Главные вкладки

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора и коммуникации для детей подготовительной группы Тема: «Далекая, жаркая Африка».
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Кравцова Лариса Владимировна; Шох Татьяна Николаевна

     

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора и коммуникации для детей подготовительной группы  Тема: «Далекая, жаркая Африка».

    Использованные  технологии :

    ТРИЗ

    ИКТ

    Личностно-ориентированная

    Здоровьесберегающая

    Игровая

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dalekaya_zharkaya_afrika.doc75.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора и коммуникации занятия для детей подготовительной группы  Тема: «Далекая, жаркая Африка».

    Использованные  технологии :

    ТРИЗ

    ИКТ

    Личностно-ориентированная

    Здоровьесберегающая

    Игровая

    Программное содержание: 

    1. дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;
    2. формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
    3. уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности;
    4. упражнять в образовании сложных слов, притяжательных, прилагательных, в подборе существительных и прилагательных, в образовании приставочных глаголов;
    5. закрепить представление детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах;
    6. научить детей произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций (релаксация для мобилизации обучать приемам само расслабления);
    7. развивать точную координацию движений, ловкость, концентрировать внимание на одном виде деятельности, активизировать моторику рук;
    8. создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие, создавать положительный эмоциональный фон в группе.

    Оборудование: конверт с письмом (на конверте штамп – якорь); картонные силуэты матрешек (нераскрашенные); восковые мелки; географическая карта Африки; глобус; матросские шапки по количеству детей; технические средства обучения.

    Организационный момент.

    - Здравствуйте ребята! Давайте  узнаем, готовы ли вы узнать что-то новое.  Ручки на месте, ножки на месте, голова на месте, глазки на месте, ушки на месте, а ротики на месте, а улыбки. Улыбнулись все друг другу.

    Дети выполняют самомассаж под слова педагога.

    - Ребята, посмотрите, сегодня утром почтальон принес мне загадочное письмо. Оно адресовано вашей группе. Давайте его прочтём:

    Молодой моряк в матроске,
    Вышел к берегу реки.
    Снял матроску по-матросски,
    Снял морские башмаки,
    По-матросски раздевался,
    По-матросски он чихнул,
    По-матросски разбежался
    И … солдатиком нырнул.

    - Здравствуйте ребята, вы, наверное, догадались,  кто вам пишет. Я моряк и очень люблю путешествовать.  Сегодня я решил отправиться в Африку. Я думаю, вы с удовольствием со мной поплывете.        

    - Ну, что ребята поплывем в Африку?

    - Но для этого сначала мы должны сделать подарки для Африки. Давайте, мы сделаем матрешек. Ведь матрешка – это символ нашей страны. А в какой стране мы живем? (России).

     - Присаживаемся на свои места. Перед вами лежат вот такие матрешки, но они совсем не красочные, давайте мы их украсим.

    Дети раскрашивают матрешек восковыми мелками.

    - Ребята, скажите какое время года сейчас? (зима)

     - Да, за окном мороз, холод, снег, а мы сегодня отправимся с вами в очень жаркую страну, и нам станет тепло и весело. Попробуйте сами найти Африку на глобусе.

    Дети рассматриваю карту Африки, потом отыскивают её на глобусе.

    Послушайте наш маршрут:

    “Доплывем до Занзибара,

    Поплутаем по Сахаре,

    Поглядим Килиманджаро,

    Погуляем с Гиппопо.”

    - При изображении  на карте Африки, используют много желтого цвета.

    Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? (Ответы детей).

    - Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Давайте наденем матросские шапки и отправимся в путь.

    Дети надевают матросские шапки.

    - Итак, в путь!  Плыть ребята предстоит несколько дней. Как вы думаете, почему так долго? (путь не ближний, корабль сравнительно медленно).

    “Африка! Африка!

    Волшебная страна.

    Отправимся мы в Африку,

    Давно нас ждет она.

    Увидим в жаркой Африке,

    Как звери там живут…

    Скорее едем в Африку, джунгли нас ждут!”.

    Звучит песня «Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова, дети с воспитателем подпевают:

    Если долго, долго, долго,

    Если долго по дорожке,

    Если долго по тропинке

    Топать, ехать и бежать,

    То, пожалуй, то, конечно,

    То, наверно, верно, верно,

    То, возможно, можно, можно,

    Можно в Африку прийти.

    - Вот мы и добрались до Африки. Но для начала необходимо узнать, на какие зоны делится Африка.

     - Африка делиться:  пустыня, тропики, саванна.

    - Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно). Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно.

    - Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы детей)

    - Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками.

    - Как же они обходятся без воды? (ответы детей)

    - У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли.

    - Зачем растениям такие длинные корни? (доставать воду, которая глубоко под землей).

    - Кажется, в пустыне не может быть животных. Но, посмотрите, что за чудеса. Прямо на нас движется медленно высокое животное с большим горбом на спине.

    “Зверь я горбатый,

    Нравлюсь ребятам”.

    Кто это? (верблюд)

    Показ видео с верблюдом.

    - Верблюда называют кораблем пустыни.

    - Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля)

    - Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Как вы думаете, почему им не жарко в пустыне? (Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей).

    - Когда ветер в Сахаре поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.

    - Ребята, скажите, могут ли здесь жить обезьяны? (не могут).

    - Почему вы так думаете? (нет деревьев, растительности, бананов).

    - Скажите, а где могут жить обезьяны? (в джунглях, тропиках)

    - Давайте отправимся дальше. Садитесь на верблюдов, поедем дальше и послушаем.

    Имитация поездки под аудиозапись «Этническая музыка»      

        ( http://ethnic.com.ua/music/465)

    - Жарко в пустыне! Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами появляется небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (показ слайда).

    - Это – оазис с плодородной почвой, где вокруг источников или вдоль рек растут сады. Вода здесь ценится на вес золота.

    - Ребята, отдохнем на берегу озера? (да)

    - Давайте искупаемся, позагораем.

    Звучит аудиозапись «Спокойная вода»( http://download-sounds.ru/voda/). Релаксационная гимнастика “Волшебный сон”

    Реснички опускаются...

     Глазки закрываются...

     Мы спокойно отдыхаем...

     Мы спокойно отдыхаем...

     Сном волшебным засыпаем...

     Дышится легко... ровно...глубоко...

     Наши руки отдыхают...

     Отдыхают... засыпают...

     Отдыхают... засыпают...

     Шея не напряжена и расслаблена...

     Губы чуть открываются...

     Все чудесно расслабляется...

     Все чудесно расслабляется...

     Дышится легко... ровно... глубоко

    Длинная пауза. Дети выходят из "Волшебного сна".

     Мы спокойно отдыхали,

     Сном волшебным засыпали...

     Хорошо нам отдыхать!

     Но пора уже вставать!

     Крепче кулачки сжимаем.

     Их повыше поднимаем

     Потянуться! улыбнуться!

     Всем открыть глаза и встать!

    - Ребята, пустыня осталась позади. Впереди - Африканская саванна (показ слайда).

    - Чем покрыта земля в саванне? (травой).

    - Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья.

    - Ребятки, давайте немного поиграем.

    Игра «Узнай меня»

    Цель: учить описывать животное по картинке, не называя его.

    Ход: Сначала взрослый описывает животного, а дети отгадывают его. Затем можно ребенку предложить описать какого-нибудь животного, а все дети отгадывают.

    - Климат в саваннах сезонный, засушливый период сменяется дождливым. Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.

    - Не успели мы ступить на землю, как послышался грозный рык (аудиозапись)

    - Что за зверь рычит? (лев, показ слайда).

    - Это царь зверей – лев. Лев может быть незаметным, так как он прячется  среди желтой сухой травы.

    - Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)

    - В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей.

    - Как же животные спасаются от хищников? (зебры, газели, антилопы очень быстро бегают).

    Показ видеозаписи(http://faunazoo.ru/lvinaya-oxota)

    - Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру. Что делать зебре? (защищаться).

    - Средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику.

    Воспитатель:

    “Тут входит голову задрав

    Не потому, что важный граф

    Не потому, что гордый нрав

    А потому, что он …(жираф, показ слайда).

    - В саванне живет самое высокое животное на земле. Почему же жираф выглядит гордо и важно? (у него длинная шея, ноги).

    - Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом.

    - Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).

    - В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:

    “И петь не поет

    И летать не летает…

    За что же народ

    Его птицей считает?” (Б.Заходер)

    - Кто же это? (страус, показ слайда)

    - Почему же его считают птицей? (у страуса есть крылья, но служат ему украшеньем).

    Воспитатель:

    “Есть очень много рогачей

    В зоопарке и в лесу

    У всех рога на голове

    А у него лишь на носу” (носорог, показ слайда)

    - Огромен носорог от двух до четырех метров в длину, весит до 4 тонн. Его тело покрыто толстой кожей грязно-серого цвета.

    - А что у него на лбу? (рог)

    - А вот Африканские гиганты. Узнали вы их? (слоны, показ слайда)

    - Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).

    - Самое удивительное у слона – хобот. Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет).

    - Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Теремок».

    Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника.  Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и поочереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается  хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку  и просятся к нему в домик (на примере сказки):

    - Тук, тук, кто в теремочке живет?
    - Я, Лев. А ты кто?
    - А я - Жираф. Пусти меня в теремок?
    - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

    -У меня тоже есть хвост.

    - А наше путешествие продолжается. Посмотрите на карту:

    - Что мы видим еще на карте коричневого цвета?

    - Всеми оттенками коричневого цвета изображены горы.

    - Это – Килиманджаро.

    Здесь берут свое начало многие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Лимпопо.

    “А по реке плывет бревно

    Ох, и злючее оно

    Тем, кто в речку угодил

    Нос откусит…” (крокодил, показ слайда)

    - По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы. Посмотрите, по этим деревьям прыгают обезьяны (показ слайда). А давайте и мы немного попрыгаем.    

    Физкультминутка исполняется на мотив мелодии из мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песню» (автор Пушкова И.В.)

    Вышли дети погулять,

    Порезвиться, поиграть.

    По саванне идём

    Жарким африканским днём (Дети идут друг за другом по кругу).        

    Гордо голову задрав,

     На ребят глядит жираф.

    Как жираф, мы пойдём

    Жарким африканским днём (Дети идут на полупальцах, вытянув руки над головой).

    Носорог-рог-рог идёт,

     Бегемот-мот-мот бредёт.

    Как они, мы пойдём

    Жарким африканским днём (Дети ползут «на четвереньках»).

    Антилопы лёгкий бег

    Поразил сегодня всех,

    Побежим мы бегом

    Жарким африканским днём (Дети легко бегут по кругу).

    Утомила нас жара,

    Возвращаться нам пора,

    Песню мы допоём

    И учиться вновь пойдём! (Дети через стороны поднимают руки вверх –

    вдох, опускают вниз – выдох).

    Дети садятся на стульчики.

    - Ой, ребята, а куда же делась обезьянка? Пока мы с вами веселились,  все звери спрятались и оставили только свои маски.

    - Вот, например, у льва большая грива, значит он какой? (большегривый).

    - А у страуса тонкие ноги, значит он какой? (тонконогий).

    - Если страус ест только траву, значит он какой? (травоядный).

    - Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий).

    - У обезьяны длинный хвост, значит она какая? (длиннохвостая).

    - У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий).

    - У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый).

    - А теперь ребята подберите слова:

    1. Крокодил нырнул в воду, а потом из воды…(вынырнул)
    2. Черепаха заползла за камень, а потом из-за него…(выползла)
    3. Страус зарыл голову в песок, а потом он ее оттуда…(вырыл)
    4. Обезьяна залезла на дерево, посидела, и с дерева…(слезла)

    - И передвигаются все звери по-разному.

    1. Как передвигается крокодил? (плавает, ходит)
    2. А носорог? (ходит)
    3. А обезьянка? (лазает, перепрыгивает)
    4. А черепаха? (ползает)

             - Теперь вы знаете хорошо обитателей Африки. Ой, смотрите, обезьянки передали вам свои подарки в корзинке. А теперь давайте мы подарим свои подарочки, мы их оставим в корзинке, а обезьянки их затем заберут.

    - Вам понравилось путешествие по Африке? Вы узнали много интересного и многих обитателей Африки?

    - Ребята, посмотрите у каждого из вас на столе лежат сигнальные карточки: красного и зеленого цвета. Я сейчас буду говорить следующие предложения. Если вы считаете, что оно правильное поднимаем зеленую сигнальную карточку, а если неправильное, то красную.

    1. Мы сегодня путешествовали в Австралии.
    2. Африка делится на 3 зоны: пустыня, тропики, саванна.
    3. В Саване  есть гигантские деревья – боабабы.
    4. Африка – это царство холода.

    - Ну, что ребята молодцы! До свидания Африка. Садимся на корабль, поплыли домой!

    Звучит песня «Веселые Путешественники» (Муз. М.Старокадомский, текст С. Михалков).

    Список литературы.

    1. Вареник Е.Н. Утренняя гимнастика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
    2. Гербова В. В.Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада, —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
    3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. —М.:Мозаика-Синтез, 2008.
    4. Комарова Т. С, Зацепина МБ. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада, —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
    5. http://ethnic.com.ua/music/465
    6. http://download-sounds.ru/voda/
    7. http://faunazoo.ru/lvinaya-oxota
    8. http://www.slideboom.com/presentations/620270/Музыкальная-физкультминутка-%22Путешествие-в-Африку%22


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности Познание (формирование целостной картины мира) с элементами художественного творчества для детей подготовительной группы «Путешествие на планету - Марс».

    Цель:  познакомить с планетой и ее особенностями.Задачи:1.    закрепить знания детей о планетах Меркурий, Венера, Земля;2.    развивать способность передавать вырази...

    Непосредственная образовательная деятельность. Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора). Коммуникация.

    Непосредственная образовательная деятельность.Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).Коммуникация. Тема:«Дружная семья». С приглашением многодетной семьи Кинисовых....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира, расширение кругозора в подготовительной группе.

    Конспект занятия по расширению кругозора детей о строении собственного тела, о внутренних органах человека, их значении. о правильном питании, его значении и взаимосвязи здоровья и питании....

    Конспект непрерывной – образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора во второй младшей группе

    Цель:Обобщить знания детей о видах спорта.Дать четкое представление о пользе занятий спортом.Воспитание эмоционально-волевой сферы через желание заниматься спортом....