также в качестве закрепления пройденного материала с родителями....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [г],[гь], буква Г

Целью данного конспекта является закрепелние у детей представлений о звуках[г], [гь], знакомство с буквой Г....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звуки [х], [х`]. Буква Х"

Конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. На занятии дети знакомятся со звуками [х], [х`], их акустико-артикуляционной характеристикой, учатся выделят...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: «Звуки [М], [М’]. Буква М»

Занятие для детей с общим недоразвитием речи, направленное на формирование фонетико-фонематических процессов и подготовку к обучению грамоте....