Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в Космическое пространство"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ахметова Дамира Зульфановна

На занятии выявляется уровень знаний детей по разделу  "Развитие естественнонаучных представлений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k-i_zanya._estestv..doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. Закреплять представления о Солнечной системе, основных космических явлениях,   о звездных  группах – созвездиях, о значении цветовой гаммы глобуса и его символических обозначениях,  о различных полезных свойствах  воды, песка, воздуха, о странах и  народах разных рас и национальностей, особенностях их образа жизни, одежды и т.д.
  2. Развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь.
  3. Воспитывать интерес к окружающему, природоохранное поведение толерантность по отношению к людям разных рас и национальностей.

Ход:

 

1 часть.  Организационный момент

- Я приглашаю вас в необычное путешествие. Хотите узнать,  куда?  Отгадайте загадку о транспорте, который поможет нам совершить это путешествие:

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд. (Ракета)

- Догадались, куда мы отправимся? Да, сегодня мы на время станем космонавтами, отправимся в Солнечное царство, в космическое государство.

- Придумайте название нашей ракете, (Сатурн»). Садитесь, 3, 2, 1 – пуск!  Держим направление «Земля – Космос». Пока мы летим, предлагаю вам  отгадать загадки.

- Над домом у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

- Искры небо прожигают,

А до нас не долетают. (Метеориты)

- Голубой платок,

Красный колобок –

По небу катается,

Людям улыбается. (Небо и солнце)

2 часть. В космическом царстве

- Вот мы оказались в космическом царстве. Посмотрите, как здесь красиво, как интересно!

Еще одна загадка:

- Раскинут ковер, рассыпан горох:

Ни ковра не поднять, ни гороху не собрать. (Звезды)

- Вы видите  звездное небо.

- Из чего  зарождаются звезды? (из туманностей и  космической пыли)

- Звезды объединяются  в  группы. Как они называются? (созвездия).

Д/игра «Созвездия»

- Посмотрите  внимательно и назовите свои  созвездия. Дима, как называется твое созвездие? А твое, Катя?

- Подберите к своим созвездиям  подходящие пазлы.

- Давайте проверим. Ребята, Катя правильно подобрала картинку к своему созвездию? А Саша? Молодцы, быстро справились с заданием!

- На звездном небе чего только нет – созвездия, туманности, галактики. А где же среди звезд и туманностей Солнце? (оно затерялось среди звезд и других космических тел – Солнце это звезда, не самая  большая,  но и не самая маленькая.)

- Из космических ракет и спутников космонавты  наблюдают самые  разные явления, которые происходят над поверхностью нашей планеты, и предупреждают  об этом нас с вами. Мы тоже сейчас видим их.

- Как называется это явление? (звездопад)

- Почему его так назвали? (кажется,  будто падают звезды)

- Как правильно называется это явление? (метеоритный дождь – падение твердых маленьких камней, прилетевших из космического пространства, которые на самом деле называются метеорами).

- Опасен  ли метеоритный дождь?  (нет)

- А что такое метеориты? (камни, которые долетели до Земли и упали на нее). – Опасны ли метеориты?

- А  это что за небесное тело? (комета).

- Чем комета отличается от звезды или метеорита? (у нее есть хвост, голова и  она постоянно блуждает)

- Послушайте, как красиво написал о комете поэт:

Извечно кружится

В пространстве жар-птица.

К звезде подлетает –

Свой хвост распускает.

Светящийся хвост –

На тысячи верст;

Как странница где-то

Блуждает комета.

- Как называется это явление? (лунное затмение: когда луна собой затмевает Солнце, это явление наблюдается с Земли)

- А это явление? (Млечный путь: наша Галактика, спираль из громадного количества звезд, светлая дорожка)

- Какие еще небесные тела мы видим в космическом пространстве? (планеты) - Сколько планет в  Солнечной системе?  

- Какая планета самая далекая  от Солнца?

- Какая планета самая большая?

- У какой планеты есть кольца?

- Какая планета самая близкая к Солнцу?

- Какая самая маленькая?

- Найдите  среди звезд и других планет нашу родную планету! Как она называется?  Давайте полюбуемся  ею. Вот какая она красивая, если посмотреть на нее  из космоса!

Загадка  о глобусе

- На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Рассматривание глобуса

- Как еще называют глобус? (уменьшенная модель Земли)

3 часть.      Свойства  воды, песка и воздуха

- Вы знаете, что наша Земля окружена  смесью газов, которая называется воздухом.   Он необходим нам всем, чтобы жить.

- Назовите свойства воздуха. (невидим, прозрачен, газообразен, не имеет вкуса, формы, запаха)

- Может ли воздух изменить запах? В каком случае?

- Можно ли поймать воздух? (да, в воздушный шар, в полиэтиленовый пакет, в любой закрытой посуде находится воздух)

- Предлагаю д/и  «Угадай, что показали» (обозначения водоемов, материков, пустынь, гор, равнин и т.д.).

- Итак, вы знаете, что голубым цветом на глобусе обозначаются водоемы.  

- Для чего нужно так много воды на Земле? (беседа с детьми  «Вода - источник жизни на Земле»).

- Назовите свойства воды. (прозрачная, безцветная, жидкая, без вкуса и запаха, но может приобрести вкус и запах того вещества, которое добавляют, не имеет формы, но может приобрести форму какого-нибудь сосуда)

- Если без воды нет жизни, значит к ней нужно как-то особенно относиться? (рассказы детей из личного опыта «Как я берегу воду?»).

- Вспомним, что желтым цветом обозначаются пустыни.  

- Расскажите о свойствах песка. (сухой - сыпучий, мокрый – лепится, шершавый, пахнет пылью)

- Как использует человек песок в промышленности? (детям он нужен для игр, в строительстве, при изготовлении стекла)  

- Вот какая разная, необычная у нас планета, на ней есть все необходимое для жизни.  

4 часть.      Страны и народы

-    В самых разных странах, на разных материках нашей планеты проживают люди  разных рас и национальностей.

- Что это значит? (Это значит, у них отличающаяся внешность, они ведут разные  образы жизни,  одеваются в разные одежды)  

- В каких странах проживают народы, относящиеся к монголоидной расе? (Китай, Монголия, Япония)

- К негроидной расе?  (Африка, Латинская Америка, Франция, Гаити)

- К европеоидной расе? (Россия, Америка, Англия, Чехословакия, Украина)

- Давайте   поиграем.

Д/и «Одень куклу»

- Каждой кукле нужно подобрать соответствующую одежду.

- Молодцы, правильно справились с заданием.

5 часть.    Итоги.  

- Наше путешествие закончилось. Пора возвращаться, занимайте свои места, 3, 2, 1 – пуск!  Наш корабль держит курс «Космос – Земля».  Интересно  было побывать в космическом пространстве? Что тебе понравилось, Ваня? А что запомнилось тебе, Валера?

-  Вы показали себя большими знатоками космоса. Ваня и Рита интересно рассказали о  том, как появляются звезды. Никита и Сережа много знают о различных космических явлениях. Сережа и Валера хорошо разбираются в цветовых обозначениях глобуса, а Катя и Миша быстро и правильно подобрали куклам  подходящую одежду. Вот мы и дома!

Самоанализ занятия

   Вашему вниманию была предложено    занятие по разделу «Развитие естественнонаучных представлений»  с  подгруппой из  человек  подготовительной группы. Тема   занятия:  «Путешествие в космическое царство».

   Тема  определена в соответствии с   требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой и Государственным образовательным стандартом.

    В ходе занятия  решались следующие задачи:   

Обучающая:   Закреплять представления о Солнечной системе, основных космических явлениях,   о звездных  группах – созвездиях, о значении цветовой гаммы глобуса и его символических обозначениях,  о различных полезных свойствах  воды, песка, воздуха, о странах и  народах разных рас и национальностей, особенностях их образа жизни, одежды и т.д.

Развивающая: Развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь.

Воспитательная: Воспитывать интерес к окружающему, природоохранное поведение, толерантность по отношению к людям разных рас и национальностей.

   Содержание деятельности детей  на занятии полностью соответствует поставленным целям, задания выстроены по нарастающей сложности. Каждая часть решала определенную задачу с учётом психо-физиологических и индивидуальных особенностей детей.

   1. Организационный момент      (загадка о транспорте, полет, разгадывание  загадок во время полета) помог  мобилизовать внимание детей, активизировать в памяти знания на тему «Космос»,  обеспечил нужный эмоциональный настрой и мотивацию умственной деятельности, вызвал у детей желание активно работать на занятии (побывать в космосе).

   2.  На протяжении всего занятия решались обучающая, развивающие и воспитательные задачи.

Основная часть занятия (2-4 части) несла максимальную нагрузку.   

   Задачи  реализовывались через выполнение детьми   игровых заданий (разгадывание загадок, дидактическая игра с использованием карт-пазлов «Созвездия», беседа о  космических  явлениях, игра с глобусом  «Угадай, что показали», беседа о свойствах воздуха, песка и воды, игра «Одень куклу»), которые показали высокий уровень знаний у детей и соответствие их программным требованиям и Государственному образовательному стандарту.

   Эмоциональный настрой обеспечивался  частой сменой видов деятельности, интересными игровыми заданиями, вопросами проблемного и поискового характера, красочностью и эстетичностью наглядного материала, созданной среды (действие происходило в космическом пространстве), созданием  ситуации   сотрудничества между    детьми, поощрением и поддержкой со стороны воспитателя, созданием ситуации успеха.

    Удовлетворение  двигательной потребности детей достигалось за счет включения игрового элемента (полет в невесомости) для смены видов деятельности,  что способствовало предупреждению утомления у детей, повышению ра ботоспособности на протяжении всего занятия.

  Для поддержания  умственной активности были использованы следующие методы:

  1. наглядный (игра с пазлами,   комплект  кар тинок с изображениями   космических явлений, карта «Солнечная система);
  2. словесный (беседа о космических явлениях, свойствах воды, песка и воздуха,  проблемные и поисковые вопросы, повторное проговаривание ответов, побуждение, художественное слово);    
  3. практический (работа с пазлами).

   Были использованы следующие формы детской деятельности: фронтальная,  работа в парах, индивидуальная.

  1. Фронтальная работа (разгадывание загадок, вопросы) обеспечила постоянное взаимодействие с детьми, позволила мобилизовать внимание, выявила уровень  знаний по теме.
  2. Работа в  парах  (игра «Одень куклу) выявила умение определять  народы разных рас и народов по  их внешним  признакам,  подбирать им соответствующую одежду, вести диалог с партнером-сверстником.
  3. Индивидуальная работа (индивидуальные выступления детей) давала побуждающий стимул, позволила выявить уровень знаний каждого ребенка, уровень сформированности навыков   природоохранного поведения, уровень владения диалогической речью и умение делать простейшие выводы, последовательно и логично рассказывать о фактах.  

В основной части занятия решалась и воспитательная  задача:   природоохранное поведение (беседа о свойствах воды), толерантность по отношению к людям разных рас и национальностей (игра «Одень куклу»).

Дети  поправляли, дополняли  ответы друг друга при отгадывании загадок,   в игре «Созвездия».

   4. В заключительной  5 части   был подведён итог и дана положительная оценка деятельности каждого ребёнка на занятии, что имело  психо-эмоциональную направленность.

   Для активной умственной деятельности детей были созданы соответствующие гигиенические и эстетические условия:

  1. рационально размещено  оборудование и атрибуты  (работали  стоя, в движении,  сидя);
  2. максимально использовано пространство  помещения;
  3. обеспечена освещенность для визуальной работы детей;
  4. эстетично оформлены пособия.  

   Эффективность подобранных методов и приёмов в руководстве познавательной деятельностью  и создание  необходимых гигиенических и эстетических условий для активной умственной деятельности детей подтверждается  полученными   результатами.    Оценка детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: "Космическое путешествие" (Повторение и обобщение).

Методическая разработка НОД по математике в старшей возрастной группе. Конспект составлен с учетом ФГОС ДО. Время проведения - не более 25 минут. Цель: создать условия для обобщения и закрепления прой...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: "Космическое путешествие" (Повторение и обобщение).

Методическая разработка НОД по математике в старшей возрастной группе. Конспект составлен с учетом ФГОС ДО. Время проведения - не более 25 минут. Цель: создать условия для обобщения и закрепления прой...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: "Космическое путешествие" (Повторение и обобщение).

Методическая разработка НОД по математике в старшей возрастной группе. Конспект НОД составлен с учетом ФГОС ДО....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: "Космическое путешествие" (Повторение и обобщение). Старший дошкольный возраст.

Методическая разработка НОД по математике в старшей возрастной группе. Конспект НОД составлен с учетом ФГОС ДО. Время проведения - не более 25 минут....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Космическое путешествие"

Данный конспект разработан для формирование и закрепление знаний о космосе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике"Космическое путешествие"

Программное содержание: закрепить знания детей о вселенной; закрепить количественный и порядковый счёт, умение находить смежные числа; прямой и обратный счёт в пределах 10; упражнять в составлении и р...