Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Короткая Анна Викторовна

Формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; учить детей читать схему, развивать способность к эстетическому восприятию природы; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к учебному предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух»

Интеграция образовательных областей:

«Познание»

- расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке), их значимости для жизни общества в целом;

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.

«Коммуникация»

- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

«Социализация»

- развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование;

- развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

«Здоровье»

- закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;

- формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.

«Безопасность»

- закрепление правил безопасности поведения во время проведения эксперимента с воздухом.

«Труд»

- развитие трудовой деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми);

- воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

«Чтение художественной литературы»

На предварительном этапе:

- развитие интереса детей к познавательной и художественной литературе.

Оборудование:  халаты, веер, мольберт, модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, гиря),по 3 стакана на каждого ребёнка, мел, салфетки, пластилин, резиновая игрушка, минеральная вода, крышки, бутылки, баночки с разными ароматами на каждого ребёнка.

Задачи: продолжить формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; учить детей читать схему, развивать способность к эстетическому восприятию природы; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к учебному предмету.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть, давайте познакомимся.

Психологический этюд. 

                    «Приглашаю всех вас в круг,

Я твой друг и ты – мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Я –  Анна Викторовна, а ты кто?

Ответь мне, как тебя  зовут? (Танечка, Костик…)

-Ребята, я знаю что вы любите узнавать что то новое. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой 
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем,
Ведь он нам необходим.
- Что же это? (воздух)

- Конечно, ребята, это воздух. А что вы знаете о воздухе?(Ответы детей).

- А что бы хотели узнать?( Ответы детей).

-А как вы думаете, ваши друзья знают о воздухе, как его обнаружить? Какие свойства есть у воздуха? Зачем нужен воздух ? И как нам сохранить это богатство? ( Ответы детей).

-Ребята, а вы знаете кто изучает воздух?(Ученые). Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным). Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? (Лаборатория). В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Давайте мы представим, что мы настоящие ученые - исследователи и приехали из разных городов на международную конференцию, чтобы поделиться своими знаниями, провести опыты.

-И так, я приглашаю вас в лабораторию ( Дети надевают халаты).

Проходите в научную лабораторию и располагайтесь.

Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

-Коллеги, сегодня мы поговорим о воздухе. Мы проведём различные исследования, а результаты этих опытов мы будем выставлять в виде символов в этой таблице.

-Давайте коллеги ответим на первый вопрос «Как обнаружить воздух?». Любое свободное пространство на Земле, любой предмет заполнены воздухом. Мы его не видим, а посмотреть очень хочется!

Опыт №1.

-Перед вами  кусочек мела. Как вы думаете, в нем есть воздух?(Рассуждения детей). Опустим его в стакан с водой. Что мы видим? (Пузырьки). Это и есть воздух. Воздух заполняет все промежутки и трещинки в предметах, а когда мы опускаем предмет в воду, вода заполняет эти промежутки, а воздух выходит, образуя вот такие пузырьки. Таким образом, первый опыт показал, что воздух можно увидеть.

Опыт №2.

-А теперь коллеги, возьмите пожалуйста резиновую игрушку, и быстро сожмите её. Что вы слышите? (Звук, воздух). А теперь возьмите бутылочку и подуйте с краю. Что слышите теперь? (Звук, воздух). Правильно и в первом и во втором случае мы слышали звук который производит воздух. Значит воздух можно услышать разными способами. Второй опыт показал, что воздух можно услышать.

Опыт № 3.

-Коллеги , вам знаком этот предмет?(Веер). Поработайте с ним, что вы чувствуете?(воздух, холодок).  А теперь подуйте на ладошки, что вы чувствуете?(струю воздуха, холодок). Правильно коллеги, это воздух, мы смогли его почувствовать, заставив двигаться. Таким образом, третий опыт показал, что воздух можно почувствовать, ощутить.

-Коллеги, мы смогли ответить на вопрос «как обнаружить воздух?» (да).Опыты доказали, что воздух можно увидеть, услышать и почувствовать. Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует. Дмитрий, отметьте пожалуйста результаты нашего исследования в таблице.

Коллеги, второй  вопрос «Какими же свойствами обладает воздух?»

Опыт №4.

Мы знаем что воздух есть везде - на улице, в комнате, в воде. Возьмите пожалуйста лист бумаги и попробуйте через него посмотреть на другие предметы. Видите ли вы что- нибудь? (Нет). А теперь попробуйте посмотреть через стол вниз, на свои ноги, Видите ли вы их? (Нет). А теперь посмотрите вокруг, видите ли вы предметы вокруг себя? (Да). Как вы думаете о каком свойстве воздуха это говорит? ( Ответы детей). Правильно коллеги - этот опыт помог нам доказать, что воздух прозрачен, поэтому мы можем видеть через него.

Опыт №5.

А как вы думаете, какой запах у воздуха? (Ответы детей). Давайте сейчас проверим. Коллеги, попробуйте вдохнуть воздух. Вы почувствовали какой то особенный запах?(Нет). А теперь возьмите баночки, которые стоят перед вами, откройте крышку, вдохните  что вы почувствовали?(Ответы детей). Вы наверно замечали, что в различных помещениях пахнет по разному- на кухне, в парикмахерской, аптеке частицы различных пахучих веществ смешиваются с воздухом и поэтому мы ощущаем разные запахи. Это доказывает, что сам воздух не имеет запаха, но может переносить различные запахи.

Опыт №6.

-Коллеги, а как вы думаете, имеет ли воздух вес?(Ответ детей). Может есть другие мнения?(Ответ детей?). Проверим? 

- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан — чистую воду, во - второй стакан - газированную.

- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?

В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.

Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве.

- Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность. Этот опыт доказал, что воздух имеет вес.

-Коллеги, мы смогли ответить на второй вопрос«Какими же свойствами обладает воздух?». После проведённых опытов мы выяснили, что воздух прозрачный, без запаха, и имеет вес. Татьяна отметьте результаты нашего исследования в таблице.  

   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Дует ветер с высоты.

 Гнутся травы и цветы.

 Вправо – влево, влево – вправо

 Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

 А давайте вместе

 Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

 Выше! Веселей! Вот так.

 Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

 Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.

- Коллеги приглашаю вас в конференц-зал и перейдём последнему вопросу «для чего нам нужен воздух?».

Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю провести небольшой эксперимент.

Опыт №7.

         -Сейчас я переверну песочные часы, а вы, закройте рот и двумя пальцами зажмите нос. Что происходит?(Ответы детей). Человек без воздуха сможет прожить не более пяти минут. Воздух нужен нам для дыхания. Посмотрите на эту картинку. Мы им дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие, проходит через лёгкие и выходит обратно.

Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье. Воздух нужен не только людям, птицам, зверям, но и растениям, рыбам. Без воздуха нет жизни на земле.

Показ фото- слайдов о Земле.

Вся наша планета Земля окутана прозрачным слоем – воздухом. И этот слой воздуха толщиной более 1000 километров называется атмосферой. Она не даёт Земле перегреваться от солнечных лучей, и укрывает как толстое одеяло от космического холода. А так же как бронежилет спасает нас от метеоритов и космических лучей, который могли бы убить всё живое на планете. Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях, запасаются воздухом с Земли.

-Воздух помогает человеку и в повседневной жизни. Посмотрите на эти предметы и скажите, какая это помощь. (Показ картинок с изображением –надувной лодки, вентилятора, воздушного шара, дудочки).( Ответы детей).

-Правильно коллеги, мы смогли ответить на вопрос «Зачем нам нужен воздух?» (Ответы детей выставить на макете).

Посмотрите пожалуйста на эти картинки (Показ картинок с изображением дымящих труб завода, смог над городом, выхлопные газы автомобилей). Что вы видите?(Ответы детей). Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки вредных для всего живого веществ. Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются. Автомобиль так же стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в воздух. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены вредными веществами. Сейчас я хочу показать вам один опыт.

Опыт №8

-Зажигаю свечу, горит пламя. Как вы думаете, может ли оно загрязнить воздух? (Ответы детей). А теперь я поднесу к пламени кусочек стекла. Что с ним произошло? (Оно почернело). Вот так происходит и в нашей жизни, незаметно для глаз воздух загрязняется. Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, воздух на планете? (Ответы детей).

Сегодня не мало делается для охраны и чистоты воздуха:

-фильтры на заводах и фабриках,

-посадка растений в городах,

-использование невредных видов транспорта, топлива,

-создание организаций по охране окружающей среды.

Ну что ж коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, убедились, что воздух можно увидеть, услышать, ощутить. Что он  прозрачный, имеет вес, без вкуса  и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.

Наш эксперимент подошёл к концу, вы все были внимательными, активными, надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, а может даже придумать новые. Мне очень понравилась с вами работать в нашей мини-лаборатории,  где вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. За это я хочу вручить вам небольшой сувенир– воздушные шары. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: « Мой удивительный нос».

С помощью этой деятельности у детей происходит систематизация знаний о носе - как о важном органе обаняния....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "О чем рассказал телескоп"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности о знакомстве детей старшего дошкольного возраста с Солнечной системой, с  помощью  инновационных технологий....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Белый снег пушистый..."»

Конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к окружающему миру и развитию любознательности у старших дошкольников....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «70-летию Победы посвящается»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».Цели и задачи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Этикет и вежливость»

Способ организации: общегрупповоеПредварительная работа: заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах.Наглядный дидактический материал: ·...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Звуковая культура речи, как подготовка к обучению элементам грамоты в ДОУ. «Чашечка с цветком. Дифференциация ч - ц» Образовательная область: речевое раз

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности с детьми старшего дошкольноговозраста на тему: Звуковая культура речи, какподготовка к обучению элементам грамоты вДОУ. «Чашечка с цветком. Д...