непосредственная образовательная деятельность "Берёза"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Томилова Ольга Борисовна

 

Развитие речи «Береза» подготовительная группа.

Цель: Обобщить представления детей о березе.

Задачи: Уточнить и расширить представления детей о березе; пополнить их знания новыми сведениями; активизировать словарь детей.

Интеграция: П, К, ХЛ

Развивать мысленные способности; продолжить учить соотносить прилагательные с существительными в роде, числе; подбирать антонимы;

Интеграция: П, К

Воспитывать любовь к окружающей природе, повысить интерес детей через использование изобразительных средств.

Интеграция: П, ХТ

- Ребята, посмотрите: на столе лежат разные предметы: полено (березовое), веник, метла, кузовок, лапоточки и др.

- Что это такое?

- А как вы думаете что их всех объединяет? Что у этих предметов есть общего? Я вам подскажу, загадав загадку:

«Зелена, а не луг

Бела, а не снег

Кудрявая, а не голова».

Подумайте, что это может быть? Послушайте еще раз загадку:

«Ее узнаешь ты по простой примете,

Нет дерева белей на свете».

Конечно, это береза. Какое отношение береза имеет ко всем этим предметам? Всё, что вы видите на столе – из этого дерева (возьмите все по 1-му предмету): полено - Ваня, какое?

- Березовое?

- Что у тебя, Кс,?

- У меня метла.

- Из березовых веток?

- А у тебя, Соня?

- У меня березовый веник.

- Что у Даши?

- У меня лапти? А они из чего?

- Их плетут из березовой коры (бересты)

- (Фото березы летом)

- Вот она, русская красавица!

- А где же растут березы? (ответы детей – в лесу, городе, деревне, … везде)

- Да, березы растут везде. Давайте, р, присядем и поговорим о красавице-березке.

- Опять о них кудрявых и белесых,

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Она растет во всех уголках нашей Родины. На юге березы высокие с толстым стволом. На севере тоже растет это дерево, только оно низкое и ствол тонкий (показ.). Кто помнит, как эта береза называется (карликовая). Что необычного есть у берез? Чем береза отличается от других деревьев?

- У всех берез необычная кора.

- Чем? (она отличается от других деревьев по цвету)

- Какая кора у берез? (белая с черными отметинами)

- Как же называют березу (проговариваем) за ее кору? – Белоствольная береза.

- А что еще можно сказать про березу?

- Какая она? Опишите!

- Стройная, кудрявая, гибкая, высокая, статная, русская, пышная, красивая, нарядная, раскидистая, карликовая, кривая.

- Молодцы! А кто помнит как называется кора березы?

- Береста. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает березу от жары, мороза и вредных воздействий человека.

- На белом стволе русской красавицы есть черные отметины. Про них нам расскажет Наташа.

         «Черные поперечные отметинки на стволах берез называют очень ласковым словом – чечевички. Внутри чечевичек имеются как бы окошечки – отверстия. Через них-то и проходит воздух, которым дышат березы. Зимой деревья засыпают, чечевички закрываются».

- Спасибо, Наташа. Р, кто запомнил, как же называются отметинки <-> черные на березе?

- Черные отметины … (полным ответом).

- Давайте все вместе скажем: чечевички.

- Р, а знаете почему березу так назвали: береза? – Нет.

- Свое название это дерево получила от слова «бер» - «береза» - что обозначало «светлая», «ясная». А уже потом стали говорить: береза.

- Зимой береза не замерзает, она живая. Но от мороза её веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются. Поэтому их нельзя трогать.

- Давайте подойдем к окну и полюбуемся на белоствольную красавицу.

Береза – любимое дерево русского народа. Ни об одном дереве не сложено столько стихов и песен, сколько о березе. И сейчас одно из них для нас прочитает Алиса. Пожалуйста, С.Есенин «Береза».

Белая береза

Березу люди любят и ценят не только за красоту. Что дает береза? Как можно людям использовать это дерево?

- Топят печку, парятся с березовым веником в бане, изгоняя хворь и болезни.

- Из бересты делают сувениры, поделки.

- Из древесины изготавливают мебель.

- Из веток плетут корзины, делают метлы, веники…

Дополняю:

- А еще очень давно, когда не было бумаги, люди писали на бересте.

- Из березовых почек делают лекарства от многих болезней.

- А сейчас давайте немного поиграем. Я начну фразу, а вы подберете слово - противоположное по смыслу:

Береза была тонкая, а стала…(толстая).

Береза была низкая, а стала…(высокая).

Раньше она была молодая, а стала…(старая).

Веток было мало, а стало…(много).

Ветки были короткие, а стали…(длинные).

Кора была гладкая, а стала…(шероховатая).

Ветки были светлые, а стали (темные).

- Молодцы! А теперь нужно подобрать слова по смыслу:

- Изменим правила: что бывает березовым?

Березовый...сок, веник, лист,...

Березовое...полено, бревно,...

Березовая...роща, веточка, почка, сережка, метла, кора,...

- Замечательно! Пойдемте присядем.

Береза - красивое дерево. Когда берез много и красоты становится больше. Мы с вами можем создать целую березовую рощу. А как?

- Нарисовать.

- Береза красива в любом времени года, в любое время суток. Мы с вами рисовали уже белоствольную красавицу не раз. И красками, и карандашами. А сегодня мы нарисуем березу мелками, точнее одним цветом - каким? - белым. Зимой все кругом белое: и снег, и ствол у русской красавицы, и веточки. (показ фото).

Стоит березка в пелеринке,

Звенит на ветках бахрома.

Чем легче, тем нежней снежинки,

Тем холодней стоит зима!

Музыка П.И. Чайковского "Времена года" (декабрь, январь, февраль).

Рисуем,

- Давайте, кто нарисовал свою белоствольную красавицу, подходит ко мне, повесим работы, объединив в березовую рощу.

Что за чудо - зимний лес,

Сколько сказочных чудес!

В сказке этой я лесной,

Сон иль явь передо мной?

Вот берез роскошный ряд,

Шали белые горят...

Ах, какая тишина,

Бело-белая страна.

М.Степанов

Посмотрите, какая красота! А сейчас давайте пойдем на улицу и полюбуемся на настоящие березки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...