Главные вкладки

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: "Пернатые друзья".
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Моргунова Надежда Борисовна

    Познавательно-исследовательская  деятельность дошкольников в непосредственно образовательной деятельности  в старшей группе. Тема: "Пернатые друзья". В конспекте содержатся опыты и эксперименты, с помощью которых у детей будут расширены и закреплены представления о птицах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл druzya_1_3.docx27.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Моргунова Надежда Борисовна, воспитатель

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 186 городского округа Самара

                                                                                                                                                                                                                                                                План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе

    Тема: «Пернатые друзья»

                                                                                                    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка».

    Задачи:

    Образовательная область «Познание»:

    • расширить представление о зимующих птицах (синица, воробей, снегирь, ворона, дятел, голубь и т.д.);
    • формировать представление об особенностях поведения птиц в зимнее время;
    • уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек заботиться о птицах;
    • воспитывать познавательный интерес к птицам;
    • развивать умение узнавать изображения птиц по картинкам;
    • расширять представления о перелетных и зимующих птицах.

    Образовательная область «Социализация»:

    • воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах;
    • развивать у детей умение свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других;
    • формировать умение детей работать в команде.

    Образовательная область «Коммуникация»:

    • побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
    • развивать свободное общение с взрослыми и детьми в ходе познавательно-исследовательской и игровой деятельности;
    • расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;
    • развивать у детей связную речь и творческую самостоятельность в ответах на вопросы.

    Образовательная область «Физическая культура»:

    • развивать координацию движений согласовываясь с текстом физминутки;
    • развивать интерес к подвижным играм.

    Образовательная область «Музыка»:

    • продолжать развивать навыки восприятия звуков;
    • вызывать эмоциональный отклик.

    Методы и приемы: (по методике Н.А.Коротковой) 

    Практические: физминутка, дидактическая игра «Волшебный мешочек», подвижная игра «Перелётные и зимующие птицы», нахождение соответствующих картинок, развешивание кормушек и кормление птиц.

    Наглядные: рассматривание предметных картинок, корма для птиц, наблюдение за повадками и внешнему виду птиц на участке.

    Словесные: вопросы, уточнения, рассуждения и составления сложных предложений.

    Материалы и оборудование: (по методике Н.А.Коротковой)

    Кормушки, мешочек, корма для птиц, игрушка-сова, предметные картинки, птичьи перья по количеству детей, магнитофон, аудиозапись со звуками, свисток и ватман.

    Формы организации совместной деятельности

    Детская деятельность

    Формы и методы организации совместной деятельности

    (соотнести с методикой Н.А.Коротковой)

    Двигательная

    Физминутка «Птица», подвижная игра «Перелетные и зимующие птицы»

    Игровая

    Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

    Продуктивная

    Изготовление кормушек

    Познавательно-

    Исследовательская

    Наблюдение, экспериментирование

    Коммуникативная

    Беседы, вопросы, составление сложных предложений

    Музыкально-

    художественная

    Слушание

    Трудовая

    Поручения (развешивания кормушек, кормление птиц), познавательные опыты с перьями

                                                                                                                                                             

    Логика образовательной деятельности

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые

    результаты

    1.

    Воспитатель  демонстрирует игрушку – сову. (перед прогулкой)

    - Ребята, смотрите, к нам прилетела Мудрая Сова, она расстроена.

    - Она говорит, что птицы, которые остались зимовать, голодны и замерзли. Срочно им нужна ваша помощь!

    - Давайте поможем зимующим птицам, они ведь наши пернатые друзья!

     

    Слушают, рассуждают и высказывают свои мнения, как помочь птицам.

    Сформулирован интерес предстоящей деятельности.

    2.

    Воспитатель  показывает на кормушки сделанные детьми на занятиях.

    - А это что такое и для кого вы сделали? (кормушки)

    - Какие они красивые, давайте одевайтесь и пойдем на участок, повесим наши кормушки для птиц. Вот, они обрадуются!

    Отвечают на вопрос, одеваются, берут с собой кормушки.

    Повышение эмоционального настроя.

    3.

    Воспитатель  приводит детей на участок и дает поручения развесить кормушки.

    - Кормушки вы развесили. А что-то вы забыли взять с собой? (корм)

    - А вот Мудрая Сова дала мне «Волшебный мешочек», а в нем еще мешочки. Дети, кто сможет на ощупь отгадать, что в мешочках?

    В 1 мешочке – зерно.

    Во 2 мешочке – кусочки сало.

    В 3 мешочке – сушеные ягоды.

    В 4 мешочке – семечки.

    Развешивают кормушки на деревьях, на кустах. Выходят дети по одному. Если кто-то не может отгадать, пробует другой. На ощупь определяют, какой корм в мешочках. Высказывают свои предположения и проговаривают                        название корма.

    Развитие тактильных ощущений. Расширяется словарный запас у детей.

    4.

    Воспитатель: Ребята, давайте положим корм в кормушки. В одну – зерно, в другую – сушеные ягоды, а в третью – кусочки сало и посмотрим, какие птицы куда прилетят, какой корм будут клевать.

    - Смотрите, кто-то прилетел на кормушки. Кто? (воробьи, синичка)

    - А как вы узнали? (по внешнему виду)

    - На какую кормушку прилетели, почему? (воробьи любят зерно, а синичка – несоленое сало)

    Раскладывают корм, наблюдают на расстоянии. Высказывают свои впечатления, рассматривают, дают ответы.

    Закрепляют отличительные признаки каждой птицы, развивают мыслительные операции (воображение, внимание, мышление, память).

    5.

    Воспитатель: Вы видели, как птицы ели корм. Как вы думаете, видят ли птицы?

    - А слышат? Нужно посвистеть в свисток. (птицы разлетелись)

    - А сейчас, мы включим музыку с пением воробьев. (звучит музыка, воробьи обратно прилетели и ещё больше зачирикали)

    - На голове по бокам у них есть уши, только закрыты перьями. Птицы слышат очень хорошо, поэтому около птиц надо вести себя тихо.

    - Понаблюдаем, если подойти к птицам сзади, увидят ли они нас, (подошли сзади, птицы разлетелись)

    - Почему птицы увидели нас? (у неё глаза расположены по бокам головы, не так как у нас спереди, поэтому они видят не только спереди, но и сзади)

    Рассуждают, высказывают свои предположения. Ребенок свистит в свисток. Наблюдают, слушают, повторяют движения.

    Сформулирован интерес к предстоящей деятельности. Закрепляются навыки исследовательской работы.

    6.

    Физминутка «Птица»

    Птица крыльями взмахнула,

    Птица перья отряхнула,

    Крылья убрала назад,

    Сделав очень важный взгляд.

    Посмотрела вправо-влево,

    Удивилась: « Что за дело?

    Нет тут птицы ни одной,

    Полечу-ка я домой».

    Полетела, полетела,

    В гнездышко своё присела.

    Выполняют движения в соответствии с текстом.

    Обеспечена потребность детей в движении, снятии мышечного и умственного напряжения.

    7.

    Воспитатель: Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую, Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (зимующие птицы)

    - Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (у зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв)

    - Какие птицы улетают в теплые края? (журавли, ласточки, грачи, скворцы и т.д.)

    - Какие птицы не улетают от нас на зиму? (воробьи, вороны, снегири, синицы, сороки, дятлы и т.д.)

    - Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые края? (нет насекомых, плодов, семян растений)

    - Почему зимующих птиц надо подкармливать? (корма не хватает, а сытость дает птахам тепло)

    - Почему птицы селятся рядом с человеком? (чтобы прокормиться и согреться возле него)

    Считают, рассуждают, называют, дают полные ответы на вопросы.

    Закреплены умения в установлении причинно-следственных связей. Развитие связной речи в ответах на вопросы. Пополнен словарь с названием птиц, Активизирована мыслительная деятельность.

    8.

    Подвижная игра «Перелетные и зимующие птицы».

    Воспитатель: Когда я называю зимующих птиц, вы летаете вокруг меня, а когда перелетные, садитесь на корточки. Будьте внимательны! (скворец, ворона, соловей, воробей, дятел, жаворонок, сорока, кукушка, синица, журавль, голубь и т.д.)

    Участвуют в игре «Перелетные и зимующие птицы».

    Закреплены названия птиц по квалификации.

    9.

    Воспитатель  предлагает детям пройти на веранду.

    - Молодцы, хорошо знаете зимующих и перелетных птиц.

    А сейчас мы узнаем, как вы по внешнему виду знаете птиц.

    Воспитатель  достает коробочку, где лежат карточки с изображением разных птиц, и предлагает разместить их на ватмане по классификации.

    Дети достают по одной карточке, рассматривают, называют птиц и крепят на ватман в соответствующую колонку:

    - перелетные птицы;

    - зимующие птицы.

    Закрепляют названия птиц по внешнему виду. Развивается память, внимание, мышление.

    10.

    Воспитатель: Ребята, скажите, какие особенности отличают птиц от других животных? (есть перья)

    - Сейчас я вам раздам перья. Скажите, для чего нужны перья птице? (для полета)

    - Верно. Перья птицы необходимы для полета, а еще зачем? (обогревают её тело)

    - Но все таки, некоторые птицы  не выдерживают низких температур, и улетают в теплые края. Как мы их называем? (перелетные)

    - Ребята, давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц. (у пера есть стержень и опахало)

    - А что можно сказать о стержне? (плотный, пустой)

    - Попробуйте поднять перо вверх и опустить его. Как оно падает? Почему так падает? (падает медленно, плавно кружась, перо легкое, эластичное)

    - Это помогает птицам в полете, поэтому как называют птиц? (пернатые)

    Рассуждают, рассматривают, называют, экспериментируют.

    Знают различия птиц от животных, значения перьев для птиц.  

    11.

    Итог.

    Воспитатель: Зима – очень трудное время года для птиц, почему? (морозная, снежная, нет корма для птиц)

    - Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего?

    - Что нового и интересного вы узнали сегодня?

    - Вы сегодня помогли птицам: повесили кормушки и насыпали корм. Мы будем насыпать корм на прогулке. Может быть, за зиму мы спасем ни одну птицу.

    - За вашу помощь, Мудрая Сова награждает вас медалями. (воспитатель раздает медали детям)

     Мудрая Сова прощается с детьми.

    Дети высказывают свое мнение, что им понравилось и что узнали интересного. Прощаются с Мудрой Совой.

    Расширены и закреплены представления детей о птицах. Активизирован и обогащен детский словарь по данной теме. Вызван интерес к миру птиц и желание заботиться о них.

    Итоговое мероприятие: развлечение на тему «Птицы – наши друзья».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «План конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «В гостях у Бабы Яги».

    Конспект написан  в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями и строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможност...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «В гостях у Хозяйки медной горы»

    Задачи:1) расширить представление детей о свойствах камней («Познание»);2) формировать умение детей классифицировать камни по признакам («Познание»);3) продолжать формировать визуальную, аудиальную, м...

    План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «В гости к цифре 7»

    План-конспект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы по РЭМП....

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема. «В гостях у Радужки»

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей  группе. Тема.  «В гостях у Радужки»...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Золушка в волшебной стране - Электричество»

    Задачи:1)     Сформировать у детей представление о том, где живет электричество и как оно помогает («Познание»).2)     Поддержать у детей интерес к познанию о с...

    План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе общеразвивающей направленности Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

    План-конспект  интегрированной непосредственно образовательной деятельности с  дошкольниками в старшей группе общеразвивающей направленности по теме «Путешествие в прошлое бумаги»...

    План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Составление рассказа: «Как животные к зиме готовятся?»

    План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Составление рассказа: «Как животные к зиме готовятся?»...