Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие во времени"(образовательная область Познание)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Трушникова Елена Валерьевна


При проведении данного занятия совершенствуются представления детей о русском быте, русском народном костюме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по образовательной области Познание

(интеграция с образовательными областями Социализация, Музыка, Безопасность, Художественное творчество)

Тема: «Путешествие во времени»

Цели:

Продолжать способствовать приобщению детей к культуре своего народа.

Продолжать знакомить с народными традициями и обычаями.                                                                                              

Формировать представление об отличительных  особенностях русского народного костюма.

Совершенствовать умение различать простую и нарядную (праздничную) одежду русского народа.

Развивать умение составлять узоры по мотивам народного искусства. Использовать для составления узора характерные элементы и цветовую гамму.

Показать связь русского народа с природой.

Закрепить умение вырезать по контуру.

Формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства.

Воспитывать любовь к родному краю. Закрепить знание названия страны и людей, проживающих в ней.

Закрепить знание правил безопасного обращения с ножницами.

Оборудование:

 Иллюстрации: с изображением быта русского народа, с изображением природы России, изображения простой и праздничной (нарядной) одежды русского народа, цветная бумага, картинки: свет, солнце, небо,  праздник, трава; карта России, таблички с написанными буквами «РОССИЯ», «РУСЬ»,  игрушки – дедушка и бабушка, иллюстрации с изображением орнаментов, которыми украшали русский народный костюм; листы бумаги с нарисованным пунктирной линией одеждой (сарафан и косоворотка), атрибуты к игре «Подбери заплатку»,  краски, кисть, стаканчик с водой.  Аудиозаписи. Игрушка – сундучок.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением народного быта, одежды людей на Руси, чтение русских народных сказок, слушание русской народной музыки, рисование рисунков совместно с родителями по прочитанным дома русским народным сказкам, подбор пословиц об одежде. Игра «Укрась костюм».

Организационный момент.

Дети входят под русскую народную музыку. Приветствуют гостей. Встают около своих столов. На доске иллюстрации с изображением природы России, карта России.

Основная часть.

Восп-ль: Дети, у которых есть таблички на столе, подойдут и встанут по порядку, а остальные дети сядут за свои столы красиво.

Дети читают по одной строчке стихотворения и показывают табличку с изображением первой буквы, на которую начинается строчка:

Ручеек заливисто журчит,

Одуванчик ярко золотится

Солнце так развесило лучи,

Словно крылья радужной жар-птицы

И на воле весело играя,

Я скажу вам нет прекрасней края.

Восп-ль: Какое слово получилось у нас? Что такое Россия?

Дети: Страна, в которой мы живем.

Восп-ль: Наша страна очень большая (проводит по границе России на карте), богатая, людей в ней живет много. Как называю людей, которые живут в России?

Дети: Россияне.

Восп-ль: А по  другому можно сказать русские. А почему называют людей русскими? Хотите узнать? Сейчас на машине времени мы отправимся в путешествие в старые времена. Закрывайте глаза. (дети закрывают глаза, включается музыка,  педагог меняет картинки с изображением России на картинки с изображение русского быта, народной одежды название «РУСЬ»)

Музыка приглушается, дети открывают глаза. Педагог читает стихотворение и показывает иллюстрации.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют.

Восп-ль: Раньше Россия называлась Русью, поэтому и людей,  живущих в ней, называют русскими. На Руси не было магазинов, одежды у людей было немного. Как вы думаете, раньше люди на Руси носили такую же одежду как мы сейчас?

Дети: Нет. У них была другая одежда.

Восп-ль: Одежду люди хранили долго и передавали по наследству – от матери к дочери, от отца к сыну. Особенно берегли праздничную одежду. Давайте посмотрим, чем же простая одежда отличалась от нарядной, праздничной?

Дети: Она красивая, яркая, нарядная.

Восп-ль: А какие цвета есть в нарядной одежде?

Дети: Красный, желтый, коричневый.

Восп-ль: А оказывается, что люди не просто так использовали эти цвета. Они любовались красотой родной природы и брали из нее краски. Давайте расскажем, с чем же сравнивали каждый цвет.

Педагог показывает цветную бумагу, дети предлагают варианты.

Белый – свет и чистота (картинка с изображением света)

Желтый – солнце и богатство (картинка с изображением солнца, монет)

Голубой – небо и молодость ( картинка с изображением неба)

Красный – тепло, праздник, радостное настроение (картинка с изображение праздника, улыбающегося человека)

Зеленый – трава (картинка с изображением травы)

Восп-ль: А сегодня я хочу вам рассказать сказку (негромко включается музыка). Жили-были дедушка (фигура дедушки из настольного театра) и бабушка (фигура бабушки из настольного театра). Жили они, трудились много. Интересно, а какую одежду они надевали когда трудились, простую или праздничную?

Дети: Простую, потому что праздничную они берегли.

Восп-ль: А какая одежда одета на бабушке и дедушке?

Один из детей выходит и рассказывает про одежду дедушки, а другой про одежду бабушки.

Восп-ль: Трудились они, и вдруг бабушка зацепилась и порвала свою юбку. Решила она ее починить и пришить заплатку, но она старенькая и подобрать заплатку ей очень трудно. Давайте ей поможем.

Игра «Подбери заплатку»

У детей силуэты юбки с узором и белым кругом. В конверте круги нужного размера с разными узорами и узором, который подходит для пропущенного элемента. Дети подбирают «заплатки». После выполнения педагог проверяет, оказывает помощь тем, кто не справился.

Восп-ль: Вот какие молодцы, помогли бабушке починить одежду. Собрались как-то дедушка с бабушкой на праздник. Заглянули в сундучок (педагог открывает игрушечный сундучок), а там пусто, нет нарядной одежды. И стали они горевать. Что же им делать?

Дети предлагают варианты.

Восп-ль: Давайте мы им поможем. Приготовим для них одежду. У вас на столах лежат листочки бумаги. Чтобы узнать какую одежду вы будете готовить, возьмите простой карандаш  и обведите изображение по точкам.

 Дети обводят карандашом по пунктирной линии.

Восп-ль: Какая одежда у вас получилась? (опрос нескольких детей).

Ребенок: Я нарисовал рубашку.

Восп-ль: Сейчас возьмем ножницы и вырежем ее по контуру. Как нужно пользоваться ножницами?

 Дети: Нельзя размахивать ими, направлять в глаза.

 Дети вырезают по контуру.

Восп-ль: Одежду мы приготовили, а теперь немножко отдохнем. Раньше женщины на Руси носили платочки. Вот мы сейчас с вами поиграем с платочками.

Физкультминутка с платочками.

Дети выходят, берут платочки и выполняют движения под аудиозапись.

Восп-ль: Отдохнули мы немножко, а теперь пора за работу.

Восп-ль: Посмотрите, нравится вам эта праздничная одежда? Почему?

Дети: Она не украшена узорами. 

Восп-ль: В каких частях украшалась одежда?(если дети затрудняются педагог помогает)

Дети: На рукавах, подоле.

Восп-ль: Я вам предлагаю украсить одежду узорами. Что можно нарисовать? (педагог  обращает внимание на иллюстрации с изображением узоров). Что изображено на этих узорах?

Дети: Крестики, клеточки, круг, колечки.

Восп-ль: Давайте возьмем кисти и «вышьем» узор на вашей приготовленной одежде.

Дети расписывают нужные места одежды (они обозначены белыми полосами) узором. Во время выполнения звучит русская народная музыка. Педагог оказывает помощь тем детям, которые затрудняются.

Восп-ль: Обрадуются дедушка с бабушкой, что вы им столько одежды нарядной приготовили. С хорошим настроением пойдут на праздник. А у вас какое настроение?

Дети высказываются. Педагог следит за правильным звукопроизношением.

Восп-ль: В какой стране люди носили русский народный костюм?

Дети : На Руси.

Восп-ль: Ну что пора возвращаться нам обратно в Россию на нашей машине времени. Закрывайте глаза, поехали.

Звучит музыка, педагог вновь меняет картинки на доске (Русь - Россия)

Подведение итогов занятия

Восп-ль: Ребята, что нового и интересного вы узнали сегодня?

Дети высказываются, педагог  следит за звукопроизношением.

Педагог читает стихотворение:

Россия…как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя  Россия!

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей,

Люблю, глубоко понимаю,

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким слово Русь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на татарском языке. Область "Познание". Тема: "Тавышлар кайдан килә?" (Звуки откуда приходят?)

Привлечение детей к исследовательской деятельности с целью выявления причин появления различных звуков в нашем окружении....

Конспект образовательной деятельности «Волшебная полянка» (основная область Познание)

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умстве...

Конспект непосредственной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Познание» Тема: "Где живёт эхо"

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин возникновения тех или иных причин появления природных явлений. В данном конспекте дети с помощью педагога узнают, ка...

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе . Область познание. "Путешествие на лодке по водоему". Автор-составитель: педагог 1й квалификационной категории Ивановская Светлана Степановна

целью непосредственно-образовательной деятельности является знакомство детей с водными растениями. В форме путешествия на лодке дети познают воды и дно водоемов. В НОД интегрируются области: чтение ху...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе (Области: познание, художественная литература, художественное творчество, коммуникация) «Как лиса в сказку попала?»

Конспект интегрированной непосредственнойобразовательной деятельности в подготовительной группе(Области: познание, художественная литература,художественное творчество, коммуникация)«Как лиса в с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС в области «Познание». По теме: «Воздух, какой он?» Для детей средней группы

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения....