Главные вкладки

    КОНСПЕКТ непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Познание» на тему «Удивительный мир птиц»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Конспект разработан для систематизации знаний детей о птицах: их внешнем виде, строении, условиях проживания, способе питания, повадках, а также воспитании интереса к пернатым обитателям природы и бережного отношения к ним. В занятии представлена интеграция со следующими образовательными областями: "Коммуникация", "Здоровье", "Социализация", "Чтение художественной литературы"  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie.docx27.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ

    непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшей группы

    по образовательной области «Познание»

    на тему «Удивительный мир птиц»

                               Программное содержание:

    Образовательная область «Познание»:

    - закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки

      условия проживания,

    - систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в их классификации    

    - воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к

      ним;

         - с помощью дидактических игр развивать внимание, память, логическое мышление,  

         - умение составлять целое из частей;

                           Интеграция с образовательными областями:

    Образовательная область «Коммуникация»:

    Развивать умение правильно составлять предложения, подбирать определения,

    называть действия, использовать игру на преодоление трудностей в общении 

    (учить перевоплощаться);

    Образовательная область «Здоровье»:

    Развивать мелкую мускулатуру рук в пальчиковой игре «Мамочки и детки» и быструю

    реакцию в подвижной игре «Лесные и домашние птицы»

    Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

    Развивать умение выразительно декламировать стихи, запоминать и загадывать загадки

    друг другу;

    Образовательная область «Социализация»:

    Учить правильно вести себя в природе, самостоятельно совершать нравственно  

    направленные действия и поступки.

                                             Методические приёмы:

    - игровой сюжет,

    - обращение к личному опыту детей,

     - использование яркой наглядности,

     - вопросы к детям,

     -оценка выполнения заданий сказочным персонажем,

     -стимулирование (в виде обещанного приза),

     - смена статического положения,

     - использование динамической паузы,

     - звуковое оформление,

     - использование метода ТРИЗ,

     -  использование ИКТ,

     - использование театрализованного действа,

     - рефлексия.

                           

                                  Индивидуальная работа:

    Активизировать Ваню, Анжелу и Дарину, помочь им преодолеть неуверенность при ответах в дидактических играх, учить составлять полные предложения.

                                              Материал:

    Макеты деревьев, иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись с голосами птиц; книги, сувениры, изделия народных мастеров, в которых запечатлена красота птиц; мягкая игрушка гномик, большой колокольчик, ширма, макет деревенского домика, фигурки домашних птиц, осенние листочки, вырезанные из бумаги, фланелеграф, конверты с моделями частей тела птицы (по количеству детей), кормушка, кусочек сала, семечки, зёрнышки, ягоды рябины, хлебные крошки, мяч, книжки – малышки о птицах, ноутбук. пенёчки.

                 Ход непосредственно – образовательной деятельности:

    Звенит колокольчик. Педагог подзывает к себе всех детей и рассказывает о том, что сегодня утром обнаружила его на своём столе.

    Педагог: - Кто же его оставил? Я посмотрела под столом, а там сидит весёлый гном, он спрятался, чтобы поиграть со мной. Ребята, весёлый лесной гном снова у нас в гостях. Помните, на осеннем празднике он подарил нам кленовый листочек, с помощью которого мы нашли осень?

    Дети: Да, помним!

    Педагог: А сегодня гномик приглашает нас в удивительное место, дорогу туда укажет его волшебный колокольчик. Гномик говорит, что там нас ждут друзья, игры и подарки. Идём?

    Дети: Да!

    (Держась за руки, друг за другом, дети вместе с педагогом и гномом – игрушкой входят в группу, где представлены различные материалы о птицах: книги, картинки, сувениры, народные промыслы. Включается аудиозапись – голоса птиц)

    Педагог: Ребята, внимательно рассмотрите всё, что нас окружает и догадайтесь, кто эти друзья, которые нас здесь ждали.

    Дети: птицы

    Педагог: Сколько разных птиц нас встречает, мы пришли в их царство! Гномик ещё на празднике видел, что все вы дети умные и воспитанные, знаете как вести себя в природе, а сегодня  он хочет проверить ваши знания и доброе отношение к пернатым друзьям. Он подготовил для вас задания, которые написаны на осенних листочках, что в клювиках у птиц. Если ответ правильный – зазвенит волшебный колокольчик. За старание и  активность все дети получат подарки от гномика. Готовы?

    Дети: Да.

    (звенит колокольчик, и гномик приглашает детей в лесочек, где на веточках деревьев расположились лесные птицы: дятел, сова, синичка, снегирь, клёст. Дети рассаживаются на пенёчки)

    Педагог: Ребята, какая птичка держит листочек?

    Дети: дятел

    Педагог: Правильно,(читает): Каких ещё лесных птиц вы здесь видите?

    Дети перечисляют.

    Педагог спрашивает гномика о том, где все остальные птицы, которые так красиво поют летом в лесу. Гномик просит догадаться ребят, обращая их внимание на время года за окном.

    Дети: осенью холодно, они улетели в тёплые края, им нечего есть, насекомые исчезли.

    Педагог: А как называют птиц, которые улетают осенью в тёплые края?

    Дети: перелётные

    Педагог: Давайте их вспомним (вдруг из - за ширмы по очереди перед детьми появляются и исчезают картинки с изображением перелётных птиц, тихо звучат их голоса)

    Дети называют птиц и хлопают при появлении картинки с изображением варакушки – птицы года, с венком из цветов на шее.

    Педагог: Ребята, а помните мы с вами учили стихотворение про варакушку? Давайте его расскажем!

    На кусточке варакушка

    Звонко песню поёт

    Ярко синее пятнышко

    На груди у неё

    Словно синий платочек

    Птичка носит с собой

    Словно неба кусочек

    Голубой, голубой.

    Дети рассказывают, после чего проводится динамическая пауза:

    Есть в лесу три полочки

    Ели, ёлки, ёлочки

    Лежат на елях небеса

    На ёлках птичьи голоса

    Внизу на ёлочках  - роса

    Педагог: А теперь мы выйдем из леса  и подойдём к  чудному домику, посмотрим на обитателей птичьего двора

    Дети встают вокруг стола.

    Педагог: Кто же держит листочек?

    Дети: Курочка

    Педагог: Правильно.(читает): Назовите птиц, которых вы видите во дворе. Как мы их называем одним словом?

    Дети: Это домашние птицы: куры,  утки, гуси, индюк, павлин.

    Педагог: Правильно, а почему их так называют, домашние?

    Дети: Потому что живут рядом с человеком, он за ними ухаживает.

    Педагог: Чем они питаются?

    Дети: травой, зерном, червячками, которых находят в земле

    Педагог: Молодцы! Давайте вспомним, как зовут их деток.

    Проводится пальчиковая гимнастика:

    Есть у курицы цыпленок,
    У гусыни есть гусенок,
    У индюшки – индюшонок,
    А у утки есть утенок.
    Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца

    Педагог: Давайте поиграем: когда я буду называть лесных птиц, вы летаете вокруг меня, а назову домашнюю – приседайте.

    (проводится подвижная игра)

    Педагог: А посмотрите, что у меня есть (показывает перья павлина). Какая домашняя птица потеряла эти перья?

    Дети: павлин

    Педагог: Да, правильно, тело птицы покрыто перьями. А чем отличаются птицы от других животных?

    Дети: Они умеют летать. У них есть крылья.

    Гномик приглашает детей сесть за столы

    Гном: Ребята, назовите все части тела птицы

    Дети: голова (на голове клюв), туловище, крылья, хвост, ноги.

    (педагог собирает на фланелеграфе с помощью моделей схему)

    Педагог: Перед вами конвертики в которых лежат детали, модели всех частей тела птицы, сделайте из них такую же птичку как у меня.

    Дети работают с моделями, звучат голоса птиц

    Педагог: А теперь посмотрите вокруг, сколько здесь книг о птицах, сувениров, игрушек. И правда, целое царство! Идите в круг, будем играть (педагог берёт в руки мяч). Вокруг себя повернись и в птицу превратись! Милые птички, скажите, что вы умеете делать? Передавайте мяч друг другу и называйте, что умеют делать птицы.

    Ребята называют (летать, петь, клевать, ходить по земле, вить гнёзда, выводить птенцов, прыгать, плавать, ворковать и т. д.)

    Педагог:  Какие вы удивительные. А теперь, вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь!

    Дети поворачиваются

    Педагог: Посмотрите сюда, что это за часики такие? (дети подходят к часам, сделанным воспитателем для игры) Они не простые, а быстро заводные. Смотрите! Как быстро крутится стрелка!

    Быстро стрелку поверни и не зевай, нам загадку загадай!

    (Несколько детей по очереди крутят стрелку большого циферблата, на котором вместо цифр изображение птицы. Они загадывают загадку об этой птичке)

    Педагог: Ребята, а мы живём в городе или в деревне?

    Дети: В городе

    Педагог: Как называется наш город?

    Дети: Канаш

    Педагог: Правильно. А в городе птицы живут?

    Дети: Да.

    Педагог: Где же они?

    Дети: Они сидят на кормушке (все подходят к кормушке и встают вокруг неё)

    Педагог: Какая птичка держит листочек?

    Дети: воробей

    Педагог: правильно, (читает): Назовите нас и сосчитайте.

    Дети выполняют задание

    Педагог: Ребята, как вы думаете, какую еду для птичек люди положили в кормушку? (виды корма прикрыты бумажными салфетками)

    Дети: Хлебные крошки, сало, семечки, зёрнышки, ягоды рябины      (воспитатель поочерёдно поднимает салфеточки)

    Педагог: Да, птицам, которые остались с нами зимовать в холодное время года приходится нелегко, даже из леса поближе к жилью человека прилетели снегири и синички. От голода и холода погибает зимой очень много птиц. Люди должны их беречь. А как одним словом мы называем птиц, которые остались с нами зимовать?

    Дети: Зимующие

    Педагог: Скажите, а что было бы если бы исчезли все птицы?

    Во время ответов детей воспитатель помогает им правильно сформулировать свои мысли.

    Давайте с вами договоримся, что будем птиц охранять, помогать пережить им холодное время года, развесим кормушки и будем класть туда корм. Птицы не только способны доставить нам радость , но и необходимы природе.

    Педагог читает стихотворение:

    Чтоб от вредных насекомых

    Сады цветущие не гибли зря

    Всегда, в любое время года

    Берегите всяких птиц, друзья.

    Гном перед тем как вручить вам подарки хотел бы знать чем вам запомнилось наше необычное путешествие в царство птиц?(ответы детей)

    Гномик раздаёт подарки (книжки – малышки о птицах), благодарит детей за хорошее поведение в природе. Звенит колокольчик.

    Педагог: Ребята, нам пора в детский сад, мы сейчас  туда вернёмся, отдохнём, и посмотрим главный подарок от гномика – мультфильм про попугая Кешу на компьютере.

    (дети берутся за руки и по одному, за воспитателем выходят из группы)

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области «Безопасность» на тему «Один дома»

    Тема занятия: Занятие по ОБЖ на тему: «Один дома»Возрастная группа: средняя группаМетодика дошкольного образования: «Методика ознакомления с окружающим миром»Предварительная работа с воспитанниками: Д...