Конспект занятия на тему: Путешествие по реке. Главный водный путь России - река Волга"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Никитина Светлана Анатольевна

Дать  детям представление о красавице реке Волге, как природном доме и его обитателях;  познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать  элементарные навыки экологической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_volge.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Тема:  «Путешествие по реке.

                        Главный водный путь России – река Волга»

          Программное содержание:

            -дать  детям представление о красавице реке Волге, как природном доме и его обитателях; 

            -познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать  элементарные навыки экологической культуры;

             -познакомить детей с русскими народными играми “Кострома”, “Никонориха”, с татарской народной игрой “Горшок”.

 

            Развивать ловкость, выдержку, внимание, интерес к русским народным играм; развивать координацию движений, закреплять выполнение основных видов движений.

          Воспитывать нравственные ценности: любовь и бережное отношение к природным богатствам своего края.

          Предшествующая работа:

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением реки Волги .
  2. Беседа о рыбах и птицах нашего края.
  3. Заучивание стихотворений о Волге и родном крае.
  4. Чтение художественной литературы

     Чуйков «Сказки старой ивы»,

       Рыжова Н.А. «Как люди речку обидели»,

       Г. Ладонщиков «Река живет»

            5.   Разучивание пословиц о Волге:

                  Волга – всем рекам мать.

                  Волга – матушка, глубокая, раздольная, разгульная.

                  Волга добрая лошадка: всё свезёт.

            6.   Дидактическая игра: «Хорошо - плохо»

                                       

            Материал:

 Географическая карта.

           Иллюстрации реки Волги.

           Иллюстрации рыб, растений реки Волги.

 Корзины.

             Мусор для игры. 

             Записи песен Пляцковского и Савельева “Волга в сердце впадает мое”,

           спокойной музыки. 

                                                       

                                                                    Ход:

  Звучит песня Пляцковского и Савельева “Волга в сердце впадает мое”. 

 Дети проходят и садятся на стульчики  (полукругом на ковре).

 Воспитатель:  Ребята, мы с вами живем в небольшом красивом городе. Как называется наш город?

 Дети: Заволжье.

1. Ребенок: Городов в моей стране

                    Знаю, очень много.

                    Только нет дороже мне

                    Города родного.

                    Здесь родился я и рос,

                    Подружился с Волгой,

                    Красоту своей страны

                    Полюбил надолго…                  

 2. Ребенок: Наш город лучше всех на свете.

                     Стоит на берегу реки.

                     По Волге ходят пароходы,

                     И ловят рыбу рыбаки.

  Воспитатель: Мы любим свой город и гордимся тем, что здесь живем.

Я - Заволжанка, а ты?

 Дети: Заволжанин.

            Заволжанка.

  Воспитатель: На берегу, какой реки стоит наш город?

 Дети: Волга.

Воспитатель:  Дети, сегодня я хочу рассказать вам о реке Волге. Реку эту часто называют Волгой – матушкой, Волгой – кормилицей, Волгой – красавицей, Волгой – труженицей.

Именно по Волге, великой русской реке,  мы совершим сегодня наше путешествие, а поможет нам в этом географическая карта. Ребята, посмотрите на карту, где протекает река Волга. По её берегам расположены леса, горы, маленькие речушки, которые впадают в Волгу. А что это за белые кружки на карте?

Дети: Города.

Воспитатель: Правильно. Это обозначены города: Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Астрахань. Во время нашего путешествия мы будем делать остановки в этих городах.

Воспитатель: Начнем наше путешествие по Волге от самого ее начала.

                                             (Звучит спокойная музыка.)

 Начало реки Волги находится на Валдайской возвышенности, расположенной к северо-западу от Москвы. Между холмами у села Волговерховье Тверской области на небольшом, поросшем осоками болотце пробивается родник, дающий начало Волге. Здесь издавна стоят сруб и часовня.

Волга встречает на своём пути довольно большой город Тверь. История Твери связана с историей края, богатой яркими, хотя порой и трагическими событиями, а также с известными, выдающимися людьми, которые родились или в разное время жили и трудились на Тверской земле.

 В начале пути Волга часто пробивается сквозь массивы горных пород, пересекая возвышенности, почти горы, чтобы проложить себе путь к морю. Берега высокие: то правый берег выше левого, то левый правого, словно соревнуются.

 Но вот пороги исчезают, и Волга, разлившись широко, становится почти судоходной: медленно и величественно несет свои воды дальше на восток.

  Посмотрите на картинки (слайды с картинками).

 Воспитатель: А не хотели бы вы отправиться по Волге на лодках?

 Дети: Да.

 Воспитатель: Тогда садитесь в лодки (на скамейки) ОРУ на скамейках:

И. п. – сед на скамейках верхом, руки на пояс. В: руки в стороны, хлопок, в стороны.

“На волнах”. И. п. – руки в стороны, наклон вправо, коснуться руками пола, прямо, наклон влево.

“Гребем веслами”. Руки в стороны. Наклон вперед – назад.

Проплываем г. Кострома. Здесь сделаем остановку и поиграем в игру, которая так и называется “Кострома”.

                                  Подвижная игра “Кострома”.

Выбирается ведущий.

Дети с воспитателем: Кострома, Кострома!

                                     Государыня моя, Кострома!

                                     У Костромушки кисель с молоком,

                                     Еще с прибылью блины с творогом.

                                     Здорово, Кострома! – “Здорово”.

                                     А что ты делаешь – “Да вас ловлю!”

                                    (Дети убегают от “Костромы”)

Продолжаем путешествие. Вдруг пошел дождь.

“Спрятались от дождя” (руки в стороны, ноги на скамейку).

Двигаемся по скамейке сидя.

Руки в стороны (наклон вперед-назад).

Подплываем к городу Нижний Новгород.

Воспитатель: Вы обратили внимание, что ширина реки изменяется. Почему? На всем протяжении Волга принимает воды больших и малых притоков.

Река Ока впадает в Волгу. На месте, где Ока впадает в Волгу, основан город Нижний Новгород. Это главный город нашей области, поэтому она и называется Нижегородская. А здесь ребята любят играть в игру “Никонориха”.

                         Русская народная игра “Никонориха”

Выбирается водящий.

Дети с воспитателем: Никонориха коров посла,

                                      Запустила в огород козла.

                                      Никонориха ругается

                                      А козел-то улыбается

                                      Козлик-козлик – сделай ротик,

                                      Козлик, козлик – топни ножкой”.

                                     (Ме-ме – догоняет детей)

 Воспитатель: Вода Волги чистая, прозрачная и светлая. Поэтому в реке водится много рыбы, да такой вкусной, какой нигде и не видывали. Каких речных рыб вы знаете?

Дети: Карп, карась, щука, окунь.

Если взглянуть на волжские берега, откроется мир покоя и чарующей красоты.

Послушайте, что писал о Волге великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов:

О, Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зорям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке,

Иду на помощь рыбакам,

Катаюсь с ними в челноке,

Брожу с ружьем по островам.

То, как играющий зверек,

С высокой кручи на песок

скачусь, то берегом реки

Бегу, бросая камешки,

И песню громкую пою

Про удаль раннюю мою…

    В давние времена берега Волги были покрыты лесами. Какие лесные богатства вы знаете?

Дети: Грибы, ягоды, орехи, лечебные травы.

Воспитатель: Теперь Волга совсем другая. Идут один за другим огромные корабли, теплоходы, баржи. Они следуют строго по расписанию, чтобы не было столкновений, аварий. По Волге переправляют различные грузы.

    На берегах Волги стоят заводы и фабрики: делают машины, строят корабли, шьют одежду и обувь. И везде используют воду Волги.

    Трудится, трудится река день и ночь для людей, не зря ее назвали Волгой – труженицей.

Но вода ее стала грязной, потому что заводы и фабрики сливают в реку использованную, с вредными веществами воду. Рыба от этого вымерла или ушла в другие воды. Осталось ее очень мало. В лесах на берегах погибают деревья, цветы, стало меньше ягод, так как воздух загрязнен отходами заводов и выхлопами автомобилей.

- Почему же это произошло? Да потому, что человек взялся переделывать Волгу, чтобы улучшить жизнь людей, а не подумал, не повредит ли это Волге. Оказалось что повредит. Поставили плотину, перегородили реку, построили электростанцию, и пошла вода совсем в другую сторону, плотина вперед ее не пускает. Человеку хорошо – свет в дом пришел, а Волге плохо. Упирается вода в плотину, а пройти не может. Больно ей, болеет она. Как мы можем помочь реке?

Дети: Очистить от мусора.

                              Игра «Собери мусор».  

Теперь наша речка чистая и серебристая, именно такой она запомнится нам с детства на всю жизнь.

  Ребенок:

                    С детства мне помнится Волга- работница

                    Удалью русскою, звоном гудка.

                    Самая главная, самая славная,

                         Самая лучшая в мире река…            

                      Игра «Назови речку ласково»

 Дети: Речка, реченька.

         Речушка. Матушка, кормилица.

 Воспитатель: Чтобы речной дом сохранить в чистоте и порядке, его нужно беречь, а его обитателей охранять,- потому что красивые речные растения бездумно рвут люди, из - за этого их становится меньше. Необходимо беречь рыбные богатства. Напрасно не истреблять водных животных.

Продолжаем путешествие.

Сед верхом, руки в стороны. В: наклон вперед, наклон назад.

Если плыть по Волге, то нам встретятся люди разных национальностей: русские, чуваши, мордва, татары. У каждого народа свои игры. Вот, например, в г. Казани живут такие же ребята, как и вы, а их любимая игра “Горшок”, давайте поиграем в эту игру.

По кругу на корточках сидят дети-“горшки”.

Один из детей - “продавец” - кричит:

Продаю горшки, продаю горшки!

Появляется “покупатель”, бежит по кругу, останавливается у одного ребенка-“горшка”.

“Продавец” нахваливает горшок:

Смотри, какой горшок красивый, блестящий, в нем и сметану можно держать, и молоко налить, и деньги прятать! Покупай!

“Покупатель” и “горшок” обегают круг, “покупатель” старается занять место “горшка”. В этом случае “горшок” становится “покупателем”. Игра повторяется.

Рассмотреть карту и отметить, какой город последний в нашем путешествии. Да, это Астрахань.

Дети: А чем славен этот город?

Воспитатель: Астрахань — самый южный из Волжских городов.

Волга очень нуждается в охране. Поэтому в месте впадения Волги в Каспийское море создан Астраханский заповедник.

 Астраханский заповедник основан с целью охраны уникальной природы дельты реки Волга. Здесь можно увидеть: лебедей, гусей, розовых пеликанов, др.  А цапли в заповеднике – всех расцветок и размеров, какие есть в мире: большие и малые, серые, рыжие, желтые и даже ночные. Астраханский заповедник – это место, где растет такое редкое растение, как лотос. Людей издавна изумляла красота лотоса, его крупный (до 30 см диаметром) цветок с нежными ярко-розовыми лепестками. В России лотос сохранен только в Астраханском заповеднике. Лотос занесен в Красную книгу.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Сегодня мы узнали, какой длинный путь протекает река Волга, где её исток и куда она впадает. Что нужно беречь и охранять её великолепную природу.

Пусть никогда не пересохнет маленький ручеек, с которого начинается  волга- матушка, а вода в нем будет чистой и серебристой.

Волга – это не просто река, это история, поэзия, музыка, культура и любовь всей России. Самуил Яковлевич Маршак написал прекрасное стихотворение:

                                  Меж болот из малого колодца

                                  Ручеёк, не умолкая, льётся.

                                  Неприметен чистый ручеёк,

                                  Не широк, не звонок, не глубок.

                                  Перейдёшь его через дощечку.

                                  А глядишь — ручей разлился в речку,

                                  Хоть местами речку эту вброд

                                  И цыплёнок летом перейдёт.

                                  Но поят её ключи, потоки,

                                  И снега, и ливни летних гроз,—

                                  И течёт она рекой широкой,

                                  Разливается в спокойный плёс,

                                  Пенится под спицами колёс.

                                  Перед нею путь большой и долгий —

                                  Из лесного края в край степной.

                                  И зовут её рекою Волгой —

                                  Матушкой, кормилицей родной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну сказок»

Программное содержание:  учить детей придумывать необычный конец сказки. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям и т.д. Воспроизводить отрывк...

Конспект занятия на тему "Если с другом вышел в путь"

Конспектоткрытого просмотразанятия со старшими дошкольникамипедагога-психологаКостиной А.С.МДОУ детский сад № 2на тему«Если с другом вышел в путь»     Цель : развитие коммуникативных н...

Конспект занятия по теме: «Путешествие в прошлое счетных устройств».

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»....

«Путешествие по реке. Главный водный путь России – река Волга»

Форма проведения: беседа с элементами интерактивной игрыЦель: способствовать формированию знаний детей о реке Волга, и о загрязнении воды в реках....

Конспект занятия на тему: Путешествие по карте"Наша страна - Россия"

Познакомить детей с российскими гербом,флагом,гимном. Обобщить и систематизировать знания детей о России; Формировать уважительное отношение к государственным символам; Закрепить названия народных про...

Конспект занятий на тему «Права и обязанности детей в Конституции России»

laquo;Права и обязанности детей в Конституции России»...

Конспект занятия на тему: «Путешествие по России» (Как результат работы над проектом: «Наша Родина –Россия»)

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. для знакомства детей с нашей Родиной....