Главные вкладки

    Конспект НОД по экологии в старшей группе "Пришла весна, прилетели птицы"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Новикова Елена Леонидовна

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_po_ekologii_v_starshey_gruppe.docx25.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Познавтельно-речевое направление.

    Образовательная область «Познание».

    Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

    Задачи:

    1. Образовательные: закрепление знания признаков весны; закрепление знаний о жизни перелетных птиц; формирование экологического представления детей об окружающем мире; совершенствование грамматического строя речи.

    2. Воспитательные:  воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.

    3. Развивающие:  развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.

    Интегрируемые образовательные области:

    -Коммуникация

     -Социализация

     -Чтение художественной литературы

     -Художественное творчество.

    Демонстрационный материал:

    Чудо-дерево, изображения птиц; аудиозапись «Голоса птиц»; скворечник; картинки с гнездами ласточки, грача, кукушки, соловья на фланелеграфе; конверты с заданиями; макет фотоаппарата; раскраски «Гнезда и скворечники».

    Ход занятия:

     (Дети входят в группу и становятся вокруг воспитателя).

    В.: Ребята, я пришла к вам в гости и приготовила много интересного. Послушайте загадку:

    Светает рано по утрам.

    Проталины и тут и там,

     Ручей шумит, как водопад,

    Скворцы к скворечникам летят.

     Звенят под крышами капели.

    Медведь с еловой встал  постели.

    Всех солнышко теплом ласкает,

    Кто это время года знает?…. (весна)

    В.: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?

    Д.: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.

    В.: Молодцы! А какие чудеса происходят весной?

    Д.: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы.

    В.: Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы знаете птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь,- хлопайте в ладоши и топайте ногами.

    «Прилетели птицы - голуби, синицы,  мухи и стрижи.

    Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!

    Прилетели птицы - голуби, куницы, вороны и страницы.

    Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.

    Все вы просто молодцы!»

    (Дети садятся на стульчики).

    (Обращаю внимание на предмет, накрытый покрывалом).

    В.: Ребята, а что это такое? Да это же чудо – дерево! Посмотрите, какие на нем птицы! Вы узнали их?

    Д.: Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец.

    В.:А как можно назвать этих птиц одним словом?

    Д.: Перелетные.

    В.: А почему их называют перелетными?

    Д.: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.

    В.: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?

    Д.: Потому что им страшен голод.

    В.: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. (Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»).

    В.: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

    Д.: Радостное, веселое, доброе, нежное.

    В.:А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?

    Д.: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.

    В.: Правильно! Послушайте стихотворение:

    Мы слышали, как в вышине

    Поют свои нам песни птицы.

    Поют о солнце и весне,

    И о родимой стороне,

    И нет их песенок чудесней!

    В.: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?

    Д.: Построить гнезда.

    В.: А из чего птицы строят гнезда?

    Д.: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.

    В.: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?

    Д.: На деревьях, на столбах (аист).

    В.: А терерь давайте посмотрим на картинки.

     (Дети подходят к фланелеграфу и рассматривают изображения с гнездами кукушки, соловья, грача, ласточки).

    В.: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?

    Д.: Можно сделать и развесить скворечники.

    В.: Давайте рассмотрим скворечник.

    (Рассматривание скворечника, после чего дети присаживаются на места).

    В.: Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.

    В.: Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?

    Д.: Вывестии птенцов.

    В.: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?

    Д.: Мама птичка, самка.

    В.: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?

    Д.: Папа, самец.

    В.: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!

    Я, ребята, птиц люблю.

    Никогда их не ловлю –

    Ни ловушками, ни в сетки,

    Не держу их дома в клетке.

    Никогда гнезда не трону

    Ни сороки, ни вороны,

    Ни скворца, ни воробья

     Не обижу в жизни я!

    Вы со мной согласны?

     (Ответы детей).

    В.: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.

    (Физкультминутка)

    Стая птиц летит на юг,

    Небо синее вокруг.

    (Дети машут руками, словно крыльями.)

    Чтоб скорее прилетать,

    Надо крыльями махать.

    (Дети машут руками интенсивнее.)

    В небе ясном солнце светит,

    Космонавт летит в ракете.

    (Потягивания — руки вверх.)

    А внизу леса, поля —

    Расстилается земля.

    (Низкий наклон вперёд, руки

    разводятся в стороны.)

    Птички начали спускаться,

    На поляне все садятся.

    Предстоит им долгий путь,

    Надо птичкам отдохнуть.

    (Дети садятся в глубокий присед

    и сидят несколько секунд.)

    И опять пора в дорогу,

    Пролететь нам надо много.

    (Дети встают и машут «крыльями».)

    Вот и юг. Ура! Ура!

    Приземляться нам пора.

    (Дети садятся)

    В.: Ребята, смотрите, на чудо - дереве появились конвертики. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим. (Первый конверт снимаю сама, а остальные – дети).

    В.: Оказывается, птицы предлагают нам интересные задания. Выполним их?

    (Ответы детей).

    В.: (читаю). Один наш знакомый фотографировал в лесу наших друзей-птиц. Но вот беда, пленка застряла в фотоаппарате и фотографию можно достать только тогда, когда назовешь правильно птицу. Поможем птичкам? Тогда слушайте загадки.

     (Дети отгадывают загадку, изображение птицы появляется из фотоаппарата и «улетает» на чудо – дерево).

    Спинкою зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Чёрненькая шапочка

    И полоска шарфика. (Синица)

    Всё время стучит,

    Деревья долбит.

    Но их не калечит,

    А только лечит. (Дятел)

    Два огромных страшных глаза

    Кругом вертит голова,

    Ты её узнаешь сразу,

    Коль заухает ...(Сова)

    В.: Ну, вот, теперь нашим птицам будет нескучно в лесу! Давайте откроем следующий конверт.

    В.: Игра «У кого кто?»

    (Проводится игра).

    В.: Молодцы! Справились и с этим заданием! Давайте снимем следующий конверт.

    Викторина по сказкам.

    У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).

    Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).

    Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).

    Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).

    Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

    В.: Теперь птицы уверены, что вы о них знаете очень много!

    Ну вот, ребята, птиц на дереве теперь много, а жить им пока негде. Давайте  поможем им. У меня есть гнезда и скворечники, но, боюсь, птицы их не заметят.. Я предлагаю вам раскрасить домики и подарить их птицам.

    (Дети раскрашивают гнезда, скворечники и «дарят» их птицам).

    В.: - Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы. Молодцы!

     В.:А теперь пусть птицы выбирают себе гнезда, а мы с вами не будем им мешать. (Ухожу с детьми).

    МБДОУ детский сад «Катюша»

    Конспект НОД по экологии в старшей группе

    «Пришла весна, прилетели птицы»

                                                                                                                         Ермолаева Е.Л.                                                                                                    воспитатель 1 кв. категории

                                                       п. Угра

    2013 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экологии "Пришла весна, прилетели птицы". ( старшая группа)

    Данное занятие расширяет и уточняет представления детей о весенних изменениях в природе, знания о птицах. Учит  выделять и называть характерные особенности птиц. Формирует представление о том, чт...

    Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Птицы»

    Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Птицы»Тема: «Птицы»Цель: Закрепить знания детей о птицах.Задачи: формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней; углубить...

    Конспект НОД по экологии Пришла весна, прилетели птицы

    Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, вооб...

    Конспект НОД по экологии Пришла весна, прилетели птицы (часть 2)

    Программные задачи:Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах, формировать интерес к проблеме охраны природы.Развивающие: развивать у детей желание внос...

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: Признаки весны. Рисование «Пришла весна, прилетели птицы».

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему:Признаки весны. Рисование «Пришла весна, прилетели птицы»....

    Конспект по экологии в старшей группе «Пришла весна, прилетели птицы»

    Уточнение и расширение представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, знакомство со звуковмих сигналами птиц, с видами гнезд и их размещении, воспитание доброго, забо...