Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим"Культура и традиции русского народа"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Мурзинцева Елена

    Ознакомление дошкольников  с народным праздником "Спиридон-Солнцеворот"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим на тему "Культура и традиции русского народа"

                                                                                       Воспитатель

                Мурзинцева Е.Л.

    2013 год

    Цель:

    • Ознакомление с традициями праздника Спиридон-Солнцеворот.

    Задачи: 

    • Познакомить детей с понятием «традиция»,
    • Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, культуре, закрепить знание овощей.
    • Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

    Оборудование: глобус (географическая карта), русский народны костюм для воспитателя,  иллюстрации к сказкам,  иллюстрации хлебных изделий, овощи, баночки с крупами.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Воспитатель входит в народном костюме.

    Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы живем?

    Дети: В России.

     Воспитатель: Кто может показать на глобусе , где находится  Россия? 

    (Вызванный ребенок указкой показывает нашу страну) 

    Воспитатель:  Россия – это большая и прекрасная страна.   На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день.  

    Как велика моя земля,
    Как широки просторы,
    Озёра, реки и поля,
    Леса и степь, и горы.
    Раскинулась моя страна
    От севера до юга.
    Когда в одном краю весна,
    В другом – снега и вьюга.

    (Наталья  Забила)

    Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной?

    Дети: Потому что в России живут люди разных национальностей.

    Воспитатель: А люди, каких национальностей живут в нашей стране?

    Дети: Русские, украинцы, татары, чуваши…

    Воспитатель:  И у всех народов свой язык, своя культура, своя национальная одежда, кухня, но всех нас объединяет одно - мы любим свою Родину.

    Воспитатель: А кто мне скажет, в  костюме, какой национальности,  я сегодня к вам пришла?

    Дети: В русском народном костюме.

    Воспитатель: Правильно, на мне сегодня русский народный  костюм , в нем присутствует элементы орнамента и  одежды  традиционного   русского народного костюма  , белая рубаха, сарафан, а вот этот  головной убор называется сорока. Но сегодня на мне современный костюм, а вот так выглядит традиционный русский народный костюм.

    Звонок на мобильный телефон.

    Воспитатель: Извините.  Ребята, мне пришло сообщение,  но я никак не могу понять что там, одни точки. Помогите мне. Обратите внимание, у вас тоже есть телефоны,  соедините последовательно точки, от 1 до 9, и мы узнаем, какое сообщение нам пришло.

    Дети: Елка.

    Воспитатель: Молодцы, скажите мне, пожалуйста, на какой праздник, по традиции, наряжают елку?

    Дети: На Новый год!

    Воспитатель: Правильно, на Новый год по традиции наряжают елку, это всенародный традиционный праздник. Всенародный – потому что его отмечают все народы , а традиционный…. Что такое традиция? Как вы понимаете это слово?

     (Предположения детей)

    Воспитатель: Традиция – это передача, от наших прабабушек, к бабушкам  от бабушек к нам, от одного поколения людей другому,  дошли старинные  песни, танцы, игры,  сказки, былины, и конечно же праздники, такие как,  например,  всенародный праздник Новый год и  Рождество.

    А еще праздники  бывают семейные. Какие праздники вы отмечаете по традиции в своей семье?  Во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день  Восьмого марта, мужчина на 23 февраля.
    Есть  праздники – национальные, и  у каждого народа они свои,  у татар, украинцев, чувашей, и  исконно русские праздники  -  такие как Масленица,  с блинами, и  катанием с гор . Но этот праздник мы будем отмечать весной, а 25 декабря, по народному календарю, наступит день, который в старину называли Спиридона- Солнцеворот. Люди на Руси верили,  что зима это старуха в медвежьей шкуре, которая ходит по полям и лесам, а  за ней следом ходят метели да вьюги и просят себе дело. В день Спиридона-Солнцеворота зима начинает отступать.  Дети в этот день выбегали на улицу и просили у одной звезды вернуть лето. А вот у какой звезды просили люди вернуть лето, хотите узнать?

    Возьмите лист голубого цвета, представьте, что это небо, затонируйте   белый квадрат гуашью,  и  увидите, о какой звезде идет речь.  Что за звезда у вас получись?

    Дети: Солнце!

    Воспитатель: Правильно, солнце, выходите ко мне, вставайте в хоровод, берите ленты, я расскажу,  как они играли и приговаривали, обращаясь к солнышку.

    Солнышко повернись

    Красное разожгись

    В дорогу выезжай,

    Зимний холод забывай!

    Ой. Морозушко- мороз!

    Не тяни меня за нос,

     Не стучи, не балуй

    Иди  окна разрисуй!

     Вот так играли и приговаривали люди, обращаясь к солнцу! 

    Воспитатель: На праздник Спиридона-солнцеворота,  люди водили хороводы, жгли костры, катались с гор, лепили снеговиков. Символом этого праздника является кукла – оберег с колесом в руках, которое символизирует солнце, люди, верили,  что Спиридон одним только поворотом колеса, мог отворотить беду. По традиции вечером,  вот такое колесо  из соломы сжигали, как бы разжигая солнце, что бы оно быстрее согрело землю.

    Я хочу поиграть с вами в игру «Я начну, а вы закончите…»

    1. Наша страна называется (Россия)
    2.  Россия большая и (прекрасная, огромная, красивая).
    3. В ней много (рек, полей, гор, морей, животных, птиц)
    4. Люди, которые живут в России, называются (россияне)
    5. В Российской Федерации живут люди разных национальностей, поэтому она ( многонациональная).
    6. Наряжать елку на Новый год это (традиция).

    По традиции на праздники дарят подарки, дети моей группы сделали своими руками куклы - обереги, с пожеланием, что бы поскорее кончилась зима, и пришло лето.

     Спасибо! 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией "Ходит капелька по кругу"

    В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой. Поэтому в работе поставленны следующие з...

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Быт и традиции русского народа"

    Под аудиозапись русской народной музыки Хозяйка располагается в горнице и приветствует гостей...

    Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож

    Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...

    «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

    Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

    Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

    Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...

    Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

    Мастер – класс на тему  «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре  и традициям русского народа»....