Конспект непосредственно образовательной деятельности по природному миру «Путешествие по волшебной дорожке»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лаптева Ирина Анатольевна

Для создания конспекта использовала в своей работе методы технологии ОТСМ-ТРИЗ (Общая теория сильного мышления- Теория решения изобретательских задач). На протяжении пяти лет в ДОУ ведется экспериментальная работа по внедрению современных образовательных технологий. Данное занятие построено на методе «Морфологическая таблица» автор Ф. Цвикки  и метода «Элемент – Признак – Значение имени Признака». Морфологический анализ это один из интересных методов развития воображения детей дошкольного возраста, а модель «Элемент – Признак – Значение имени Признака» позволяет изучить различные объекты используя широкий спектр значений признаков (например, стол не только большой и квадратный а еще и теплый, гладкий, деревянный, имеет части, может звучать, на вкус несъедобный, коричневый, находится в комнате, может изменяться во времени, пахнет деревом и т.д.). К концу первой младшей группы дети знают 12 признаков объектов и умеют задавать вопрос от имени значка признака (все признаки имеют свою схему). Применение этих методов позволяет в доступной форме показать изменчивость признаков объектов окружающего мира даже самым маленьким детям. Данное средство формирует подвижность мышления, умение усваивать ребенком принцип вариативности. Изучая, методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ мы решили, что морфологическая таблица будет интересной и полезной для решения педагогической проблемы, в данном случае, обучению детей различию признаков объектов.

 

Морфологическая таблица: пример

 

Значок признака

«Части»

Значок признака

«Цвета»

Значок признака

«Размера»

Объект

Заяц

Уши, туловище, голова, лапы, глаза, нос и т.д.

белый

маленький

Объект

Медведь

Уши, туловище, голова, лапы, глаза, нос и т.д.

коричневый

большой

По вертикали обозначены  виды животных (картинками) которые дети выбирают сами, на горизонтали – значки признаков. Необходимо заполнить клетки пересечения и указать наличие обозначенных на горизонтали значений каждого признака у  животных.

Учитывая возрастные особенности детей,  была организована  работа по "Волшебной дорожке" с  двумя вертикальным показателями (животные) и тремя горизонтальными показателями (значками признаков: части, цвет, размер). Для обозначения показателей используются картинки (схемы) объектов. В занятии так же был использован метод круги Луллия, (волшебные круги)  как метод для ознакомления с окружающим миром.

Игры и задания, основанные на моделях ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии. Каждая из этих моделей является инструментом формирования конкретных навыков мышления, необходимых для работы с детьми в современных условиях.

В качестве основы для создания конспекта использовала литературу: Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх  «Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников»  (Методическое пособие для работников дошкольных учреждений

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по природному миру

для детей первой младшей группы

«Путешествие по волшебной дорожке»

                                     Воспитатель: Лаптева Ирина Анатольевна

 

Программное содержание:

 

 

 

 

 

Материал к занятию: Картинки: картинки с изображениями птиц и зверей, фонограмма птиц, символы-значки. Квадраты разного цвета (красного, желтого, черного, коричневого), морфологическая таблица, круги Луллия.

Организационный момент

Игра «Теремок» 

стульчики в группе стоят в кругу, на них лежат картинки, на которых изображены животные.

Воспитатель:

-Ребята, поиграем в игру «Теремок». Стоит в поле теремок, теремок, он ни низок не высок, не высок  кто в теремок зайдет, кто на картинке назовет.

Дети по очереди заходят в воображаемый теремок поднимают картинку и называют животное (звери и птицы).

Мотивация

звучит фонограмма

(каркает ворона)

Воспитатель:

-Ребята, вы слышите,  что это за звуки?

Дети отвечаю, что это каркает ворона.

Ответы детей из собственного опыта.

Морфологическая таблица

Объект - Ворона

Воспитатель:

- Ворона это кто? Птица или зверь? Почему? У кого на картинке ворона? Ребята, давайте с вороной  отправимся  гулять по волшебной дорожке.

Педагог предлагает поставить картинку с изображением вороны на морфологическую таблицу.

Воспитатель: Что это за  значки, я забыла.

Дети: значки признаков.

Педагог уточняет название признаков и обозначение их схемами

-Наша ворона гуляла и встретилась со значком, ребята, а что это за значок.

Дети: значок признака части.

- Какой вопрос задает значок признака.

Дети: Объект, какие у тебя  есть части.

Дети перечисляют  части: крыло, клюв, лапки, хвост.

 Воспитатель: Схематично изображает части, называемые детьми.

-Отправилась ворона дальше гулять и встретилась с другим значком, а что за значок?

Дети: признак цвета

- Какой вопрос задает значок признака цвета?

Педагог предлагает детям задать вопрос от имени значка признака цвета

Один ребенок задает вопрос

-Ворона Какая ты по цвету?

Другой ребенок отвечает

-Ворона по цвету черная. (На столе среди нескольких цветов ребенок находит нужный цвет и вставляет в окошко морфологической таблицы).

-Ребята, а кто больше ворона или медведь?

Дети: Медведь большой, ворона маленькая.

-Покажите, какая ворона маленькая, покажите какой медведь большой. (Показывают)

-А какой это признак?

Дети: признак размера. (Находят среди значков признаков, размер и вставляют в окошко)

Что умеет делать ворона?

Дети показывают, что делает ворона. (Клевать, летать и т.д)

Воспитатель:

- Ребята, а с кем вы еще хотите погулять по волшебной дорожке?

Ребенок выбирает самостоятельно картинку с изображение зверя (например медведь) ставить на морфологическую таблицу.

-Какой признак обозначает этот значок? Какой вопрос задает наш значок?

Воспитатель: Схематично изображает части, называемые детьми.

Дети: объект, какие, у тебя части? Перечисляют части: лапы, голова, хвост.

-Пошел медведь дальше гулять. А этот, ребята, значок что обозначает? Какой вопрос задает значок признака цвета.

Педагог побуждает детей задавать вопросы от имени значка, можно попросить несколько детей спросить и ответить.

Дети: признак цвета

Дети: Объект, какой ты по цвету.

Медведь по цвету коричневый (среди нескольких цветов ребенок находит нужный цвет и вставляет в окошко).

- Отправился медведь дальше и встретился, ребята,  со значком, какого признака, какой вопрос он задает?

Дети: значок признака размер, объект, какой ты по размеру?

- Кто больше медведь или ворона.

-Что умеет делать медведь?

Дети: Медведь (показывают, как двигается медведь, как рычит и т.д.)

Воспитатель:

- Ребята, с кем мы путешествовали по волшебной дорожке

- Ребята, а ворона это зверь или птица?

- А медведь? Почему?

-Ребята, я забыла, медведь летает, а ворона?

 -Какие части есть у вороны и у медведя.

-Помогите мне вспомнить:  ворона по цвету какая, а медведь?

-Ребята, а медведь  по размеру какой, а ворона?

Педагог предлагает показать размер и действия животных.

Прием, когда воспитатель забывает что-то или путает, развивает у детей наблюдательность и внимание, а так же вносит в занятие юмор.

- Ребята, наши птицы и звери устали и хотят отдохнуть, давайте, найдем для них дома, с помощью чудесных колец.

Кольца Дуллия: Два круга на одном изображены животные, на другом их жилище. Дети должны совместить окошки,  чтобы совпал  правильный ответ.

Педагог наблюдает и руководит деятельность детей. Добивается от  некоторых детей полных ответов. Для детей с плохой речью ответов одним словом.

-Как ты думаешь, где живет лиса, медведь, синица?

Побуждает всех детей к деятельности и составлению простых предложений .

Дети подбирают дома для животных, используя круги Луллия, отвечает на вопросы воспитателя.

-Синица живет в гнезде

-Медведь живет в берлоге.

-Белка живет в дупле.

-Лиса живет в норе. и т.д.

В заключении воспитатель благодарит детей за занятие, говорит, что они молодцы, умницы, гладит всех по голове, награждает их аплодисментами  и предлагает перейти к другой деятельности.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по природному миру во второй младшей группе Тема: «Рассматривание и сравнение кошки и кролика».

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо природному миру во второй младшей группеТема: «Рассматривание и сравнение кошки и кролика»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по природному миру в средней группе.

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо   природному миру в средней группе С использованием   исследовательской технологии....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по природному миру в старшей группе

Тема «Прогулка по лугам»  Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура». «Образовательные»:§  знакомить с растениями и...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по природному миру и рисованию для детей II младшей группы «Прогулка с Весной-красной»

Данное занятие направлено на активизацию познавательной, речевой, физической, творческой деятельности детей. Способствует закреплению у детей элементарных представлений о весне, знаний о некоторы...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в волшебную страну Фантазёров».

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие с Волшебным квадратом по стране Оригами»

Цель: развивать интерес к конструированию из бумаги по типу оригами; совершенствовать конструктивные умения....