Главные вкладки

    Статья по окружающему миру на тему:
    Экологическое воспитание детей

    Стаья для воспитателей дошкольных образовательных организаций

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologicheskoe_vospitanie_detey.docx20.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 45 компенсирующего вида

    Красносельского района Санкт-Петербурга

    СТАТЬЯ

    «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Выполнила:

    воспитатель:

    Курдюкова Юлия Владимировна

    ___________________

    Санкт-Петербург

    2015


    «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства» И. Соколов-Микитов

    «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующие взгляды, вкусы, писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».

    Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в семье.

    За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живет в городах среди асфальта и железобетонных конструкций.

    Да и природа все больше «притесняется» разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озера, загрязняются земля, вода в реках и морях.

    Все мы в обязательном порядке должны чаще выезжать на природу, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А родителям, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинствам к красоте природы, чтобы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство общности с ней.

    Зеленый мир комнатных растений заинтересует ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

    Растения на первый взгляд малыша безжизненны. Задача родителей – помочь ему увидеть своеобразие и тайну их жизни, красоту, ради которой растения и содержатся дома. Приучая ребенка к регулярным наблюдениям, показывайте ему окраску и рисунок на листьях. Даже зеленый цвет бывает у растений разным (сравните, к примеру, темную зелень кливии или аспидистры более светлыми ее тонами). Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных и несимметричных рисунков можно увидеть на листьях растений. Великолепное зрелище представляет собой цветущее растении. На цветущем растение хочется смотреть, не отводя глаз. Каждый цветок — это удивительное чудо природы. Постарайтесь научить ребенка с ранних лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Умение рассматривать растения, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного, а также нравственного воспитания. Приобщаясь к миру комнатных растений, ребенок постигает тайны жизни и узнает новые формы ее проявления, учится отличать здоровое растение от слабого.

    Красота – признак здоровья. В мире растений это связь проявляется особенно отчетливо. Растение с вытянувшимися стеблями и бледными, редкими листьями, не дающее новых побегов и цветов, нельзя назвать красивыми.

    Следовательно, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.

    Маленькие дети любят действовать.

    Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Ребенка привлекают яркие образы и смена событий. Этими его особенностями следует воспользоваться: предложите малышу заняться поливкой растения.

    - Хочешь посмотреть, как я поливаю цветы? Пойдем! У меня лейка с водой. Я налью воду в каждый горшок. Сначала нужно показать ребенку интересные действия с водой. Взрослый поливает, а ребенок наблюдает за ним. Обратите внимание на то, как вода пропадает из горшка и появляется на поддоне.

    - Ты видел, как я поливаю растения? – спрашивает взрослый в следующий раз – хочешь помочь мне сегодня? Ребенок, конечно, соглашается: он всегда готов действовать. Взрослый помогает ему держать лейку и поливать, поясняя при этом:

    - Носик лейки нужно опустись низко, к самой земле; воды налить столько, чтобы смочила всю землю. Затем взрослый предлагает.

    - Хочешь, я куплю тебе лейку? Ты сможешь поливать цветы сам. Какой же ребенок не согласится на эту покупку?! И вот в доме появляется красивая маленькая лейка с длинным носиком. Предложите ребенку сразу же налить в лейку воды – пусть она постоит, согреется. В следующий раз поливайте цветы вместе, из двух леек.

    - А зачем мы поливаем растения? Не спишите помочь с ответом – пусть ребенок подумает, посмотрит на цветы, выскажет свои предложения. Только после этого объясните ему, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся все красивее.

    Ребенок обязательно должен увидеть растения в период цветения. Цветущее растение, особенно в холодное время года, украшает дом, радует взгляд, создает хорошее настроение. Постарайтесь научить ребенка замечать эту красоту. Вы заметите бутоны еще в их зародышевом состоянии, но не спешите показывать ребенку, а вот когда бутоны станут крупными, следует подвести к растениям и предложить ему внимательно посмотреть, не появилось ли на них что-то необычное, новое, интересное. Ему будет приятно самостоятельно обнаружить что-то новое. Если ребенок ничего не заметит, покажите ему бутоны и объясните, что скоро из каждого бутона распустится цветок.

    Учите ребенка смотреть и любоваться издалека и близи, среди других цветов и в одиночестве на полке.

    - Пойдем, посмотрим, есть ли еще цветок на нашем растении?

    - Иди, посмотри на наше цветущее растение, - предлагает взрослый ребенку.

    Ребенку будет интересно узнать названия растений. Например, показывая малышу 3-4 лет бальзамин, расскажите, что это растения называют в народе «огонек».

    Если оно цветет, предложите посмотреть издали, чтобы увидеть сходство цветов, имеющих малиновую окраску, с огоньками. В этот момент можно прочитать стихотворение:

    Огонек

    Хрустит за окошком

    Морозный денек!

    Стоит на окошке

    Цветок – огонек.

     

    Его поливаю,

    Его берегу.

    Его подарить

    Никому не могу! Е.Благинина

    Наблюдения за комнатными растениями необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка, например, с рисованием. Не обязательно быть художником. Взрослый рисует и одновременно объясняет, показывает ребенку свои способы изображения. Результат, каким бы он ни был, наверняка удовлетворит малыша.

    Одним из видов практической деятельности ребенка должно быть его участие в непосредственном уходе за растениями. Важно, чтобы ребенок занимался этим регулярно и осваивал различные трудовые действия.

    Для того, чтобы труд был ребенку в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые должны вести себя гибко, назойливо, разнообразно. Следует помнить, что трудовая деятельность – еще не основная для дошкольника. В дошкольном возрасте труд – это прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения и получаемый результат, обязательность, целеустремленность. Ребенок 3-4 лет трудится вместе с взрослым. При этом взрослый делает основную работу, а ребенок выполняет лишь несложные действия: держит лейку, тряпку, приносит их, наполняет водой маленькую лейку, сам поливает некоторые растения. Для ребенка такое доверие – награда. Обязательно хвалите малыша.

    Домашние животные, как и растения, приносят большую радость всем членам семьи. Взрослые включают их вкруг своих повседневных забот, а дети активно общаются с ними. Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка. В отличие от растений, животные обладают определенным своеобразным поведением.

    С одной стороны, они очень похожи на людей: могут ходить, бегать, лазать, плавать; едят и пьют почти как люди, глаза и уши позволяют им видеть и слышать, то есть воспринимать окружающий мир и реагировать на него. С другой стороны, они обладают неповторимым своеобразием, яркой спецификой, как во внешнем облике, так и в поведении, например, многие животные имеют части тела, которых нет у людей, хвост, рога, копыта, плавники, клюв, перья, шерсть. Некоторые животные могут летать, жить в воде или под землей, впадать в спячку, то есть делать то, что не свойственно человеку. Животные в доме – это важный фактор воспитания детей. Взрослые должны помнить об этом. Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленные действия могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать и что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Животные сильно различаются между собой не только внешними особенностями, но и образом жизни, поведением, степенью привыкания к человеку. Понятно, что за рыбками и птицами можно наблюдать, с кошками и собаками – играть.

    Аквариум с рыбками, если он содержится по правилам аквариумистики, представляет собой очень интересное и красивое зрелище. Подготовить такой аквариум непросто, это должен сделать взрослый.

    Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста может принимать в этом участие: наблюдать за действиями взрослого и помогать ему в меру своих возможностей. Конечно, взрослый делает все лучше и основательней, помощь малыша не так уж велика. Но дело не в этом! У ребенка формируется сознание собственной значимости – ведь он участвует в настоящих взрослых делах! А заодно он начинает понимать, что завести живое существо не так уж просто: необходимы знания, умения, трудовые усилия.

    Старшего дошкольника можно привлекать к уходу за аквариумом: периодически поручать, ему чистить дно грязесборником, стирать со стенок налет, протирать их снаружи; поддерживать блюдце при заливании или частичной смене воды. Новый интерес и цели наблюдений возникают у ребенка, когда в аквариуме появляются незнакомые рыбки, улитки.

    При постановке перед ребенком различных познавательных задач взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными. Можно время от времени практиковать рисование рыб и аквариума, придумывание загадок про рыб, пение песен или чтение стихотворения.

    В домашних условиях нередко содержат птиц. Чаще всего канареек, попугаев. Они быстро привыкают к людям. Уход за ними не сложен, но более ответственен, чем уход за рыбами. Птицы не переносят голод, грязную посуду, сквозняки. Они очень пугливы. К птицам следует относиться осторожно и бережно. Первое время взрослый полностью берет на себя уход за пернатым жильцом, а ребенок наблюдает и запоминает, что и как надо делать, учиться спокойно вести себя возле птиц.

    Постепенно ребенок начинает помогать взрослым в уходе за птицей: моет кормушку, поилку, наливает чистую воду, кладет корм. Все любуются им, слушают его пение. Ребенка следует научить видеть красоту птички во всех ее проявлениях. Учите ребенка наблюдать, замечать, понимать состояние птички: здоровое и веселое, неблагополучное, испуганное. Все это ребенок сможет понять, если с самого начала вы будете ставить перед ним конкретные, небольшие по объему цели наблюдений.

    - Рассмотри внимательно нашу птичку: чем покрыто ее тело, какого цвета перья?

    - Выясни, все ли перья одинакового цвета, где они длинные, а где короткие. Какие перья у птички на голове, груди, крыльях и хвосте?

    - Я собрала перышки, когда птичка линяла, они все разные. Рассмотри их, еще раз понаблюдай за птичкой, а потом скажи, почему она может летать, и как приспособлена к полету.

    - Сегодня вечером, когда в комнате будет темно, посмотри, как птичка отдыхает, в какой позе она спит, будет ли она спать, если включить лампу.

    Такое содержание наблюдений поможет ребенку лучше узнать различные особенности птицы, ее образ жизни, привычки. Эти знания лягут в основу понимания того, как правильно вести себя с птицей, что можно, а что нельзя делать с ней.

    Пребывание, каких бы то ни было животных в вашем доме нельзя сравнить с присутствием в нем собаки или кошки, этих уникальных четвероногих, которые находятся в особых отношениях с человеком. Их с серьезными намерениями заводят взрослые члены семьи.

    Достоинствами собаки являются ее ум, преданность хозяину, хорошая обучаемость. Кошка привлекает своей красотой, изящными пропорциями тела и грациозными движениями. Всегда тщательно умытая, пушистая, мурлыкающая и ласкающаяся, она является частью домашнего уюта. Они имеют статус «братьев наших меньших», их нужно не только опекать и окружать заботой, но и уважительно с ними обращаться. Если в доме живет кошка и собака, ребенок должен правильно вести себя с ними. Самое главное – научить ребенка правильному обращению с животными: мягкости и неназойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга чувствовать его состояние.

    Постарайтесь переключить ребенка на наблюдение.

    - Посмотри издали, как собака ест суп. Что она сначала съедает – бульон, мясо, картофель? Как она ест твердую пищу? Как грызет кости? Как пьет?

    Если наблюдения ведутся за кошкой, обратите внимание ребенка на то, как, насытившись, она тщательно ухаживает за собой: умывается лапками, вылизывает языком шерсть на всех частях своего тела. Приучайте ребенка считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг – не надо ему мешать, проснется тогда можно с ним поиграть. Учите ребенка быть доброжелательным, заботливым.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

    Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

    Экологическое воспитание детей. Основы формирования экологической этики.

    Рассматриваются проблемы по воспитанию экологической морали...

    Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

    Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

    Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

    Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...