Главные вкладки

    Непосредственная образовательная деятельность по истории России "Герб – двуглавый орел и всадник. Герб Москвы. Герб России. Гимн. "
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Знакомить детей с символическим значением герба, его историей, назначением в прошлом и настоящем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 6zanyatiegerb.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Непосредственная образовательная деятельность№6

    Тема: «Герб – двуглавый орел и всадник». Герб Москвы. Герб России. Гимн.

    Цель: Познакомить с историей герба, его назначением в прошлом и настоящем. Знакомить с образами, цветом и их значением. Воспитывать уважительное отношение к государственному гербу России, отражающем в себе отвагу, мужество, героизм русского народа.

    Познакомить с Государственным гимном России. Дать понятие "гимна", как торжественной песни, принятой символом государства.

    Материал: Монеты советского периода и современные российские, монеты зарубежных стран, бланки с гербовой печатью, удостоверения, дипломы, гербовая бумага, рисунки с изображением герба России, Москвы, Родного города, аудиозапись гимна.

    Ход

    I.        – На прошлом занятии мы узнали, что такое флаг и для чего он нужен (выставляю изображения гербов, которые знакомы детям). А кто знает, что это такое? Как называются эти изображения? (Ответы). Что же такое герб, откуда он появился и для чего нужен? Давайте поговорим об этом.

    II. Рассказ воспитателя.

    История герба также как и флага, началась в те времена, когда наши предки много времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете? (Ответы.) А что защищало самого воина? (Доспехи, щит.)

    Флаг помогал воинам определить, где свои войска, а где вражеские. Но флаг был только один – у знаменосца. В разгар боя воинов, закованных в доспехи, различить было трудно. Как определить, свой это, или чужой?

    Чтобы не ошибиться, воины придумывали разные знаки отличия: плащи разных цветов, шлемы разной формы. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой, и рисунок на нем виден издалека. Щит с таким рисунком стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите-гербе то животное, с которым сам себя сравнивал, на кого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. Рыцари очень дорожили своими гербами, передавали их своим детям и внукам. Гербом гордились и старались его не позорить. Простые люди селились ближе к рыцарскому замку в надежде, что его хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. И герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и всего города. Над воротами города вывешивали щит-герб. Любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита и хозяин этого города, например, мудр, как сова, или бесстрашен, как волк, или хитер, как лиса.

    (Показ картинки).

    Уже давно нет рыцарей, современные воины не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, области, города. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то можете узнать много интересного. На нем изображено то, чем город славится, гордится, дорожит.

    (Показ нескольких гербов городов).

    III. Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои гербы и флаги. Что такое герб?

    Герб – это отличительный знак страны. Золотой двуглавый орел - эмблема или символ России.

    - История герба началась очень давно. Мы с вами поговорим о двух гербах: гербе Москвы и гербе России и узнаем, чем они близки.

    • Рассказ об  историческом возникновении герба.
    1. знакомство с гербом Москвы;

     (Воспитатель предлагает детям рассмотреть  герб Москвы. Определить его атрибутику, чтение рассказа "Георгий Победоносец")

    2) знакомство с  Государственным гербом России.

    - Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (Жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почетного положения.) В его левой лапе – держава (государство). (Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.) Над головами орла мы видим короны, крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. (Рассматривается государственный герб и дети рассказывают то, что видят на нём, а воспитатель уточняет их высказывания. Сравниваются оба герба, делается вывод. (Воспитатель может сам составить рассказ, а дети дополняют его.)

    - В давние времена корона и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.

    Вы знаете, где устанавливают государственный герб? Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы, приезжающие из других государств, видят герб – двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе Российской Федерации.

    Что было бы, если бы не было бы герба у каждой страны? Что было бы, если бы все гербы были бы одинаковые? (Ответы детей).

    IV.

    Воспитатель вносит в группу "Волшебный сундучок", где лежат монеты, печать, гербы Российского государства и Иркутска. Объясняет детям, что здесь находятся предметы, связанные с символикой государства, и по вопросам дети должны отгадать, что там находится. (Чтобы сориентировать детей на предметы, им выдаются опорные карточки-модели.)

    1-я карточка-модель монеты. Что изображено на монетах? Вы знаете, как называются монеты, на которых изображен всадник? Почему они так называются?

    Копье святого Георгия Победоносца дало название монете-копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змея. Воспитатель предлагает сравнить современные рубли и копейки, монетки советского периода и зарубежные, спрашивает: "Чем они похожи, а чем отличаются?"

    - Герб нужен для того, чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков.

    2-я картинка – печать. Дети спрашивают воспитателя:

    - Что это такое? Для чего нужна печать? Что не печати изображено?

    Необходим герб и для печатей, подтверждающих подлинность важных документов.

    3-я карточка – модель российского герба. Варианты вопрос детей.

    - Какой формы герб?

    - Из каких частей он состоит?

    - Какие цвета есть на гербе?

    - Что изображено на нем?

    4-я картинка – Модель герба Иркутска (Бабр, держащий в зубах соболя).

    Дети задают вопросы по той же схеме.

    Кроме гербов стран существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы – отличительные знаки. В заключение воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть гербы других городов.

    V. Дидактическое задание "Зачеркни те предметы изображение, которых не входит в герб".

    Физминутка.

    VI. – Сегодня мы познакомимся с ещё одним символом нашей Родины- Гимном. (Включаю аудиозапись "Гимн Российской Федерации").

    - Кто знает, что прозвучало?

    - Да, это гимн. А, что такое "Гимн"? (Ответы детей).

    • Рассказ воспитателя о гимне.

    - Давайте ещё раз послушаем гимн внимательно и узнаем, как говорится в нём о нашей стране.

    - Назовите слова, характеризующие нашу Родину? Как говорит о ней С. Михалков. Вы с ним согласны? (Ответы детей).

    VII. Итог занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственная образовательная деятельность по истории России "Наша древняя столица"

    Можно использовать при ознакомлении детей  с историей возникновения столицы....

    Непосредственная образовательная деятельность по истории России "Ой вы гой еси, богатыри да русские!"

    Использовать при знакомстве с первыми защитниками русской земли былинными богатырями....

    Непосредственная образовательная деятельность по истории России "На каникулы в Москву"

    Можно использовать при знакомстве детей со столицей, её достопримечательностями....

    Непосредственная образовательная деятельность по истории России: "Символика России. Белый, синий, красный"

    Использовать в ознакомлении с государственной символикой. Формировать уважительное отношение, понимание того,что они призваны объединять людей живущих в одной стране....

    Непосредственная образовательная деятельность по истории России "Широка страна моя родная"

    Формирование у детей представлений о России, как о родной стране. Рассмотреть особенности географического положения....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознокомлению с окружающим миром в старшей группе «флаг. Герб гимн. ».

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознокомлению с окружающим миром в старшей группе«флаг. Герб гимн. »....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознокомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Флаг. Герб. Гимн. Государственные символы России ».

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознокомлению с окружающим миром в подготовительной группе«Флаг. Герб. Гимн. Государственные символы России »....