Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Дендропарк» (отрытый просмотр)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Минченко Ирина Сергеевна

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведения о лесе как о сообществе множество растений и животных, проживающих на одной территории; показать многоярустность смешанного леса; продолжать учить различать некоторые деревья; зимующих птиц; воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen_otezan.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Дендропарк»

(отрытый просмотр)

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведения о лесе как о сообществе множество растений и животных, проживающих на одной территории; показать многоярустность смешанного леса; продолжать учить различать некоторые деревья; зимующих птиц; воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.

Материал: Картины с изображением смешанного леса, соснового и елового бора; иллюстрации с изображением деревьев – береза, осина, рябина, дуб; листочки – березы, осины, рябины, дуба, веточки ели и сосны, шишки еловые и сосновые; иллюстрации кустарников – калина, малина, шиповник; трава, мох, цветы (колокольчик, ландыш), муляж гриба; иллюстрация с изображением зимующих лесных птиц (дятел, сверистель, тетерев); животных (лось, белка, лиса, заяц, волк); кассета со звуками леса, пение птиц.

Ход занятия.

Дети присаживаются под звуки живой природы

Воспитатель: Ребята, что за звуки вы слышите?

Дети: Голоса разных птиц, шум ветра, плеск воды, шелест листьев.

Воспитатель: Где можно услышать все эти звуки?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Послушайте мою загадку и попробуйте отгадать ее.

Пустые поля

Мокнет земля

День убывает

К югу птицы улетают

Когда это бывает?

(Осенью)

Воспитатель вместе с детьми подходит к картине с изображением осеннего леса.

Рассматриваем картину.

Воспитатель: Что изменилось в лесу с приходом осени? По каким признакам мы узнаем осень? Какая погода осенью?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Как эти месяцы назывались раньше, в старину? Почему?

Дети: Сентябрь – рябинник, потому что в это время появляется рябина. Октябрь – листопадник, потому что опадают листья. Ноябрь – зимник, становится холодно, как зимой.

А что делают звери с наступлением осени?

Дети: Звери строят и утепляют норы, делают запасы. Начинают менять шубки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Действительно, звери начинают менять шубки. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Многие делают запасы (белка, заяц). Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Для чего ему это нужно?

Дети: Он на всю зиму ложится в спячку.

Воспитатель: Еще у медведицы появляются медвежата, которых она должна выкормить своим молоком. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Только волк и лиса зимой не спят и запасов на зиму не делают.

Октябрь очень капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик моросит, а то первые снежинки запорхают. Люди постоянно наблюдают за жизнью природы, и делают свои приметы.

Воспитатель: В октябре начинают улетать птицы. Какие улетают первыми?

Дети: Стрижи и ласточки. Потому, что они питаются насекомыми. С наступлением холодов насекомые пропадают.

Воспитатель: Правильно. Чуть попозже улетают журавли и грачи, потому что они могут питаться ягодами и зерном. Последними улетают гуси, утки, лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает. Все птицы летят по-разному. (выставляются пособия на мольберте) .

Воспитатель: Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетными).

Воспитатель: Птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие).

Воспитатель: Как люди должны заботиться о зимующих птицах?

Дети: Мы можем сделать кормушки и подкармливать птиц.

Игра: «Координация речи с движением»

К нам на длинной тонкой ножке(прыжки на одной ноге по кругу)

Скачет дождик по дорожке

В лужице - смотри, смотри!-(дети стоят лицом в круг ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты, (наклон, руки к полу, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы.

Мокрый серый воробей (встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)

Сушит перышки скорей

Воспитатель: Сегодня, я хочу поговорить с вами о растениях леса. В лесу много деревьев, кустарников, травы, мха, ягод, грибов. Лес у нас многоярусный. Что же это такое?

Верхний шатер или верхний ярус образуют могучие, высокие деревья. Они стремятся к солнцу, поднимаются все выше и выше и только на макушках распускают широко свои ветки. Какие деревья вы знаете?

Дети: Клен, дуб, береза, сосна, ель и т.д.

(Выставляются картинки)

Дети: Ребята, присмотритесь к своим листочкам. В какие цвета их окрасила осень?

Дети:- в красный цвет - красные листья,

- в желтый цвет – желтые листья,

- в оранжевый цвет – оранжевые листья.

Воспитатель: А бывают разноцветные листья? (2-х,3-х цветные)

Дети: Желто-зеленые, желто-красные, красно-оранжевые, оранжево-зеленые.

Воспитатель: Хотите побыть осенним ветром. Дуйте на свои листочки, но не надувайте щечки.

Мы листики осенние

На веточках сидим,

А если дунет ветер,

Мы сразу полетим.

(дети отпускают листья во время выдоха, листья падают)

Воспитатель: У нас получился свой листопад.

Воспитатель: Из каких слов состоит слово листопад, что оно означает?

Дети: Лист падает, падение листьев.

Воспитатель: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?

Дети: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах.( дать ощутить запах еловой ветки)

Воспитатель: А остальные деревья, как можно назвать?

Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!

А сейчас отгадайте загадки.

        2) Это дерево не елка,

            Хоть есть шишки и иголки

            Как колонка каждый ствол

            Сверху крона – как шатер.

                        (Сосна)

        3) Зимой и летом

            Одним цветом

                        (Ель)

        4) Русская красавица стоит на поляне,

            В зеленой кофточке, в белом сарафане.

                        (Береза)

        6) Недаром эта модница

            Склонилась над водой

            Все лето в речку смотрится

            Любуется собой!

                        (Ива)

                8) Осень в лес пришла,

            Красный факел зажгла.

                        (Рябина)

Воспитатель: Молодцы! И все эти деревья занимают верхний ярус леса. Под шатром высоких деревьев растут кустарники: малина, шиповник, калина, лещина. (Выставляются картинки с изображением кустарников.) Кустарники занимают средний ярус леса. А на нижнем ярусе (этаже) располагаются травы, цветы, ягоды, грибы. (Выставляются картинки.)

Значит, мы можем сказать, то лес многоярусный.

Проводится дидактическая игра «С какого дерева листок».

Воспитатель: Над сказочной поляной пронесся ураган, который сорвал с каждого дерева листья и сломал ветку.

Нужно определить, с какого дерева лист и ветка, и назвать их. Например, ветка клена (какая?) — кленовая*, лист дуба (какой? ) — дубовый и т.д.

Дети по одному берут перевернутые картинкой вниз карточки, смотрят, называют и прикрепляют картинку с изображением листа или ветки к соответствующему дереву.

При затруднении воспитатель называет дерево, главное — чтобы ребенок самостоятельно образовал относительное прилагательное. В наиболее сложных случаях применятся сопряженное и отраженное проговаривание.

Ветка дуба (какая?) — дубовая.

Лист дуба (какой?) — дубовый.

Ветка клена (какая?) — кленовая.

Лист клена (какой?) — кленовый.

Ветка рябины (какая?) — рябиновая.

Лист рябины (какой?) — рябиновый.

Ветка березы (какая?) — березовая.

Лист березы (какой?) — березовый.

Когда все картинки с изображением листьев и веток будут прикреплены к соответствующим деревьям, необходимо еще раз повторить вновь образованные прилагательные.

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Сегодня мы с вами говорили о  осеннем лесе. Мы еще много будем говорить о нем, и не один раз придем в лес. Нужно запомнить лес – наш друг и помощник. И относиться к нему нужно как к другу, бережно и внимательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»

Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема «Детский сад – второй наш дом».

Цель-показать, что детский сад похож на семью; здесь есть взрослые, которые заботятся о детях;-закреплять знания детей о профессиях сотрудников детского сада (няня, повара, медицинской ...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с городецкой росписью»

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с городецкой росписью»...