Главные вкладки

    Поисково-познавательный проект "Балашов - город детства. Микрорайон Козловка"
    статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Грицкова Татьяна Александровна

    Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине, месту, где человек родился...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poiskovo_na_sayt.docx19.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Поисково-познавательный проект «Балашов – город детства. Микрорайон Козловка»

    Родной город… В каком бы месте мы не жили – это всегда самый близкий нашему сердцу уголок. Нелегко рассказать о Балашове дошкольникам.

       Как донести до них эту достаточно сложную тему, привить интерес к истории, любовь к своему городу, своей культуре, народу и  к своей земле?

    Для решения этих проблем был  разработан  поисково – познавательный проект «Балашов – город детства. Микрорайон Козловка».

    Надо отметить, что в настоящее время метод проектирования актуален и очень эффективен.  Он дает возможность экспериментировать, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, как воспитанников, так и взрослых, позволяет применять принципы диалогизма, креативности, открытости.

      Цель данного проекта:

    1. помочь растущему человеку открыть его малую родину
    2. дать о родном городе некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди

    Кратко изложу содержание проекта и его результаты.

       Знакомство с родным городом начали со знакомства с микрорайоном, в котором мы живем, с улицы, на которой находится родной дом.

    Перед детьми был поставлен вопрос: почему наш микрорайон называется Козловка?

    В рамках работы над проектом началась совместная поисковая работа, в ходе которой эффективно использовались различные формы взаимодействия между детьми, воспитателями и родителями.

    Пользуясь различными  источниками, дети и родители узнавали об истории названия микрорайона. В детском саду они обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории названия.

    Дети узнали о том, что ранее на территории нашего микрорайона располагалось село Козловка, которое возникло даже раньше, чем город Балашов. Свое название село получило, как место, где обитали в больших количествах дикие козлы. У нас возникла идея – создать герб нашего микрорайона, на котором дети предложили изобразить козла.

    Дети знакомили нас с результатами поиска, связанного с названием улиц.

    Так Лиза рассказала, что улица Б. Революционная, на которой живет их семья, раньше называлась Продуваловка. Улица Северная, по исследованиям семьи Данилы, была улицей Нижней. Артем узнал, что его улица Пугачевская называлась Средней, а улица Макаренко, на которой живет Вадим, называлась Криуша.

    А как самозабвенно рассказывала Настя о своем открытии. Раньше улица Астраханская  называлась Гренадерка.  На улице Гренадерской вначале было разрешено строить дома только участникам войны 1812 года, то есть гренадерам.

    Так дети – исследователи расширяли свои знания об изучаемом объекте. Такие исследования учили детей  добывать новые сведения, повышая тем самым познавательный интерес к истории микрорайона.

    Работа, построенная на основе проекта, показала инициативу и интерес со стороны родителей. Родители вместе с детьми наблюдали за своей улицей в разных ракурсах - утром, когда шли в детский сад, вечером, когда возвращались домой - открывали новое в привычном, обыденном, глубже всматривались в то, что его окружает.

       Посещение детской библиотека №4, рассказ библиотекаря о истории микрорайона, рассматривание фотографий старинного и современного города способствовало уточнению и дополнению знаний детей. В результате еще больше возрос интерес  к прошлому наследию микрорайона.

    Работа по реализации проекта велась и в ходе экскурсий по близлежащим улицам, где дети знакомились с устройством микрорайона, его структурой, назначением различных учреждений и служб. Они узнали, что люди разных профессий трудятся на благо микрорайона, стараются сделать жизнь горожан удобнее, интереснее.

       С большим интересом дети совместно с родителями работали с картой нашего микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослого рисовал местоположение своего дома. А в детском саду мы вместе обозначали названия улиц, известные объекты микрорайона, места перехода через дорогу. При этом дети запомнили адрес детского сада, свой домашний адрес,  уточнили и закрепили знания правил безопасного поведения на улице, дороге,  стали лучше ориентироваться в микрорайоне.

       Знакомство с историей возникновения города, нашего микрорайона происходило и через посещение мини – музея детского сада «Русская изба». Музей стал местом, где дети имели реальную возможность соприкоснуться с историей своего города. Надо отметить, что музейная педагогика прочно завоевала место в работе нашего детского сада. Ведь именно музей помогает не только узнавать историю вещей, но и объединяет детей и взрослых  в процессе образования музея. Так у нас созданы мини – музеи «Русская изба», «Музей кукол», «Музей школьных принадлежностей», «Музей времени», «Музей цветов», «Музей кошек». Работа в мини-музее способствовала развитию поисковой деятельности  (у детей появилось желание пополнять музеи новыми экспонатами), интеллектуальной  инициативы, а самое главное еще больше приобщала к истории родного края, сплачивала детей, родителей и воспитателей. Свои чувства от посещения музея дети отображали в рисунках, на которых рисовали предметы, которые произвели на них особое впечатление.

      Здесь, в музее «Русская изба» мы проводили занятия. Так, на занятии «Куклы, в которые играли наши бабушки», дети познакомились с историей возникновения куклы, с процессом ее преобразования человеком. Родители и дети дополнили экспонаты музея, создав глиняную, соломенную, тряпичную кукол.  Детям еще раз была дана возможность соприкоснуться с историей родного края, страны.

       Работа по реализации проекта велась и в ходе занятий по изобразительной деятельности. На рисунках на тему «Люблю березку русскую», «Вечерний Балашов, «Моя улица» дети изображали природу родного края, красоту родного города.

     При знакомстве детей с городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения – подвиге  балашовцев в годы Великой Отечественной войны.

    В процессе работы над проектом мы познакомили детей с героем войны, защитником Родины летчиком Владимиром Годыной, который защищал небо над нашим городом, над нашим микрорайоном от фашистов. Теперь дети знают, что он погиб, отстаивая независимость нашей страны, он отдал свою жизнь за Родину, за Балашов, за нас. Так дети приобретают одно из важнейших человеческих качеств – чувство гордости за людей, прославивших свою Родину.

       Формирование чувства гордости за свой  город неразрывно связано с приобщением к творчеству известных людей нашего микрорайона. Вечера встречи с интересными людьми  способствовали воспитанию чувства гордости  за земляков, за свою малую родину.

     На один из вечеров встречи мы пригласили нашу маленькую землячку выпускницу детского сада флейтистку Борисову Наташу. Наташа рассказала о себе, о своем увлечении музыкой, о выступлении на сцене, о поездках на конкурсы в другие города. Она чередовала рассказы с игрой  знакомых мелодий на флейте, показом фотографий о поездке на конкурсы. Дети задавали много вопросов. Видно было, как дети были заинтересованы, увлечены. У них появилось желание подражать Наташе. На память о встрече остались фотографии, незабываемые впечатления и чувство гордости за свою землячку.

       Посетив библиотеку и узнав, что первыми поселенцами села Козловка были крестьяне из Пензенской и Тамбовской губернии, большая часть из которых были русские, остальные мордва, мы познакомили детей с историей возникновения русского и мордовского костюмов.

       К празднованию Дня города был приурочен конкурс – фотовыставка «Мой любимый город». Здесь родителям принадлежала особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, чтобы совершить путешествие по городу. Благодаря таким путешествиям, дети узнали о многих замечательных местах Балашова.  

       Занятие – фоторепортаж «Смотри, приятель – вот это Балашов» было построено на материале этих фотографий. Дети очень увлекательно рассказывали о интересных местах города, о его достопримечательностях.

       В конкурсе - выставке «Дары осени нашего микрорайона» дети и родители тоже принимали активное участие. Все стремились сделать на выставку что - то необыкновенное и немало удивили нас.

       Одним из ярких событий был поход на реку Хопер. Дети не только познакомились с окрестностями реки, но и полюбовались самыми красивыми местами нашего микрорайона, его разнообразным ландшафтом, замечательной природой.

       Чтение художественной литературы в процессе реализации проекта проходило под рубрикой «Есть такая улица…». Мы читали произведения писателей и поэтов, в честь которых названы улицы нашего города, нашего микрорайона -  Чехова, Тургенева, Есенина, Пушкина, Жуковского и др.

        Нашего маленького современника мы по возможности  приобщали к жизни города. Организовывая совместные субботники, мы привлекали детей к посильному  труду по благоустройству двора, улицы, территории детского сада. Дети стали бережнее относиться к тому, что сделали своими руками.

    Продуктом проектной деятельности было совместное изготовление макетов « Город в прошлом» и «Современный город».

       Презентацией проекта стала викторина «Знатоки родного края», которая проходила в краеведческом музее города Балашов. В конкурсе приняли участие воспитанники детских садов  «Золотой ключик» и «Юбилейный». Дети показали свои знания о городе, его историческом прошлом, достопримечательностях.

       Работа по реализации проекта дала положительные результаты:

    1. установилось тесное сотрудничество между детским садом и родителями
    2. возник устойчивый интерес к совместному творчеству, интерес к истории малой родины, России
    3. изменился стиль общения между детьми и взрослыми

    Участие в проекте способствовало развитию у дошкольников: активности,  способности выделять проблемы,  ставить цели,  добиваться знаний,  приходить к результату.

       В результате работы над проектом у дошкольников  было сформировано чувство восхищения, любви и привязанности  к родным местам, осознания ими понятия, что наш город – это частица Родины.

        Использование метода проектной деятельности в работе ДОУ позволяет удовлетворить социальный заказ общества в активной, творчески развитой личности.

    Литература

    1.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающем и социальной действительностью  ЦГЯ, М., 2005

    2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России «Изд. Скрипторий 2003», М., 2008

    3. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина. АРКТИ, М., 2004


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников в процессе реализации проектно-исследовательского метода»

    Е.А. Сухарева,Старший воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения  детский сад «Рябинка» комбинированного вида п. Тургенево Ардатовского района республики Мордовия «Ра...

    конспект занятия по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха на 2 году обучения.

    Данный конспект является одним из серии занятий разработанных мною по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха в разных возрастных группах. Конспект содержит методические приёмы п...

    конспект занятия по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха на 2 году обучения.

    Данный конспект является одним из серии занятий разработанных мною по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха в разных возрастных группах. Конспект содержит методические приёмы п...

    Конспект поисково - познавательной деятельности детей во второй группе «Моя малая Родина – город Ядрин»

    Конспект подготовила Зашляпина Людмила Афанасьевна воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ "Детский сад" Золотой ключик" г.Ядрин Чувашской республики...

    Конспект ООД по познавательному развитию (поисково- познавательная деятельность детей) Группа дошкольного младшего дошкольного возраста. «Вот какая вода»

    Цель: Выявить свойства воды : прозрачность, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.Задачи: Показать  детям , как заваривать чай, понаблюдать  за этим процессом...