Главные вкладки

    Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
    план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_russkaya_matreshka_otkryt.docx31.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры.

    Чернышова Татьяна Викторовна

    Воспитатель первой квалификационной категории

    МБДОУ ДСКВ № 32 «Брусничка»

    Город Нижневартовск, ХМАО-Югра

    Образовательная область:«Ребенок входит в мир социальных отношений»

    Тема:«Русская матрешка»

    Цель занятия:

    Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.

    Программные задачи:

    1. Образовательные:
    • познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка.
    • закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи(косыночка, сарафан).
    • формировать интерес и любовь к народному творчеству.
    • активизировать словарь.
    1.  Развивающие:

    •развивать творческие способности детей.

    • развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

      3.  Воспитательные:

    • воспитывать у детейинтерес к культуре своих предков.
    • воспитывать чувство любви к деревянной игрушке.
    • воспитывать аккуратность.

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

    Предварительная работа:дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», посещение выставки глиняной игрушки(дымковской, каргопольской, филимоновской), рассматривание иллюстраций с изображением соломенной игрушки.

    Материал:

    1.  демонстрационный:матрешки для мини-музея деревянной игрушки

    2. раздаточный: бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками (по количеству детей)

    Оборудование:русский народный костюм для педагога,проигрыватель, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки», гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

    Словарь: нарядная, расписная, русская игрушка, сувенир.

    Ход занятия

    1.Введение в игровую ситуацию. (Звучит русская народная мелодия.Педагог в русском народном костюме входит в группу)

    - Здравствуйте ребята.Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платкии носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня. Ребята, а вы любите сказки? Сегодня я хочу вам рассказать новую, а вот о чем она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

    Алый шелковый платочек,
    Яркий сарафан в цветочек,
    Упирается рука в деревянные бока.
    А внутри секреты есть:
    Может, три, а может, шесть.
    Разрумянилась немножко
    Наша русская… (матрешка).
    (Ребята отгадывают)

    2.Основная часть.

    -Молодцы! Отгадали, о матрешке. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком.  Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.(Звучит русская народная музыка, дети садятся на ковер рядом с воспитателем)

     -Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.Яркими красками разрисовал,одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу.  Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек?Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

    (Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек!А вы знаете, что в каждойстране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (Матрёшка)

    -Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают такие изделия, потому что все эти изделия делают только в России.Ой, ты барышня – матрешка,разноцветная одежка.Знает весь огромный мирэтот русский сувенир.

    -А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки. Матрёшка раскрывается.

    Разломила пополам:
    Интересно, что же там?
    Там еще одна матрешка,
    Улыбается, смеется,
    Хоть и жаль ее ломать,
    Буду дальше разбирать.

    - Из чего сделаны матрешки? (Из дерева)

    -Значит, какие они? (Деревянные)

    -Молодцы, конечно деревянные.Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают. Какие они становятся? (Нарядные, красивые)

    -У каждой матрешки  на голове платочек, сарафаны яркие, праздничные.Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.

    -Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать!Вижу по глазам, что и вам тоже хочется танцевать.
     Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки»

    (муз.Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

    Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.

    -Ребята, а у наших матрешек есть подружки, только они не деревянные.

    Дети, из чего сделаны эти матрешки?(Из бумаги)

    -Значит, они какие?(Бумажные)

    - Ребята, посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными, чем они отличаются?(Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)

    -Скажите, а как мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки?(Раскрасить их)

    -Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. (Дети садятся за столы, на которых  лежат бумажные матрешки.)

    -Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор,
    чтобы радовал он взор.

    - У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, на нем горошинки. А теперь украсим сарафан. Нарисуем на нем цветочки.(Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки.Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально.Она «танцует», также, как и веселая матрешка)

    3. Заключительная часть.

    - Как вы думаете, мы смогли развеселить матрешек?(Да )

    -Почему вы так решили?(Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные).

    -Матрёшки получились очень красивые.Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица.

    -Какие вы хорошие мастера. Мне пора с вами прощаться, а вы немного поиграйте с матрёшками.

    Список литературы:

    1. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»(младшая группа) ЦГЛ,Москва,2003
    2. Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» ЦГЛ, Москва, 2005
    3. Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников»(младшая группа)Москва, «ВАКО», 2005
    4. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4лет» ООО «ТЦ Сфера», 2005
    5. «Мы весёлые матрёшки»: http://muzofon.com
    6. В.Д. Берестов, Матрешкины потешки // Читалочка: стихи. - М.: Малыш, 1988. - С. 8.
    7. О.Бородин, Матрешка: стихотворение // Библиотека. - 1995. - № 1.
    8.  Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4.
    9. Т. Цветкова Веселый хоровод: развлечение для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 5.
    10. Откуда ты, матрешечка? // Жили-были. - 2000. - Июль. - С 15.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

    В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

    «Приобщение детей третьего года жизни к традиционной музыкальной культуре русского и татарского народов на основе колыбельных песен»

    В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на...

    Перспективный план образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» для детей четвертого года жизни

    Перспективный план образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» для детей четвертого года жизни...

    Конспект по речевому развитию детей четвертого года жизни. Тема: «Лесные животные»

    Конспект по речевому развитию детей четвертого года жизни.Тема: «Лесные животные»...

    Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.

    laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...

    Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Веселая матрешка»

    Педагогическая цель:Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Программные задачи:1. Образовательные:- познакомить дошкольников с игрушкой – Матрешкой путем восприятия её ...

    Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»

    Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»...