Главные вкладки

    ПОИСКОВО – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
    статья по окружающему миру по теме

    Агафонова Наталия  Юрьевна

    статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_agafonovoy_n.yu_.docx22.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Агафонова Н.Ю., воспитатель

    МС(к)ОУ VIII вида, Копейский городской округ

    ПОИСКОВО – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

          Ознакомление детей с окружающим миром — важный раздел образовательно-воспитательной работы дошкольного учреждения для  детей с ограниченными возможностями здоровья. Богатство представлений о явлениях природы и общественной жизни, о мире предметов и вещей, созданных руками человека, имеет существенное значение для умственного и нравственного развития, для формирования личностных качеств ребенка. Представления об окружающем мире влияют на содержание игр детей, на их общение со сверстниками и взрослыми. Чем ярче впечатления детей, тем больше они знают, тем интереснее и богаче их жизнь, тем вернее они отражают действительность в продуктивных видах деятельности.      В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности у детей формируется целостное восприятие и представление о них.
          Поисково-познавательная деятельность обогащает чувственный опыт ребенка: он учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений.
          В нашем детском саду  организация поисково – познавательной деятельности осуществляется по четырем взаимосвязанным направлениям:
          • с явлениями социальной жизни;
          • с предметным миром, созданным человеком;
          • с природой (живой и неживой);
          • с явлениями природы.
          Каждое из этих направлений имеет свою специфику, знакомит детей с определенным типом свойств, связей и отношений, специфических для данной области действительности.
          Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир человека и его социальных отношений. Также на занятиях формируются представления о человеке как о целостном организме, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, его чувствах и взаимоотношениях в социуме. Таким образом, ребенок приобщается к нормам поведения в человеческом обществе, приобретая опыт базовых общечеловеческих ценностей.
          В процессе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и способах действий сними.
          В процессе ознакомления с природой у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде. Детей учат видеть и понимать реальные причинно-следственные зависимости.

         Занятия по поисково - познавательной деятельности проводятся один раз в неделю. Для достижения результатов мы применяли следующие формы работы: опыты в исследовательском уголке, «осуществление исследовательских проектов, коллекционирование, наблюдения, эксперименты в живой и неживой природе. И обязательно работа по плану, где в тематической, конструктивной, изобразительной, речевой деятельности мы развиваем познавательную инициативу ребенка. Занятия строим таким образом, чтобы дети закрепили старые знания и получили новые, применяя исследовательские методы обучения в детском саду.

        Организуя поисково-исследовательскую деятельность, мы обратились к рекомендациям программы Екжановой Е.А. , Стребелевой Е.А. «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта».

        Задачи, которые мы определили на занятиях поисково – познавательного цикла:

    I. Оздоровительные задачи:

    1. Охранять и укреплять здоровье детей.

     2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.

     3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

    II. Образовательные задачи:

    1. Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.

     2. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

     3. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах города.

    III. Воспитательные задачи:

    1. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

     2. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.

     3. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

         Занятия поисково -  познавательного цикла мы проводим в соответствии с тематическим планом составленным учителем - дефектологом.

         Для реализации поставленных задач  необходимо было создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

         Нами были оборудованы уголки экспериментирования , где воспитанники  могут самостоятельно воспроизводить простые опыты, рассчитанные на возможности детей с ограниченными особенностями  здоровья. Уголок экспериментирования постоянно пополняется  новыми материалами для опытов, которые находятся в доступном для детей месте.
    В уголке могут быть:
    • Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
    • Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,, пластмассы;
    • Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
    •Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
    • Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
    •Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
    •Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
    •Детские халаты, фартуки;
    •Схемы для проведения опытов;
    • Журнал для фиксирования результатов.

    При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

    - безопасность для жизни и здоровья детей;

    - достаточность;

    - доступность расположения.

        Важно -  закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

    Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.

        Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрению стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

        Привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

    Оформляем  наглядную  информацию в родительском уголке:

    – Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

    – Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

    – Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

    - Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю»

    - Картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

         Создаем  тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.

       С помощью поисково –познавательной деятельности мы поддерживаем  и развиваем в детях с ограниченными возможностями здоровья интерес к исследованиям, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать). У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.

       Таким образом, включение поисково – познавательной деятельности в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и учителя - дефектолога способствуют качественной подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.    

    Литература

    1.Екжанова Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева// Дефектология.-2000.-№4.

    2. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонением в развитии / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева.- М.: Владос, 2004.

    3. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева.- М.: Просвещение, 2005.

     

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)

    18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...

    Парциальная программа по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Программа определяет значимость работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, так как на этапе завершения дошкольного образования ребенок различает условную и реальную ситуацию,...

    Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход  дошкольника к ...

    Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

    Мастер-класс "Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

    Представленный мастер-класс будет интересен педагогам дошкольного образования, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам-психологам, а ...

    «Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

    В материале излагается использование методики "мнемотехника" в работе с детьми с ОВЗ....