Главные вкладки

    Проект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Путешествие в волшебную лабораторию".
    методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме

    Тюлина Юлия Николаевна

    Метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в специальной интегративной непосредственной образовательной деятельности. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жиэни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе проекта лежит жажда длшкольников к познанию, стремление к открытию, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интелектуальному, эмоциональному развитию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Методическая разработка42.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    детский сад № 16 комбинированного вида

    Красносельского района Санкт-Петербурга

    ПРОЕКТ

    Совместной деятельности воспитателя с детьми

    старшего дошкольного возраста по теме:

    «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ ЛАБОРАТОРИЮ»

                                                                                                   Автор проекта

                                                                                                                 Воспитатель

      Тюлина Ю.Н.

                                                                                                                                                                                                                                                       

    2013 год


    Требования к реализации проекта:

    1. Интеграция образовательных областей.
    2. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
    3. Обеспечение единства образовательных, развивающих и воспитательных задач в процессе совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

    План проекта:

    1. Обозначение темы проекта (определяет содержание материала).
    2. Обозначение возраста детей.
    3. Постановка цели (определяет конкретный результат и характер деятельности).
    4. Обозначение задач (Образовательных, развивающих, воспитательных).
    5. Обозначение реализуемых образовательных областей.
    6. Используемое оборудование.
    7. Обозначение этапов формирования совместной деятельности (чтение литературы, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсии, беседы, совместная деятельность с родителями, НОД и т.п.)
    8. Прогнозируемые (планируемые) результаты.
    9. Ход совместной деятельности (конспект + презентация).

    2

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………………………………………4

    Проект…………………………………………………………………………………………………………..7

    Заключение………………………………………………………………………………………………...17

    Литература………………………………………………………………………………………………….18

    3

    Введение

    В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).

    Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания - ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка - источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям».

    Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в специальной интегрированной непосредственной образовательной деятельности. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни.

    Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

    Таким образом, ребенку надо все увидеть, услышать и потрогать, а в некоторых случаях еще и попробовать на вкус. В дошкольном возрасте детям присуща безграничная тяга к новым знаниям. Если это не пресекать, а наоборот, развивать и поддерживать, то ребенок с возрастом превратится в развитую, гармоничную и незаурядную личность.

    4

    Актуальность проблемы

    На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

    Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.

    В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование имеет свои особенности.  Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира.

    Одним из важнейших форм восприятия является слуховое, из чего складывается картина мира, и представляет собой чрезвычайно сложный процесс, в результате, которого и возникают слуховые ощущения, которые представляют собой слуховой образ. Человеческий слух воспринимает речевые и музыкальные раздражители. Подобно зрительному- слуховой анализатор воспринимает предметные свойства внешнего мира. Велико значение слухового восприятия детей

    5

    в процессе познания окружающего мира. Таким образом, слуховое восприятие является важным средством развития и его необходимо всячески развивать. Слуховая чувствительность у детей в возрасте от шести до восьми лет возрастает в среднем почти в два раза, поэтому именно в этом возрасте необходимо развивать слуховое восприятие. В звучащем мире существует собственное содержание, когда предметом восприятия является звуковое содержание, или восприятие мира, как его чувственного отражения. Игра звуками музыкальных инструментов, человеческого тела, шумами предметного мира и природы, из которых раздается музыка – благодатная почва для развития слухового восприятия. Разделяются две слуховые подсистемы, это речь и соответственно речевой слух и мир музыки, то есть, звуковое содержание, и музыка, как предмет слухового восприятия. Хорошо развитое слуховое восприятие – один из показателей готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма.

    6


    Проект

    Совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по теме:

    «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ ЛАБОРАТОРИЮ»

    Цель проекта: Привлечь внимание детей к богатому миру звуков, издаваемых разными предметами. Сформировать представления детей о физическом явлении-звуке.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Формировать у детей сенсорные эталоны (знаний и опыта) посредством познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
    2. Развить музыкальные, творческие, коммуникативные способности.
    3. Формировать умственные умения и навыки.
    4. Формировать познавательную активность детей.
    5. Побуждать детей к самостоятельному поиску проблемных объектов, решению задач, получению новых представлений в процессе действия с объектами.
    6. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности.

    Развивающие:

    1. Развивать у детей навыки элементарной импровизации, ассоциативного мышления, звуковой фантазии и воображения, устанавливать интуитивные смысловые связи между шумами и музыкальными звуками.
    2. Развивать слуховые и зрительные анализаторы, знакомить со звучанием предметов окружающего мира.
    3. Развивать устойчивый интерес к действию.
    4. Развивать внимание, память, мышление.
    5. Развивать ориентировку в пространстве.
    6. Развивать само регуляцию и самоконтроль.
    7. Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей детей

    Воспитательные:

    1. Воспитывать общую музыкальную, речевую, двигательную культуру.
    2. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему.
    3. Воспитывать у детей наблюдательность и внимательность, умение слушать и слышать других людей, культуру поведения и общения.

    Вид проекта:

    Творческо-информационный.

    Участники проекта: 

    Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

    Предполагаемые результаты:

    - Усвоение детьми знаний о физическом явлении-звуке.

    - Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

    - Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

    7

    Реализуемые образовательные области:

    1. Познание: развитие познавательно-исследовательской (конструктивной) деятельности. Формирование целостной картины мира. Сенсорное развитие.
    2. Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
    3. Социализация: развитие игровой деятельности детей. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
    4. Художественное творчество: развитие продуктивной деятельности детей. Развитие детского творчества. Приобщение к изобразительному искусству.
    5. Музыка: развитие музыкально-художественной деятельности. Приобщение к музыкальному искусству.
    6. Физическая культура: накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
    7. Здоровье: воспитание культурно-гигиенических навыков.
    8. Безопасность: формирование осторожности и осмотрительности к потенциально опасным для человека ситуациям.
    9. Труд: развитие трудовой деятельности.

    План непосредственно образовательной деятельности:

    1. Игра-опыт «Музыка или шум»
    2. Опыт «Как распространяется звук?»
    3. Динамическая пауза «Если нравится тебе, то делай так…»
    4. Проблемно – игровая ситуация «Несостоявшееся знакомство»
    5. Опыт «Как сделать звук громче?»
    6. Эксперимент «Как услышать тиканье часов, не поднося их к уху?  
    7. Сюрпризный момент «Чудесные банки»
    8. Показ опыта «Музыкальные банки»
    9. Игра со звуком «Необыкновенный оркестр»
    10.  Музыкальные импровизации детей на музыкальных инструментах.
    11. Анализ

    Оборудование:

    1. Передвижной стол для игр с песком и водой, камешки.
    2. Игра «СенсиБар» (баночки наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой)
    3. Набор «Маленькая шумная компания»
    4. Разные емкости: банки, кастрюли, ведра, коробки и т.д. разного размера, листы бумаги, картон, скрепки, пластмассовые расчёски разной формы и размера, железная палочка, банки с водой закрытые крышками (на внутренней стороне крышек кусочки гуаши).
    5. Карточки с изображением частей тела: рука, нога, язык, губы.

    8

    Предварительная работа:

    1. Беседы: «Как мы слышим?»

    Уточнять и конкретизировать представление детей об одном из органов чувств (ухо), его строении, назначении и функциях; знакомить детей с характеристиками звуков; воспитывать интерес к экспериментированию со звуками; формировать познавательный интерес и активность детей.

    Познавательно-исследовательская деятельность.

    Опыты: «Как звучит вода», «Как звучат камни», «Как звучит пластмасса», «Как звучит кожа», «Как звучит бумага» -способствовать установлению связей между слуховыми, зрительными, тактильными ощущениями; побуждать детей к звук творчеству. Опыты: «Почему все звучит?», «Что звучит?», «Громкий, тихий».

    Чтение художественной литературы.

    Чтение рассказа «Музыкальная Канарейка» (по рассказу Виталия Бианки)

    Упражнять детей в дифференциации шума и музыки.

    «Интересное об известном».

    Чтение с детьми и просматривание иллюстраций альбома – самоделки, в котором подобраны интересные факты звукового воспроизведения из жизни флоры и фауны.

    Чтение сказки «Три медведя» (Л.Н. Толстой).

    Обсудить с детьми, почему у трех медведей разные голоса.

    Чтение рассказа «Первое дуновение весны» по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

    После прослушивания дети вспоминают, какие металлические инструменты могут изобразить звуки наступающей весны: звон капели, журчание ручейка, шум весеннего дождя. Предложить детям изобразить звуки весны на детских музыкальных и шумовых инструментах.

    Чтение сказки «Голос сосульки».

    Разучивание стихотворения В. Суслова «Шорох к шелесту спешит».

    Рассказывая шепотом побуждать прислушиваться к игре шипящих звуков.

    Конструктивная деятельность.

    Творчество под музыку:

    Предложить детям с помощью бумаги изобразить песню В. Шаинского «Белые кораблики». Дети делают из бумаги кораблики и ставят их на большую лужу (голубую ткань, лежащую на полу). Затем под сопровождение песни обыгрывают постановку согласно словам.

    Игровая деятельность.

    «Игра – настройка»

    Задача: развивать у детей устойчивый интерес к действию, само регуляцию и самоконтроль.

    Игровое упражнение: «Кто больше звуков слышал?»

    Задачи: развивать у детей слуховое внимание, память, фантазию и воображение; вызывать интерес к совместному выполнению задания.

    Игровое упражнение: «Что там за окном?»

    Задачи: развивать у детей ассоциативное образное мышление, фантазию и память; активизировать речевые высказывания; упражнять в составлении описательного рассказа по своим ощущениям.

    9

    Игровое упражнение: «Звуки мы идем искать»

    Задачи: привлечь внимание детей к богатству мира звуков, издаваемых разными предметами; учить различать звуки различные по звучанию.

    Игра: «Угадай название улицы»

    Задача: закреплять знание детей названий улиц нашего города.

    Игра: «Звуки леса»

    Задачи: упражнять детей в звукоподражании объектов живой природы, привлечь их внимание к красоте и богатству звуков окружающей природы; развивать интонационную выразительность.

    Дидактическая игра: «Музыкальное окошко»

    Задача: определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента.

    Непосредственно образовательная деятельность.

    Художественное творчество: рисование по теме «Музыкальные инструменты».

    Просмотр с детьми иллюстраций с изображением музыкальных инструментов

    Упражнять в умении рисовать музыкальные инструменты.

    Слушаем и рисуем П.И. Чайковский. Из цикла «Времена года» Март (Песнь жаворонка)

    Побуждать детей передавать настроение музыки в рисунке.

    Слушаем и рисуем П.И. Чайковский. Из цикла «Времена года» Апрель (Подснежник).

    Упражнять в рисовании акварелью, развивать фантазию, передавать в рисунке свои впечатления от музыки.

    Непосредственно образовательная деятельность.

    Художественное творчество: Аппликация под музыку.

    Римский-Корсаков. Опера «Садко». Коллективная работа «На морском дне».

    Предложить детям выполнить аппликацию с использованием природного материала; развивать фантазию, умение передавать впечатление от муз. произведений в аппликации.

    Аппликация под музыку Д. Кабалевский «Скворцы прилетели».

    Развивать у детей фантазию, умение передать свои впечатления в составлении композиции.

    Труд.

    «Творческая мастерская».

     Изготовление простых шумовых самодельных музыкальных инструментов (шейкеры).

    «Творческая мастерская».

     Изготовление кастаньет с использованием ореховой скорлупы.

    «Творческая мастерская».

    «Шуршунчики».

    Предложить детям изготовить муз, инструменты, заполнив мелкими предметами из различных по качеству материалов: крупой, песком и т.д. полотняные мешочки, коробочки от киндер-сюрпризов, железные баночки.

    Театрализованная деятельность.

    Спектакль «Звуки музыки и сердце природы».

    Предложить детям, меняясь по очереди, друг с другом, показать импровизированный спектакль под сопровождение фонограммы мелодии песни «Приход весны» В. Моцарта на фоне пения птиц. Воспитывать любовь к природе через музыкальные образы, эмоциональную отзывчивость в исполнительской деятельности.

    10

    Музыка.

    «Что такое звуки» (музыка Л. Адлера)

    Предложить детям прослушать песню.  

    Прослушивание аудиозаписей звуков: шум ручья, морского прибоя, дождя.

    Предложить детям сделать зарисовки. Развивать фантазию и воображение.

    Прослушивание с детьми бытовых звуков на аудиокассете.

    Предложить детям угадать, что эти звуки означают, какова реальная жизненная ситуация, в которой они могут появиться.

    Прослушивание в записи «Танец феи Драже» П. Чайковского.

    Предложить детям пофантазировать, о чем могут рассказать стеклянные звуки. Выслушав ответы предложить им темы: «Солнечный лучик танцует на зеркале», «Осенние капли на оконном стекле», «Калейдоскоп», «Корона Снежной королевы», «Обеденное рондо».

    Игра-импровизация на инструментах «Лесная фантазия».

    Предложить детям исполнить импровизацию на деревянных, металлических и электромузыкальных инструментах.

    Работа с родителями:

    Консультация «Что такое творческие способности и как их развивать».

    Знакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими развитию слухового восприятия и творческих способностей детей, дать рекомендации по организации создания развивающей среды дома.

    Консультация на тему: «Музыка на кухне».

    Изготовление для родителей газеты под названием «Мир музыки волшебен».

    Вовлекать родителей в работу по созданию пространственно-предметной развивающей среды.

    Итоговый продукт проектной деятельности:

    Организация и оформление творческой выставки совместных работ родителей с детьми «Делаем сами, своими руками».

    (Самодельные музыкальные инструменты, рисунки, аппликации).

    11

    Ход совместной деятельности:

    Воспитатель:

    Придумано кем-то просто и мудро — 

    При встрече здороваться: «Доброе утро!» 

    «Доброе утро!» — солнцу и птицам, 

    «Доброе утро!» улыбчивым лицам!

    -Ребята посмотрите к нам в гости пришли галчонок Любознайка и Капелька. Сегодня мы все вместе отправимся в волшебную лабораторию. А пока чем мы можем развлечь наших гостей?

    (Примерные ответы детей: угощение, поиграть, рассказать интересный рассказ о чем-то, послушать музыку…)

    Воспитатель: Давайте включим для гостей музыку.

    Включает любой музыкальный фрагмент.

    Воспитатель: А теперь ребята предложим нашим гостям поиграть в игру, которая называется «Музыка или шум?»

    Воспитатель: Внимательно рассмотрите предметы, которые представлены на этом столе.

    Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). 

    Воспитатель: Какие из них могут издавать музыку?

    Дети называют музыкальные предметы, извлекают один - два звука, вслушиваются в них.

    Воспитатель проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка.

    Воспитатель: Ребята, получится ли песенка, если просто стучать по трубочке

    Дети: Нет

    Воспитатель: Как можно назвать то, что вы услышали?

    Дети: Шум.

    Воспитатель: Давайте рассмотрим коробочки со «звуками», заглянем в них, и определим, одинаковые ли будут звуки и почему

    Дети: Нет, так как разные предметы «шумят» по-разному.

    Затем дети извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

    Любознайка: Ребята, скажите мне пожалуйста, что такое музыка?

    Дети: Мелодия

    Любознайка: А что такое мелодия?

    Дети: Звук.

    12

    Воспитатель: Правильно ребята. На столе лежат разные предметы, посмотрите на них. Они помогут вам вспомнить, что такое звук. А теперь давайте вспомним, что звуки сообщают нам о том, что происходит вокруг нас, даже если мы не видим источника звука. Например, телефон, шум дождя, гул автомобиля и т. д.

    Дети вспоминают опыты с линейкой, проволокой. 

    Капелька: А мне интересно с помощью чего передается звук? 

    Проводится опыт «Как распространяется звук?»

    Воспитатель: Звук, Капелька, передается с помощью звуковых волн. Дети, давайте мы вместе с нашими гостями посмотрим, как это можно увидеть. Попробуйте бросать камешки в таз с водой. Что наблюдаете? 

    Дети: По воде расходятся круги.

    Воспитатель: То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается она по воздуху. Зарисуйте, как разбегаются звуковые волны от камешков. 

    Воспитатель раздает детям рабочие листы, дети по схемам выполняют опыты и фиксируют результаты.

    Воспитатель: Молодцы ребята, вы все хорошо справились с заданием, ну а теперь давайте с вами отдохнем и поиграем в игру «Если нравится тебе, то делай так…»

    Воспитатель проводит динамическую паузу

    Воспитатель: Мы с вами выяснили, что звук передается с помощью звуковых волн. Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, а чаще всего по воздуху. Помните, как у нас это было со спичечным телефоном? 

    Ну вот ребята мы с вами вооружились необходимыми знаниями и нам пора отправляться в волшебную лабораторию.

    Выключается свет в полумраке светит гирлянда, на столе расставлены разнообразные предметы (разного размера банки, кастрюли, ведра, коробки, картон, листы бумаги, скрепки и т.д.)

    Проблемно – игровая ситуация «Несостоявшееся знакомство»

    Дети рассматривают предметы, стоящие на столе, замечают «спящего» в углу волшебника Звука

    Волшебник Звук просыпается, потягивается, замечает детей:

    Волшебник Звук: Ба, да у меня гости! Здравствуйте.

    Дети здороваются

    Волшебник Звук: Что – что вы сказали? Не слышу.

    Здороваются еще раз

    Волшебник Звук: Что – что? (Прикладывает руку к уху)

    Здороваются в третий раз

    13

    Волшебник Звук: Все равно ничего не слышу (пожимает плечами, затем восклицает: «А!», подняв указательный палец вверх, словно осененный какой – то догадкой, пишет на листке несколько слов, протягивает воспитателю)

    Воспитатель зачитывает вслух:

    - Дорогие гости, посмотрите на предметы в моей волшебной комнате. Выберите тот, который сделает звук вашего голоса громче и поможет мне вас услышать.

    Дети подходят к столу, рассматривают предметы

    Воспитатель: С помощью чего мы слышим звук? Какой орган нам в этом помогает?

    Дети: Уши

    Воспитатель: Давайте попросим наши ушки поработать. Проведите пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок. Одинаковый ли вы слышите звук?

    Дети: Нет!

    Любознайка: От чего зависит частота звука?

    Воспитатель: У расчесок с крупными, редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий. У расчесок с частыми, мелкими зубьями звук тонкий, высокий. Ребята, как можно усилить звук, если он плохо слышен?

    Дети: Динамик, микрофон.

    Любознайка: А если у нас нет этих предметов?

    Воспитатель: Для этого нам нужен рупор. (Проводится опыт «Как сделать звук громче») Изготовить его можно быстро самим. Сложите картон в виде конуса и скрепите его скрепками. Вот и готов рупор. Произнесите слова в рупор тихо, громко, изменяя голос. А теперь ребята давайте поздороваемся с волшебником с помощью рупора.

    Дети здороваются.

    Волшебник Звук: Вот теперь я вас услышал! Здравствуйте (ударяет себя по лбу, словно удивляясь своей рассеянности, вынимает из ушей вату)

    - Ах, какой я рассеянный! Я все думаю, почему слышу только с помощью рупора. Кстати, а вы знаете, почему рупор усиливает голос? Потому что от звуков, от голоса в трубке образуются колебания, трубка начинает дрожать, и звук получается более громким.

    Воспитатель: А теперь ребята, давайте мы все вместе подумаем и проведем еще один эксперимент «Как можно услышать тиканье часов, не поднося их к уху? Сделайте картонную трубу и подставьте один конец к уху, другой к часам. Что слышно?

    Дети: Как тикают часы.

    Воспитатель: Почему стал слышен звук? Нам, ребята, стало слышно потому, что в трубе звуковые волны не рассеиваются. С помощью трубы звук разносится на более дальнее расстояние.   14

    Волшебник Звук: Ну, а сейчас пора и познакомиться. Я – могущественный волшебник – чародей, повелитель звуков. А эта комната – моя волшебная лаборатория. Будьте как дома. Здесь собраны предметы, с помощью которых я творю чудеса.

    14

    Дети садятся на стульчики. Сюрпризный момент «Чудесные банки»

    Воспитатель: А с виду обычные предметы: банки, ведра, кастрюли.

    Волшебник Звук: Не скажите. Например, вот эти банки с водой не простые, а волшебные.

    Берет банки, начинает их трясти, приговаривая заклинания, вода в банках окрашивается в разные цвета. Дети наблюдают.

    Воспитатель: Чудеса! Только что вода в банках была прозрачная, а теперь разноцветная.

    Волшебник Звук: Вот какой фокус я вам показал.

    Воспитатель: Волшебник Звук, а теперь посмотри, какой фокус мы тебе покажем. Эти банки еще и музыкальные

    Снимает с банок крышки Показ опыта «Музыкальные банки»

    Волшебник Звук: Странно, музыкальные инструменты я знаю, но про музыкальные банки никогда не слышал.

    Воспитатель вызывает по желанию ребенка, который «играет» на банках с помощью железной палочки.

    Волшебник Звук: Надо же, музыкальные инструменты не звучали, а получилась песенка. Как такое возможно?

    Воспитатель: Ребята, объясните волшебнику, как получилась песенка?

    Дети высказывают предположения при затруднении детей задает наводящие вопросы:

    - Звуки, которые получаются при ударе железной палочки о банки, разные или одинаковые? ударяет по первой и последней банкам.

    Ответы детей.

    - Какая по цвету банка издает самый высокий звонкий звук? Банка какого цвета самый низкий глухой звук? Почему банки издают разные по высоте звуки?

    Ответы детей.

    - Молодцы. Вы поняли, что чем меньше предмет или, в нашем случае, количество воды, тем выше и звонче звук, а чем больше предмет, тем звук, который он издает, ниже.

    Волшебник Звук: Спасибо, ребята. Я вижу, что вы уже сами-маленькие волшебники звука.

    Воспитатель: Волшебник Звук, сейчас ребята подарят тебе еще одну необычную мелодию.

    Игра со звуком «Необычный концерт»

    Дети подходят к столам, берут карточки с изображением частей тела, затем под руководством воспитателя- дирижера воспроизводят звуки с помощью тех частей тела, которые изображены у них на карточке: хлопают в ладоши, щелкают языком, топают ногой, создавая звуковую композицию.

    Волшебник Звук: Спасибо! Какая необычная композиция из звуков получилась!

    15

    Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня порадовали наших гостей своими знаниями, а теперь давайте порадуем их своей музыкой.

    Треугольник есть и ложки,

    Бубны, палочки, гармошки.

    Если все их разом взять,

    Дружно вмести заиграть,

    Буду здесь я дирижером.

    Кто же вы, ответьте хором? (Оркестр)

    Дети берут музыкальные инструменты и все вместе исполняют любую простую мелодию, предложенную ребенком или воспитателем.

    Волшебник Звук: Я рад, что познакомился с вами. Но сейчас моя волшебная лаборатория закрывается. Я не прощаюсь, мы будем с вами постоянно встречаться. А вы ребята догадываетесь как?

    Ответы детей

    Воспитатель: Волшебник будет приходить к нам в виде тех звуков, которыми полны окружающие нас вещи, которые произносите или поете вы сами и другие люди, в виде тех звуков, которые вы научитесь извлекать из музыкальных инструментов, а также в виде чудесной музыки, которая звучит сейчас.

    Дети прощаются с волшебником, уходят из зала.

    16

    Заключение

    Результат

    В ходе проектной деятельности дети с удовольствием играли в предложенные мной игры и игровые упражнения. Научились правильно играть, соблюдая правила, анализировать свои действия и действия своих товарищей. У детей сформировалось умение включаться в творческое сотрудничество и познавательно - исследовательскую деятельность. Дети научились понимать, что их окружает звучащая действительность, прекрасный мир звуков, по-иному воспринимают окружающее, более внимательно относятся к звуку, с большей активностью включаются в совместное сотрудничество, раскрепощаются и раскрываются, становятся коммуникабельнее с другими детьми и взрослыми. Дети научились правильно произносить звуки, слушать себя и своих сверстников, выделять звуки из состава слова и определять их последовательность.

    17

    Литература

    1. Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»
    2. Савенков А.И. «Как научить дошкольников приобретать знания», Ярославль. 2002
    3. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. «Экспериментальная деятельность детей

         среднего и старшего дошкольного возраста» СПБ.: «Детство-  Пресс»

         2008г.

    1. О.В. Дыбина. «Из чего сделаны предметы», изд. «ТЦ Сфера» Москва 2004г.
    2. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников.
    3. 4. Л.И. Грехова. «В союзе с природой»; «Илекса», «Сервис школа» Москва – Ставрополь 2000г.
    4. З.Я. Роот. «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного

    возраста», изд. «Айрис Пресс» Москва 2004г.

    1. . Н.Б. Улашенко. «Музыка» Подготовительная группа. Нестандартные занятия. Издательско-торговый дом «Корифей». Волгоград 2008г.
    2. З.Н. Бугаева. «Музыкальные занятия в детском саду». Изд. «Сталкер»

    Москва 2005г.

    18


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в космос".

    Методическая разработка "Путешествие в космос"проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области "Познание"в ДОУ. Это занятие обощающее подведение итогов по теме :"Изучение ко...

    Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Путешествие в сказку»

    Цель: закрепить умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.Задачи:1. Научить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную ре...

    Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему : "Путешествие в осенний лес",

    Материал предназначен для закрепления детьми в различных ситуациях природоведческих знаний на примере леса. Обучения анализу изображения предметов сложной формы и воссозданию её из частей, освоение де...

    Конспект образовательной деятельности c детьми старшего дошкольного возраста. на тему: "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина".

    Прививать любовь к творчеству А.С Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики....

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Путешествие в страну здоровья»

    Цель:  Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Создание условий для самопознания и самосохранения каждого воспитанника.   Образовательная задача:Формировать при...

    Проект Совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках « Патриотизм»

    «…Чтоб снова на земной планетеНе повторилось той войны,Нам нужно, чтобы наши детиОб этом помнили, как мы!»Юрий Воронов,Участник блокады Ленинграда« Патриотизм формируется в процессе воспитания на осно...

    Проект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Осень разноцветная»

    Проект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Осень разноцветная» Тип проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игро...