Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментально-поисковой деятельности в подготовительной группе ДОУ Тема «Наша природа»
    план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

    Синько Галия Тажибаевна

    Программные задачи:

    1.     Дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней.

    2.     Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.

    3.     Познакомить детей с природным явлением – вулканом, развивать познавательную активность детей.

    4.     Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментально-поисковой деятельности в подготовительной группе ДОУ

    Тема «Наша природа»

    Выполнила: воспитатель Синько Г. Т.

    пгт Междуреченский

    февраль 2013 г.

    Программные задачи:

    1. Дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней.
    2. Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.
    3. Познакомить детей с природным явлением – вулканом, развивать познавательную активность детей.
    4. Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

    Активизация словаря: аметист, сапфир, малахит, яшма, гранат, агат, вулкан, кратер, лава;

    Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, свечка, зеркало, макет вулкана с кратером, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, камешки-конфетки; стихотворение «Уральские камешки» Р.А. Дышаленковой.

    Предварительная работа: изготовление макета гор, чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы», сбор коллекции камней, наблюдения на прогулках.

    Ход занятия

    В группе появляется гостья.

    Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, дети! Я – Хозяйка медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Может вы сможете помочь моей беде. Злой колдун превратил все мои камни-самоцветы в щепки и пока я не узнаю главную тайну камней, какие у них свойства – чары не рассеются.

    Воспитатель: Ну что же, мы поможем тебе, поспешим, ребята, в нашу исследовательскую лабораторию. Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.

    Будем исследовать камни, посмотрите, чем они различаются. Правильно, одни гладкие, круглые – морские, такими их сделало море, волны. Другие – горные неровные, острые. Давайте теперь проведём несколько опытов:

    1. Меняет ли камень форму? Почему? Как это проверить? (Сжать, ударить молотком). Постройте схему камня с помощью ММЧ.

    2. Есть ли в камне воздух? Как это проверить? (Опустить в воду, посмотреть идут ли пузырьки). Добавьте к схеме: что изменилось? Вокруг камня – вода.

    3. В камне есть вода? Как проверить? (Нагреть, подставить зеркало или стекло – появятся ли капли ).

    Мы исследовали свойства камня, какой сделаем вывод? Камень состоит из маленьких человечков, который так крепко держатся друг за друга, что даже воздух и вода не проникает внутрь. Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо», что камни имеют такие свойства. (ТРИЗ)

    Физминутка. «Мы охотники за львом…»

    Воспитатель: Да, разные камни есть на нашей земле. (Показывает образцы пород, приводит примеры их использования: известняк, руда, тальк, ракушечник). А там, где их очень много, образуются горы. (Показывает макет горы). Послушайте одну легенду.

    «Жил на свете богатырь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

    – Вулкан работает, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

    Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как-будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно».

    У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами на вершине горы, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой». 

    Ребята, а давайте попробуем «запустить» наш вулкан, посмотрим, что у нас получится.

    Воспитатель готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. (Вода с лимонной кислотой, в вулкане – красная краска и сода). Наблюдают «извержение вулкана».

    Хозяйка Медной горы: Спасибо, дорогие ребята, вы очень помогли мне узнать тайну камня. За это я хочу показать вам мои сокровища. (Показывает фотографии камней и читает стихотворение).

    Интересно знать вам, дети,
    Камни разные на свете? 
    Знают дети или нет,
    Что волшебным называют
    Каждый камень самоцвет?

    Тот, кто любит аметист,
    Дружбе верен, сердцем чист.

    Кто силач и богатырь,
    Носит камешек — сапфир.

    Кто секрет хранить умеет,
    Кто таинственно молчит,
    Тот всегда понять сумеет
    Камень ящерок и змеек —
    Темноглазый малахит.

    Самоцветный камень красный,
    Будто ломтик ветчины,
    Это главный камень — яшма —
    Сердце сказочной страны.
    Красный яшмовый узор —
    Красота Уральских гор,
    Будто в чаше, в этой яшме
    Воды чистые озер.

    На закат похож гранат,
    На восход похож агат,
    Эти камни в ожерельях
    Силу солнышка таят...

    Воспитатель: Дети, вам интересно было сегодня в нашей лаборатории «Почемучек»? А что бы вы хотели узнать ещё интересного? Наш профессор Почемучкин подсказывает нам как мы это можем узнать.

    Дети смотрят на планшет на стене со знаками, говорят: можем прочитать в книге, спросить у другого человека, понаблюдать и т.д.

    Хозяйка медной горы благодарит детей, угощает их конфетами «морские камушки».

    Литература:

    1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
    2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
    3.  Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
    4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
    5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в подготовительной группе на тему: « Знакомство с цифрой 4»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в  подготовительной группе на тему:« Знакомство с цифрой 4»...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» в подготовительной группе на тему: «Я имею право»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» в  подготовительной группе на тему: «Я имею право»Цель: Формировать у детей умение ориентироваться...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментально-поисковой деятельности в подготовительной группе ДОУ Тема «Наша природа»

    Программные задачи:1.     Дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней.2.     Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей пос...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в подготовительной группе на тему «Путешествие в Королевство Здоровья»

    Воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка....

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему «Наши верные друзья»

    Цель:  1) развитие навыков  произношения  простых  словосочетаний;                                 ...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «МЫ – ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

    Цель:Формировать  представления детей о многообразии природы.Задачи:1.     Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе2....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности. По образовательной деятельности «Познание» в подготовительной группе на тему: «Дикие животные средней полосы» (интеграция ФЦКМ и ФЭМП)

    Цель: Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе ;учить выкладывать задачи, используя знаки . Образовательные задачи:...