Конспект занятия " Обитатели моря"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Лукьянова Людмила Владимировна

Программное содержание:

- продолжать  расширять знания детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде, питании,  передвижении;

- учить правильной последовательной речи;

- расширять словарный запас;

- развивать логическое мышление;

- совершенствовать графические навыки детей в технике рисования процарапыванием – «граттаж»;

-  раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные приемы рисования;

- продолжать формировать композиционные умения расположения изображения на всей плоскости листа;


- воспитывать интерес детей к изобразительному искусству;

- развитие фантазии, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obitateli_morya.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

                   Конспект занятия в старшей группе

        « Обитатели моря»


Программное содержание:

- продолжать  расширять знания детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде, питании,  передвижении;

- учить правильной последовательной речи;

- расширять словарный запас;

- развивать логическое мышление;

- совершенствовать графические навыки детей в технике рисования процарапыванием – «граттаж»;

-  раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные приемы рисования;

- продолжать формировать композиционные умения расположения изображения на всей плоскости листа;


- воспитывать интерес детей к изобразительному искусству;

- развитие фантазии, воображения.


                                           Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, а самое настоящее увлекательное путешествие, причём не простое, а морское.  А вы что вы можете сказать о море. Какое оно? ( красивое, шумящее, беспокойное, прозрачное, синее, таинственное…) А еще оно манящее, оно манит нас к себе. Вы готовы отправиться в путешествие.
У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произносим, сразу станем морскими жителями.                                                            
Под музыку  звуки моря                                                                                                             (Встаем в круг , беремся за руки, все вместе произносим слова) 
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
дно морское изучать!
Сколько водорослей разных,
Звёзд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных! Вы кого-нибудь узнаете? Вы просто молодцы!
(Дети называют известных им обитателей морей, изображения рыб).  Здесь, как и на земле есть «растения» но называются они водоросли. Есть рыбы, съедобные для человека, есть рыбы опасные. Многие люди уверены, что акулы очень смелые животные, поэтому они бесстрашно бросаются на свою жертву. На самом деле акулы трусливы и нападают, только убедившись в беззащитности жертвы. Но, учуяв запах крови, акула забывает об опасности. Голодная акула может набрасываться на все, что видит поблизости.  На морском дне живут осьминоги, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Они обладают способностью очень быстро менять окраску и становиться одного цвета с грунтом.   В море живет множество обитателей, которые совсем не похожи на тех, кто живет на суше. Есть здесь и морские коньки они не бросается за добычей, а ждут , пока она сама не подплывет к нему. Питаются коньки мелкими рачками и креветками .Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Питаются они моллюсками, а так же и морскими ежами. А морские ежи могут уколоть ядовитым шипом и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль. С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает по морскому дну.

Некоторые даже могут  ударить током, как морской скат. Давайте познакомимся с некоторыми из них поближе.

В это время дети берут соответствующую картинку о которых они будут рассказывать и прячут их за спину.)

Воспитатель:
А сейчас к нам заплыли настоящие морские обитатели, они приготовили для вас загадки. Я предлагаю всем занять места на песчаном дне (на ковре) и попытаться отгадать, кто к нам заплыл.

1 ребенок: Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле – нет. Оно кормит своих детёнышей молоком. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды.

Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывёт – вода бурлит.
Эта чудо-рыба-… (кит).

2 ребенок: Это крупная хищная рыба, которая дышит жабрами. Часто их называют кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны. (Акулы)

3 ребенок: Это морская рыба, похожа на доброго дракончика, любит жить в зарослях водорослей морских, похож на шахматную фигурку. Свое название он получил потому, что его туловище по виду напоминает лошадь. У него вытянутая морда, очень маленький рот и ребристое тело. Передвигаются по воде, благодаря спинному плавнику – веслу. Самка откладывает яйца, а самец их собирает и высиживает детенышей малышей. ( Морской конек)

4 ребенок: Любопытное морское существо. У нее грубая, жесткая кожа, покрыта коротенькими иголочками. В центре ее тела, сверху и снизу, расположены диски, похожие на пуговицы. Через эти диски втягивают или выпускают морскую воду. Нижние диски – это рот, глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок. На брюшке находятся ножки с присосками , они помогают передвигаться. ( Морская звезда)

5 ребенок: Это моллюск, у которого восемь ног, щупальцы. У него есть мягкая мантия, покрывающая тело, щупальца у них длинные и гибкие, с присосками на нижней стороне. С помощью воды он дышит, как рыбы. Когда он лежит спокойно, его щупальцы могут быть разбросаны по дну. При приближении врага он может с помощью них бежать или обхватить противника. Если надо защититься, он может выпустить из себя жидкость фиолетового цвета, которая затемнит и закрасит воду вокруг. Они умеют менять свой цвет: бывают красными, серыми, желтыми, коричневыми или серо-зеленым. ( Осьминог)

6 ребенок: Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Если их перевернуть
на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами перевернуться не смогут. Про медлительного человека говорят: «ползет как....» (Черепаха).

Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, а теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

Подвижная игра "Море волнуется".
Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:

«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!»

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры  и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.                                                                                                                                 Игра проводится три раза. 

Звучит музыка - Шторм
Воспитатель:
 В нашем подводном мире случилось настоящее бедствие: шторм на море, набежала большая волна и буквально смыла наших морских друзей на берег. А ведь они не могут жить без воды, что же делать, как им помочь вернуться на  свое родное морское дно ( ответы детей). Ребята, а ведь мы с вами можем их нарисовать. Проходите, пожалуйста, на свои рабочие места.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые морские обитатели. Какая яркая окраска, необычные формы. Но мы не должны так же забывать, что в море есть растения – водоросли и они тоже все разные по форме и окраске.  Давайте попробуем нарисовать, то, что мы увидели с вами во время нашего путешествия в морские глубины.

Как вы думаете, чем лучше всего можно передать всю красоту и необычность морского дна и его обитателей? (красками, цветными карандашами). Верно. Ваши рисунки должны быть красочными. Но я хочу познакомить вас с новым способом рисования – процарапыванием рисунка! Думаю, что этот способ лучше всего сумеет передать всю красоту подводного мира.

Мы с вами уже подготовили  вот такое маленькое море! (загрунтованный картон). Видите, вода в нём уже есть, вам нужно только заселить это море обитателями и растениями.

Для этого мы возьмём ручку, и её кончиком будем рисовать рыбку прямо по поверхности нашего моря (показ действия). Смотрите, верхний слой синий краски счистился, и под ним оказались яркие разноцветные пятна. Так ваши морские обитатели станут разноцветными и красивыми. Вам нравится моя рыбка? Тогда давайте, скорее, нарисуем рыбок и других животных на ваших морях!

(Во время выполнения рисунка, воспитатель напоминает детям как лучше разместить на листе рыб и растения. Если ребёнок затрудняется нарисовать какого либо морского обитателя, то воспитатель прорисовывает основные части – туловище, голову и т.д., а ребёнку предлагает дорисовать остальные детали – хвост, плавники, щупальца т т.д.)

Воспитатель: У вас у всех получились замечательные работы, молодцы ребята! Посмотрите рисунки своих товарищей и скажите, кто на них изображён? Как вы думаете, мы сумели с вами нарисовать морские глубины? Давайте, соединим все ваши рисунки вместе, и у нас получится одно большое морское дно! (рисунки вывешиваются на стенде)

   

ГБОУ СОШ № 1996 дошкольное подразделение

                    детский сад « Кнопочка»

                    Конспект занятия в старшей группе

                               « Морские обитатели»

                                                                     Воспитатель группы № 2

Лукьяновой Л.В.

        МОСКВА, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " Обитатели морских глубин"

Конспект комплексного занятия "Обитатели морских глубин" для старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия "Обитатели Красного моря"

Конспект сюжетного  занятия по обучению плаванию для детей старшего дошкольного возраста....

конспект НОД "Обитатели морей и океанов"

Ознакомление днтей с обитателяим морей и океанов...

Конспект занятия "Обитатели морей и океанов".

Расширять,углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....

Конспект занятия «Обитатели океанов и морей» (для детей подготовительной к школе группы)

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.Задачи:Знакомить детей с морскими  животными (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог...

Конспект занятие: " Обитатели морей и океанов".

Конспект занятие: " Обитатели морей и океанов"....

Конспект логопедического занятия "Обитатели морей и океанов"

Конспект логопедического занятия для обучающихся старшего возраста с ЗПР....