Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Дендропарк» (отрытый просмотр)
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Минченко Ирина Сергеевна

    Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведения о лесе как о сообществе множество растений и животных, проживающих на одной территории; показать многоярустность смешанного леса; продолжать учить различать некоторые деревья; зимующих птиц; воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osen_otezan.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Дендропарк»

    (отрытый просмотр)

    Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведения о лесе как о сообществе множество растений и животных, проживающих на одной территории; показать многоярустность смешанного леса; продолжать учить различать некоторые деревья; зимующих птиц; воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.

    Материал: Картины с изображением смешанного леса, соснового и елового бора; иллюстрации с изображением деревьев – береза, осина, рябина, дуб; листочки – березы, осины, рябины, дуба, веточки ели и сосны, шишки еловые и сосновые; иллюстрации кустарников – калина, малина, шиповник; трава, мох, цветы (колокольчик, ландыш), муляж гриба; иллюстрация с изображением зимующих лесных птиц (дятел, сверистель, тетерев); животных (лось, белка, лиса, заяц, волк); кассета со звуками леса, пение птиц.

    Ход занятия.

    Дети присаживаются под звуки живой природы

    Воспитатель: Ребята, что за звуки вы слышите?

    Дети: Голоса разных птиц, шум ветра, плеск воды, шелест листьев.

    Воспитатель: Где можно услышать все эти звуки?

    Дети: В лесу.

    Воспитатель: Послушайте мою загадку и попробуйте отгадать ее.

    Пустые поля

    Мокнет земля

    День убывает

    К югу птицы улетают

    Когда это бывает?

    (Осенью)

    Воспитатель вместе с детьми подходит к картине с изображением осеннего леса.

    Рассматриваем картину.

    Воспитатель: Что изменилось в лесу с приходом осени? По каким признакам мы узнаем осень? Какая погода осенью?

    Дети: Ответы детей

    Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете?

    Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Воспитатель: Как эти месяцы назывались раньше, в старину? Почему?

    Дети: Сентябрь – рябинник, потому что в это время появляется рябина. Октябрь – листопадник, потому что опадают листья. Ноябрь – зимник, становится холодно, как зимой.

    А что делают звери с наступлением осени?

    Дети: Звери строят и утепляют норы, делают запасы. Начинают менять шубки.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Действительно, звери начинают менять шубки. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Многие делают запасы (белка, заяц). Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Для чего ему это нужно?

    Дети: Он на всю зиму ложится в спячку.

    Воспитатель: Еще у медведицы появляются медвежата, которых она должна выкормить своим молоком. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Только волк и лиса зимой не спят и запасов на зиму не делают.

    Октябрь очень капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик моросит, а то первые снежинки запорхают. Люди постоянно наблюдают за жизнью природы, и делают свои приметы.

    Воспитатель: В октябре начинают улетать птицы. Какие улетают первыми?

    Дети: Стрижи и ласточки. Потому, что они питаются насекомыми. С наступлением холодов насекомые пропадают.

    Воспитатель: Правильно. Чуть попозже улетают журавли и грачи, потому что они могут питаться ягодами и зерном. Последними улетают гуси, утки, лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает. Все птицы летят по-разному. (выставляются пособия на мольберте) .

    Воспитатель: Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетными).

    Воспитатель: Птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие).

    Воспитатель: Как люди должны заботиться о зимующих птицах?

    Дети: Мы можем сделать кормушки и подкармливать птиц.

    Игра: «Координация речи с движением»

    К нам на длинной тонкой ножке(прыжки на одной ноге по кругу)

    Скачет дождик по дорожке

    В лужице - смотри, смотри!-(дети стоят лицом в круг ритмичные приседания)

    Он пускает пузыри.

    Стали мокрыми кусты, (наклон, руки к полу, потряхивание кистями)

    Стали мокрыми цветы.

    Мокрый серый воробей (встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)

    Сушит перышки скорей

    Воспитатель: Сегодня, я хочу поговорить с вами о растениях леса. В лесу много деревьев, кустарников, травы, мха, ягод, грибов. Лес у нас многоярусный. Что же это такое?

    Верхний шатер или верхний ярус образуют могучие, высокие деревья. Они стремятся к солнцу, поднимаются все выше и выше и только на макушках распускают широко свои ветки. Какие деревья вы знаете?

    Дети: Клен, дуб, береза, сосна, ель и т.д.

    (Выставляются картинки)

    Дети: Ребята, присмотритесь к своим листочкам. В какие цвета их окрасила осень?

    Дети:- в красный цвет - красные листья,

    - в желтый цвет – желтые листья,

    - в оранжевый цвет – оранжевые листья.

    Воспитатель: А бывают разноцветные листья? (2-х,3-х цветные)

    Дети: Желто-зеленые, желто-красные, красно-оранжевые, оранжево-зеленые.

    Воспитатель: Хотите побыть осенним ветром. Дуйте на свои листочки, но не надувайте щечки.

    Мы листики осенние

    На веточках сидим,

    А если дунет ветер,

    Мы сразу полетим.

    (дети отпускают листья во время выдоха, листья падают)

    Воспитатель: У нас получился свой листопад.

    Воспитатель: Из каких слов состоит слово листопад, что оно означает?

    Дети: Лист падает, падение листьев.

    Воспитатель: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?

    Дети: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах.( дать ощутить запах еловой ветки)

    Воспитатель: А остальные деревья, как можно назвать?

    Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!

    А сейчас отгадайте загадки.

            2) Это дерево не елка,

                Хоть есть шишки и иголки

                Как колонка каждый ствол

                Сверху крона – как шатер.

                            (Сосна)

            3) Зимой и летом

                Одним цветом

                            (Ель)

            4) Русская красавица стоит на поляне,

                В зеленой кофточке, в белом сарафане.

                            (Береза)

            6) Недаром эта модница

                Склонилась над водой

                Все лето в речку смотрится

                Любуется собой!

                            (Ива)

                    8) Осень в лес пришла,

                Красный факел зажгла.

                            (Рябина)

    Воспитатель: Молодцы! И все эти деревья занимают верхний ярус леса. Под шатром высоких деревьев растут кустарники: малина, шиповник, калина, лещина. (Выставляются картинки с изображением кустарников.) Кустарники занимают средний ярус леса. А на нижнем ярусе (этаже) располагаются травы, цветы, ягоды, грибы. (Выставляются картинки.)

    Значит, мы можем сказать, то лес многоярусный.

    Проводится дидактическая игра «С какого дерева листок».

    Воспитатель: Над сказочной поляной пронесся ураган, который сорвал с каждого дерева листья и сломал ветку.

    Нужно определить, с какого дерева лист и ветка, и назвать их. Например, ветка клена (какая?) — кленовая*, лист дуба (какой? ) — дубовый и т.д.

    Дети по одному берут перевернутые картинкой вниз карточки, смотрят, называют и прикрепляют картинку с изображением листа или ветки к соответствующему дереву.

    При затруднении воспитатель называет дерево, главное — чтобы ребенок самостоятельно образовал относительное прилагательное. В наиболее сложных случаях применятся сопряженное и отраженное проговаривание.

    Ветка дуба (какая?) — дубовая.

    Лист дуба (какой?) — дубовый.

    Ветка клена (какая?) — кленовая.

    Лист клена (какой?) — кленовый.

    Ветка рябины (какая?) — рябиновая.

    Лист рябины (какой?) — рябиновый.

    Ветка березы (какая?) — березовая.

    Лист березы (какой?) — березовый.

    Когда все картинки с изображением листьев и веток будут прикреплены к соответствующим деревьям, необходимо еще раз повторить вновь образованные прилагательные.

    Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Сегодня мы с вами говорили о  осеннем лесе. Мы еще много будем говорить о нем, и не один раз придем в лес. Нужно запомнить лес – наш друг и помощник. И относиться к нему нужно как к другу, бережно и внимательно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

    дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»

    Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»

    Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

    Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий...

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема «Детский сад – второй наш дом».

    Цель-показать, что детский сад похож на семью; здесь есть взрослые, которые заботятся о детях;-закреплять знания детей о профессиях сотрудников детского сада (няня, повара, медицинской ...

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с городецкой росписью»

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с городецкой росписью»...