Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в лес"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) на тему

Ахметова Дамира Зульфановна

 

Дети отправляются  к Старичку-лесовичку,  создают  на пустующем месте лес,  высаживая  растения и расселяя животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_les.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

1.Закреплять  представления  детей о жизни  растений и животных  леса,    о лесе как экосистеме,  навыки  эколо гически грамотного поведения в лесу.

2.Развивать логическое мышление, способность видеть причинно-следственные связи в природе.  

3.Развивать диалогическую речь и умение делать простейшие выводы, последовательно и логично рассказывать о факте, явлении.

4.Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к лесу и его обитателям, чувство товарищества и коллективизма.

Предварительная работа:

Беседа о плакате как виде изобразительной деятельности,  чтение  художественной литературы о лесе, лесных объектах, решение экологических задач.

Материал и оборудование: 

Доска объявлений (объявления животных на листочках от разных деревьев), письмо от лесовичка на листочке дерева, картинки   с изображением правил поведения, кросс-вопросы на елочных шишках, лукошко, карты-модели «Кто это?», старичок-лесовичок (кукла), комплект  кар тинок с изображениями  растений и животных лесов, луга, водоемов (наклеенные на плотный картон), разных климатических зон,  орешки  и  ягоды  в корзиночке,  эмблемы «Знаток леса».  

Ход:

1 часть.   

- Ребята! Обратите внимание, у нас появилась необычная  доска объявлений! Здесь очень интересные,  необычные объявления. Помогите угадать,  кто написал их.

1.           «Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах? Раз в год обращаться ко мне».

- У кого  еще есть рога? Зачем этим   животным рога? (раздвигать ветки, для защиты от соперников и врагов)

2.            «Что-то очень скучно  мне одной грызть орешки! Кто составит мне компанию!».

- Чем  питается белка кроме орехов? Что меняется  в   жизни белки с наступлением  зимы?   Кто из   зверей  два раза в год меняет  шубку? (заяц, лиса, белка)

3.           «Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с медом».

- Что делает зимой медведь?    Почему иногда медведей  называют «шатунами»?  (они рано просыпаются в голодные годы, «шатаются» по лесу  и очень опасны)

-        Молодцы, вы угадали всех животных, которые  написали объявления, а где  они живут?  Кто из  вас бывал в лесу?  

- Посмотрите,  еще  какой-то листочек!  Да это   письмо.  (Зачитывает письмо)      Хотите  со  мной отправиться на помощь старичку-лесовичку?  Отправляемся.

2 часть.   

- Вот мы подошли к лесу! Но прежде чем  войти в лес, я должна узнать, с добром ли вы пожаловали, помните ли правила поведения в лесу? Перед вами картинки.    Я предлагаю расставить их так, чтобы у нас получились   плакаты для гостей леса, чтобы каждый, кто войдет в лес,  хорошо знал, что можно делать в лесу, а  что нельзя.

Плакат «Можно!» (обратите внимание на разрешающий цвет значка!) - картинки для плаката подберут девочки;  «Нельзя!» (предупреждающий цвет значка) - картинки для этого плаката соберут мальчики.

- Итак, сформулируем правила:

«Можно!» -

1.«Сажай молодые деревья!»

2.»Сделай кормушку для птиц!»

«Нельзя!» -

1. «Не ломай ветки!»

2. «Не разоряй птичьи гнезда!»

-Молодцы, мы быстро справились, у нас получились яркие, красочные плакаты для гостей леса.  Приглашаю пройти в лес.

3 часть.

- Лес гостям всегда рад. Хорошо в лесу, тихо, спокойно, воздух чистый.  Смотрите, какие красивые шишки на елке, а прошлогодних сколько! Давайте соберем их! Да это ведь необычные шишки - на них   кросс-вопросы  для вас.    На  кросс-вопросы надо отвечать быстро и коротко.

1.     У кого каждый день растут зубы?

2.     Почему волка называют санитаром леса?

3.     Когда еж не колется?

4.     Кто собирает яблоки спиной?

5.     Где зимой теплее - в ельнике или березняке?

6.     Почему божья коровка не боится врагов других насекомых – птиц?

7.     Какое дерево не знает листопада?

8.     Кто бежит задними ногами вперед?

9.     Какие звери летают?

-Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с трудными  кросс-вопросами. Оставим шишечки, вдруг белочка найдет их.

4 часть.

- А сейчас  предлагаю по схемам  угадать  животных леса и рассказать о них.  

Дидактическая игра с использованием карт-моделей «Кто это?»  

- Лера и Влад,  расскажите о своем животном.  Кто изображен на вашей карточке, Аня и Лейла? Расскажите, как вы догадались?

- Как  точно вы угадали  и описали животных леса.  Давайте  отдохнем  и   поиграем.

Физминутка  «Деревья качаются»

 

5 часть.   

- А сейчас присаживайтесь: я хочу рассказать вам про то, как  однажды  три волшебника поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится.  

Решение экологических  задач

1. Первого волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес погиб. Как вы думаете, почему?

(Количество насекомых увеличилось. Насекомых – тучи. Они быстро съели всю растительность: траву, зеленые листья  деревьев, кустарников. Затем ушли из леса или погибли растительноядные животные – зайцы, белки, ежи, лоси и др.. Начали испытывать голод и исчезать  хищники.)

2. Второй волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных - зай цев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился и добрый  волшебник. В чем  была егo ошибка?

(Для леса очень важно, чтобы в нем жили и хищные животные, которые питаются этими животными, уничтожая в том числе слабых, больных.)

3.Третий волшебник поселил в созданном лесу только волков и лисиц. Но они скоро   тоже  покинули этот лес. Почему это произошло?

(Для хищников пищей являются   животные, которые питаются растениями.)

Дети отвечают.

-Молодцы,  помогли  волшебникам увидеть  их ошибки,  отдохнули, отправляемся дальше.

6 часть.

Сидит на пеньке    старичок-ле совичок (за него говорит взрослый).

Старичок-лесовичок  здоровается с детьми и сетует, что здесь ни чего не растет  и поэтому все звери и птицы исчезли.

Воспитатель предлагает детям помочь лесовичку и на пустующем месте создать лес.

(В разных местах площадки стоят  столы, на которых находятся картинки с изо бражениями растений и животных леса, луга и озера)  

- Мальчики  сильные, ловко орудуют лопатой – они посадят  в лесу  разные растения  (выставляют их  на наборное полотно). Девочки   поселят  животных.

Решение экологической задачи  

Вопросы к детям (в ходе решения экологической задачи):

-Итак, Федя, какие деревья самые распространенные в  лесу? (ель, сосна, береза,  дуб,  рябина, клен).

-Аня, зачем в лесу нужны деревья? (они дают кров – гнезда для птиц, дупло для белки, дятла, совы, например; пищу – насекомые,  личинки в коре для птиц; защита от ветра, дождей, солнца и т.д.).

-Какие  еще растения  растут в  лесу? (дети перечисляют растения леса)

-Для кого лес является домом? (дети называют животных леса)

-На каком этаже живут птицы? А насекомые?

-Что дает лес человеку? (Грибы, ягоды, древесину, тень, чистый воздух, лес помогает сохранять влагу, защищает от ветров)

-Чем отличается лес от сада? (Все растения сада высажены человеком,  в основном это фруктовые деревья и  ягодные кустарники, животных в саду нет).

- Ожил лес -  обрадовалась  вся природа, появились облачка на небе, улыбнулось солнышко! Замечательный получился лес, давайте полюбуемся им!

Лесовичок:

- Спасибо вам, ребята, за то, что помогли мне! Я знаю замечательное стихотворение о лесе, послушайте его:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой,

Петю – сыроежкой,

Машеньку – орешком.

Старичок-лесо вичок  дарит корзиночку с  лесными орешками и  ягодами и прощается.  Дети благодарят лесовичка за угощение, прощаются с ним.

7 часть.  

Итоги:

-Мы наработались, устали, присядем, отдохнем. Как вы думаете, мы были воспитанными гостями леса?  Почему?  

-Мне приятно, что вы знаете  много полезного о лесе, строго соблюдали правила поведения в лесу и  помогли лесовичку. При создании леса  не сделали ни одной ошибки, были внимательны, вдумчивы: правильно подобрали   растения и  животных.

Педагог, рассказывая о заслугах каждого ребенка, награждает их  эмблемами «Знаток леса»:

-Федя  и Влад   подробно и интересно рассказали о лосе,  медведе-шатуне.

-Даша  и Маша  подобрали много картинок для плаката.

-Максим и Артем точно формулировали правила поведения в лесу.

-Аня  и Лиза быстро и точно отвечали на кросс-вопросы.

-Гриша и Ляйля активно исправляли ошибки волшебников, создававших лес.

-Ляйля  и Федя очень много знают о жизни леса и его обитателей и удачно дополняли ответы детей.

-Нам пора возвращаться. Попрощаемся с лесом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в Космическое пространство"

На занятии выявляется уровень знаний детей по разделу  "Развитие естественнонаучных представлений"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие на остров "Геометрических фигур"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие на остров "Геометрических фигур"...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности «Путешествие Капельки» (интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»)

Данный материал -  это конспект интегрированного занятия о роли воды в жизни человека  для старших дошкольников в игровой форме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие во времени"(образовательная область Познание)

При проведении данного занятия совершенствуются представления детей о русском быте, русском народном костюме....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» Образовательная область «Речевое развитие» Приобщение детей к художественной литературе

Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по реке времени" Образовательная область «Познавательное развитие»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»152150 Ярославская область, г. Ростов,  Микрорайон...