Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Зимующие птицы нашего края"
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

    Журавлева Наталья Николаевна

    Расширять представление детей о зимующих птицах нашего края. Вызывать стремление беречь и помогать зимующим птицам. Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soderzhanie_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx25.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

    для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Птицы нашего края»

    Задачи:

    Образовательные:

    Уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания.

    Учить находить признаки сходства и различия.

    Развивающие:

    Активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук (через конструирование из бумаги птицы в технике «Оригами»).

    Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

    Совершенствовать диалогическую речь.

    Воспитательные:

    Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

    Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

    Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

    Оборудование:

    Картинки и фотографии зимующих птиц; записи голосов птиц на CD-диске; кормушки; корма для птиц; бумага на каждого ребёнка; ножницы; фломастеры.

    Предварительная работа:

    Разучивание стихов о птицах.

    Содержание непосредственно образовательной деятельности :

     1.Организационная часть.

    Доброе утро! – птицы запели –

    Добрые люди встают с постели;

    Прячется вся темнота по углам,

    Солнце взошло и идет по делам.

     Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

    Включить запись пения птиц. Попросить детей закрыть глаза.

    Воспитатель: Что вы, ребята, представили сейчас?

    Выслушиваются мнения детей.

    -  А как вы думаете, сейчас можно услышать такое чудесное птичье пение?

    - Почему?

    - Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц?

     

    2.Основная часть.

    Актуализация знаний детей.

     Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Поэтому давайте посмотрим, что вы о них знаете?

    Я предлагаю вам поиграть. Игра на внимание «Прилетели птицы».

    Воспитатель читает стихотворение. Если дети услышат, что он называет не птицу, хлопают в ладоши. Сосчитать всех птиц и показать число, соответствующее их количеству.

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Мухи, воробьи,
    Комары и снегири,

    Дятлы и лягушки,

    Совы и ватрушки.

    Поисково – исследовательская деятельность.

     Ребята, скажите, какие особенности отличают птиц от других животных?

    Выслушиваются ответы детей. 

     На столе у вас лежат перья.  Скажите, для чего нужны перья птице?

    Ответы детей.

    Верно. Перья птице необходимы для полёта, а ещё они обогревают её тело. Но всё-таки, некоторые птицы не выдерживают низких температур, и улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц?

    Ответ детей (перелётными).

      Ребята, давайте рассмотрим как устроены перья у птиц.

    У пера есть проходящий в середине упругий стержень и плоское опахало.

    А что можно ещё сказать о стержне?

    Ответы детей: плотный, пустой.

      Попробуйте поднять перо вверх и опустить его. Как оно падает? Почему так падает?

    Ответы детей. Оно падает медленно, плавно кружась. Перо лёгкое и эластичное. Это помогает птицам в полёте.

    Новый материал.

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.

     Давайте отправимся с вами на птичью выставку. А экскурсоводами будете вы ребята.

    Но сначала отгадаем загадку.

    Ищет целый день он крошки,

    Ест букашек, червячков.

    Зимовать не улетает,

    Под карнизом обитает. (воробей)

    Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение):

    Чик-чирик, чик-чирик!

    Воробей скачет по дорожке,

    Собирает хлебные крошки.

    По ночам кочует,

    Зёрнышки ворует!

    В: Как чирикает воробей? (чик-чирик)

    Картинка с изображением воробья помещается на выставку-доску. Включается запись голоса.

    Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Любят полакомиться хлебными крошками, зёрнышками овса, только воробьи клюют пшено.

    Зимой на ветках яблоки!

    Скорее собери!

    И вдруг вспорхнули яблоки…

    Да это ж… (снегири).

    Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение):

    Алой кисточкой заря

    Красит грудку снегиря,

    Чтоб в морозы и в пургу

    Не замёрз он на снегу.

    Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.

    В: Послушайте, как снегирь поет (запись голоса).

    Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Любит полакомиться ягодами рябины, облепихи, барбариса, семечками арбуза и тыквы.    

    Верещунья, белобока,

    А зовут её… (сорока).

    Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением сороки (читает стихотворение):

    Не сидит она на месте,

    На хвосте разносит вести.

    Может, в них и мало прока.

    Но горда собой сорока.

    Картинка с изображением сороки помещается на выставку - доску.

    В: Послушайте, как трещит сорока  (включается запись голоса).

    Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко и сидит разглядывает. Потом схватит, в гнездо своё утащит. Сорока всеядна.

    Спиною зеленовата,

    Животиком желтовата.

    Чёрненькая шапочка

    И полоска шарфика. (синица)

    Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение):

    Пусть снег вокруг искриться

    И зимний ветер злится –

    Поёт не уставая

    Синица расписная.

    Картинка с изображением синицы помещается на выставку - доску.

    В:  Послушайте, как поёт синица.(запись голоса)

     Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень бойкие и шустрые птички. В тёплые края не улетают, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Зимой им приходится нелегко и в поисках еды они прилетают к жилью человека. Кроме разных семян, любят сырое несолёное сало и мясо.

    Чёрный жилет, красный берет,

    Нос, как топор, хвост, как упор.(дятел)

    Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение):

    Дятел – врач лесного царства,

    Дятел лечит без лекарства.

    Лечит липы, клёны, ели,

    Чтоб росли и не болели.

    Картинка с изображением дятла помещается на выставку - доску.

    В: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Ими он питается. Живёт в дупле.

    Послушайте, как стучит дятел (включается запись).

    Окраской – сероватая,

    Повадка – вороватая,

    Крикунья  хрипловатая.

    Известная персона.

    Кто это?  ( ворона)

    Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение):

    Особа всем известная,

    Она -  крикунья местная.

    Увидит тучку тёмную,

    Взлетит на ель зелёную

    И смотрит, словно с трона,

    А это ведь ворона.

    В: Послушайте, как ворона каркает (включается запись).

    Ворона – важная, горластая. Вороны имеют полностью чёрную окраску, но встречаются и чёрные с серой окраской. Летают обычно стаями. В стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

    Проводится физкультминутка.

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

    Птица крыльями взмахнула,

    Птица перья отряхнула,

    Крылья убрала назад,

    Сделав очень важный взгляд.

    Посмотрела вправо-влево,

    Удивилась: «Что за дело?

    Нет тут птицы ни одной,

    Полечу-ка я домой».

    Полетела, полетела,

    В гнёздышко своё присела.

    В: Молодцы ребята!  Красивая получилась у нас выставка!

     Скажите, каким одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие)

    Сейчас поиграем в игру «Какой птички не стало?»

    (На доске несколько картинок с изображениями зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)  

    Ребята, подумайте может каких-нибудь птиц не назвали? (тетерев, галка, голубь).

    Голубь часто мы видим эту доверчивую птицу. Они любят крупу и хлеб. Как голубь воркует? (гру-гру).

    Голубя считают символом мира.

    Конструирование из бумаги в технике «Оригами».

    Я предлагаю вам смастерить голубя из бумаги.

     

    Соединим их вместе. Посмотрите, какая красивая получилась стайка.

    3. Заключительная часть.

    В: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц).

    Покормите птиц зимой,

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    Небогаты их корма,

    Горсть одна нужна,

    Горсть одна – и не страшна

     Будет им зима.

    Сколько гибнет их –

    Не счесть, видеть тяжело!

    А ведь в нашем сердце есть

    И для них тепло.

    Разве можно забывать:

    Улететь могли,

    А остались зимовать

    Заодно с людьми.

    В:Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашей площадке мы повесим кормушки и будем насыпать в них корм. Может быть, за зиму мы спасём ни одну птицу.

    В: Ребята, а вы хотите покормить птиц? Но помните, что каждая птица предпочитает свой корм.

    Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем их кормить? Кто мне поможет? (Дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитают птицы). 

    В: Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего? Что нового и интересного вы узнали сегодня?

     Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома будет висеть кормушка, которую помогут вам сделать взрослые. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать.

    Приучите этих птиц

    К своему окну,

    Чтоб без песен не пришлось

    Нам встречать весну.

    Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней. Но самое главное, как я считаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Зимующие птицы» в подготовительной группе

    Задачи:ОбучающиеУточнить и расширить представления детей о зимующих птицах( внешний вид, способы передвижения, питание, приспособление); познакомить детей с новой для них птицей - клест.Вовлекать дете...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Водоёмы Владимирского края и их обитатели»

    Программное содержаниеПознакомить детей с водоёмами нашей области и их обитателями.   Обучение детей умению устанавливать рыб по внешнему виду с помощью рисунков и фотографий.Развивать у вос...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию "Наш северный край"

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию в подготовительной к школе группе...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Птицы – наши друзья» в старшей группе

    Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему: "Птицы - наши друзья"....

    Непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с птицами родного края».

    Конспект непосредственной образовательной деятельности к проекту о птицах. Это вид обучаемой деятельности, который поможет детям узнать больше о птицах, их строении, условий жизни....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные и птицы нашего края"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные и птицы нашего края"...


     

    Комментарии

    югова марианна рафаильевна

    хорошее занятие, использую его.