Текст к презентации "Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Фитё Елена Владимировна

         Технология «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи).

         Впервые эта технология предложена Н.А. Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii_-_puteshestvie_po_reke_vremeni.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Текст к презентации

«Путешествие по «реке времени»»

1 слайд:   

      Исследователи и педагоги из опыта работы отмечают, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. У детей наблюдается смешение временных рамок, и время существует лишь в понятии «сейчас».

2 слайд:

         Технология «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи). 

         Впервые эта технология предложена Н.А. Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

3 слайд:

Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так». Именно с чтения этого произведения в начале учебного года и начинается работа

          Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» - символы материальной цивилизации.

В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения познавая ценности материальной культуры (История жилища и бытоустройства; История огня (освещение и тепло); История сухопутного транспорта; История мореплавания и воздухоплавания; История письменности (книгопечатание); История коммуникации (почта); История профессий и т.д.) в определенных временных рамках.

4 слайд:

Карта-панно «река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Это длинный бумажный лист размером 50 х160 см или 60х180 см), на котором полосой синего цвета (во всю длину) обозначена «река времени».

Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например: «древность» - «старина» - «наше время» (в соответствии с условными этапами человеческой истории: древний мир первобытных людей, мир средневековья, современный мир).

Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации - «метки» каждой остановки во времени

5 слайд:

«Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей.

6 слайд:

«Старина» – примерно, мир средневековья и чуть позже.

7 слайд:

«Наше время» - современный мир + «Будущее»

8 слайд: Принципы технологии:

  • Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
  • Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
  • Принцип эмоционального восприятия информации – позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

9 слайд:

Словесный метод.

  • Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
  • Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

 Наглядный метод.

а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.

б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.

в) Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

Практический метод

  • Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
  • Игровой метод
  • Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Слайд 10: Описание этапов:

  1. Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы
  2. Обсуждение идей. Предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем
  3. Предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями
  4. Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности

Слайд 11:  

Алгоритм проведения «Путешествий по «реке времени»

Этапы

Последовательность деятельности

1 этап

Обсуждение реального или вымышленного события.

2 этап

Постановка цели исследования (узнать…).

3 этап

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.

4 этап

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций  на панно «река времени».

5 этап

Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

6 этап

Вывешивание таблицы на стене группового помещения.

7 этап

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Слайд 12

Отправным моментом исследования могут быть как реальные события (Например, проходящие Олимпийские игры как повод для путешествия в историю спорта) или смоделированные (внесение старинной керосиновой лампы или перьевой ручки – путешествие в прошлое осветительных приборов, письменных принадлежностей).

Панно «река времени» должно быть «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные изыскания. Таблица должна иметь постоянное место на стене группового помещения, так, чтобы к ней легко было подойти (рассмотреть, поработать). При этом она должна быть мобильна: на очередном занятии надо иметь возможность снять ее со стены, расположить на полу, на большом столе для дальнейших «исследований»

 

В качестве отправного момента для всего цикла путешествий во времени и введения метафоры «река времени» можно использовать события, происходящие в повести – сказке Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик-Так». Воспитатель демонстрирует заготовленное  панно с первоначальными «метками» остановок и предлагает попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?» Начать следует с самого доступного для дошкольника обсуждения: в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в – «старину», и еще раньше – «в древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки». В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т.д. Остановки на «реке времени» каждый раз заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ воспитателя и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.

Для путешествий по «реке времени» необходимо подобрать соответствующий иллюстративный материал. Это наборы картин по исторической тематике для анализа-сравнения и выстраивания временных рядов. Такие картины-иллюстрации (формат А4) используются многократно.

Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки- «метки» для наклеивания на панно (размер 6х8, 7х10 см)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста " Путешествие в Краскоград"

Может ли ребенок прожить без игры? Естественно нет, ведь игра - это основная форма познания жизни. В игре ребенок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Используемые на за...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»   ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПСИХОГИМНАСТИКАДЫ...

Текст к презентации "Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте» Н.А. Коротковой"

Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествий по карте»: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, фор...

Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой

       Технология «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примера...

ООД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на север»

Расширить представления детей о природном и предметном мире, элементарных географических представлений....