конспект нод по окружающему миру "Снежинки, снежинки-белые пушинки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11
К О Н С П Е К Т Н О Д
( по речевому развитию)
« С Н Е Ж И Н К И, С Н Е Ж И Н К И -
Б Е Л Ы Е П У Ш И Н К И »
( для детей средней группы)
Разработал:
воспитатель
МКДОУ детский сад № 11
Пархоменко Е. М.
Острогожск, 2014
Программное содержание.
- уточнить и расширить представление детей о снеге;
- активизировать словарь детей, расширять представление о родственных словах;
- закреплять умение детей разделять звуки на твёрдые и мягкие согласные;
- развивать зрительное внимание, мышление, речевую и слуховую память.
Материалы: кукла в костюме Снегурочки, картинки с изображением родственных слов; иллюстрации снежных пейзажей, пособие «Снежинки» для дыхательной гимнастики.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом; чтение стихов «Снег» Н. Бромлей, «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идёт» М. Познанской.
Ход НОД.
В. (загадывает загадку)
Пушистый ковер,
Не руками ткан,
Не шелками шит!
При солнце, при месяце-
Серебром блестит! ( снег )
В. – Да, это снег. А что такое снег? Почему идёт снег? С поверхности водоёмов испаряется вода, поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом. А как называются такие кристаллы? Отгадайте загадку.
Звездочки-пушинки,
С неба упали.
И не пропали-
Стали серебриться!
Эй, кому не спиться?
Выходи во двор_
Там сверкающий ковер! (снежинки).
В. – Снег состоит из снежинок. А какой бывает снег?
Д. – Снег бывает белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, мягкий, липкий. Снег также похож на ковёр, одеяло, на деревьях лежит шапками.
В. – А какой бывает снежинка?
Д. - Снежинка бывает белая, лёгкая, ажурная, прозрачная, красивая. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, «танцевать», на ладошке – таять.
В. - По форме все снежинки похожи на шестиконечные звёздочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. Если много падает снега с неба, это называется снегопад. А когда снежинки кружатся, ветер их несёт, это называется вьюга, метель. Холодно, страшно в метель, но мы с вами не боимся, а попробуем со снежинками поиграть.
(Физкультминутка)
На полянку, на лужок,
Тихо падает снежок!
Кружатся снежинки-
Легкие пушинки!
Полетели, понеслись-
И под елкой улеглись!
Тихо спят снежинки,
Белые пушинки!
Но подул тут ветерок-
Закружился наш снежок!
Кружатся снежинки,
Белые пушинки!
(Дети садятся на стульчики).
В. – А теперь давайте попробуем с вами «создать» вьюгу, подуем на снежинки.
Дыхательная гимнастика: дети держат снежинки на верёвочке и дуют на них с разной силой: то сильнее, то слабее.
В. - Ребята, наша вьюга так разыгралась, что произошло чудо: в снежной буре возникла девочка. (Показывает куклу ) Как её зовут?
Д. – Снегурочка
В. – С какого звука начинается её имя? (ответы детей.) Да, со звука «с», а какой это звук?
Д. – Согласный, твёрдый.
В. – Сейчас мы поиграем с вами в игру и определим, в каком слове твёрдый согласный звук, а в каком – мягкий.
Игра «Заполни свою корзинку».
В. – Снегурочка пришла к нам в гости и хочет с вами поиграть. А от какого слова произошло имя Снегурочки?
Д. – Снег.
В. – Снегурочка принесла картинки и просит найти все картинки с родственными словами слову «снег». Одна картинка среди них лишняя. Вы должны догадаться, назвать её и объяснить, почему она лишняя.
Проводится игра «Найди лишнюю картинку».
В. – Вы хорошо поиграли, но Снегурочка принесла ещё одну игру:
«Вспомни - назови»: послушайте стихотворение и назовите все родственные слова слову «снег»:
Невесомые снежинки превратились в снегопад.
На дорожки, на скамейки мухи белые летят.
Дети лепят снежный ком, станет ком снеговиком.
Малыши в снежки играют, кто-то строит снежный дом.
А в кормушке снегири зерна с крошками нашли.
Белоснежные сугробы все дорожки замели.
Прячутся подснежники под сугробы снежные.
А Снегурочка с мешком посыпает всех снежком. (Кулакова Т. В.)
В. – Молодцы, вы все слова назвали правильно. Теперь вы знаете, что такое снег, какой он бывает, из чего состоит, каким словом обозначается и что у слова «снег» много родственных слов.