Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром в старшей группе на тему: "Птицы на озере Маныч- Гудило"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Манджиева Кермен Семеновна

Аннотация содержания открытого занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром в старшей группе на тему : "Птицы на озере Маныч- Гудило".

Данное занятие направлено на расширение представлений об окружающем мире, а именно природной достопримечательности Калмыкии- озера Маныч- Гудило и птиц, обитающих на озере. Содержание занятия соответствует поставленным целям:  знакомство с названиями птиц, обитающими на озере Маныч- Гудило; формирование у дошкольников основных ключевых компетенций на примере познавательно- исследовательской деятельности; формирование положительного отношения к птицам, формирование сохранения экосистемы родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mandzhieva_ks.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Птицы на озере Маныч- Гудило»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое», «Социально- коммуникативное».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкальная.

Цели: знакомить с названиями птиц; поддерживать интерес к наблюдению за птицами; развивать кругозор знаний о родном крае, о птицах; воспитывать доброе отношение к птицам.

Целевые ориентиры дошкольного образования: проявляет интерес к информации, которую получает во время общения; проявляет интерес к охране природных достопримечательностей Калмыкии, а именно оз. Маныч-Гудило и птиц, населяющих озеро.

Содержание организованной деятельности детей:

Мендют, бичкдюд. Эндр мана кичялд гиичнр ирв. Мендют келтн.

1. Орг. Момент

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг и повторите движения по моему тексту:

К солнцу потянулись,

Лучики достали,

К сердцу прижали,

Людям раздали!

Ребята, хорошее ли у Вас сегодня настроение?

Дети: Да!

Воспитатель: Замечательно! С таким хорошим настроением начнем сегодня наше занятие. А сейчас, ребята, пройдите и займите места на стульях. Внимательно послушайте загадку:

-Пусты поля, мокнет земля,

 День убывает, когда это бывает?

Воспитатель: Правильно. Это бывает осенью. Как на калмыцком языке «осень»?

Дети: Намр!

Воспитатель: Верно. Ответьте мне на вопрос: Какие изменения произошли в природе осенью?

Дети: Стало холодно. Дни стали короче. Ночь длиннее. Солнце меньше греет. Птицы улетают на юг.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на озеро Маныч- Гудило.

Слайд 1. Озеро Маныч- Гудило

Посмотрите, какое красивое озеро перед нами. У озеро Маныч- Гудило необычное название неправда ли? У каждого озера есть своя легенда. Маныч- Гудило пугало людей своим страшным гулом, шумом. Люди из близлежащих поселков придумывали разные истории. Например, там летают привидения, но на самом деле никаких привидений не было, а бушевал сильный ветер.

Озеро Маныч- Гудило - это жемчужина Калмыкии. Это уникальное озеро, одна из территорий которой является частью заповедника Черные земли. Ребята, я вам рассказывала о заповеднике. Давайте вспомним, что такое заповедник?

Дети: Заповедник- это место, которое охраняется государством.

Воспитатель: Остров на озере Маныч Гудило называют птичьим островом. Почему, ребята?

Дети: Потому что на озере Маныч-Гудило гнездятся  и зимуют красивые и редкие птицы.

Воспитатель: Верно. Их насчитывают около 200 видов, редкие из которых занесены в Красную книгу. Что такое Красная книга?

Дети: Красная книга- это такая книга, где записаны все виды растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения.

Воспитатель: Верно!

Слайд 2. осень на озере Маныч Гудило

Ребята, посмотрите на экран. Что же происходит на этом озере осенью? что вы видите?

Дети: Птицы готовятся к отлету, собираются в стаи, обучая при этом молодых птиц к дальнему перелету.

Воспитатель: Почему птицы улетают в теплые края?

Дети: Потому что птицы чувствуют приближение зимы. Исчезают насекомые и птицам нечем питаться. Большинство птиц питаются насекомыми, их называют насекомоядными. Поэтому птицы улетают на юг.

Воспитатель: Верно, ребята!

Слайд 3. Курлыканье журавлей

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

В небе осенью курлычут

За собою в небо кличут,

Долго манят нас вдали

Кто скажите? …Журавли

Сейчас, давайте послушаем, как курлычут журавли.

Звучит аудиозапись.

Так красиво и грустно поют журавли. Их курлыканье вызывает чувство грусти, как будто они прощаются с нами, улетая. Улетая на юг, журавли выстраивают клин. Первым летит вожак, который всегда указывает верную дорогу на юг.

Слайд 4. Птицы, обитающие на озере Маныч- Гудило

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Сейчас мы познакомимся с птицами, обитающими на озере Маныч- Гудило.

Перед нами береговая ласточка. Почему мы называем береговой?

Дети: Потому что ласточки гнездятся на берегу озер, водоемов.

Воспитатель: Верно. Ласточка – небольшая птица, улетает одной из первых на юг, т.к. исчезают насекомые. Спинка, крылья, голова покрыты темным оперением, брюшко белое. Хвост у ласточки красивый, раздвоенный, длинный.

Обратите внимание на краснозобую казарку. Эта птица с необычным ярким оперением. На кого похожа эта птица?

Дети: На гуся или утку.

Воспитатель: Да. Казарка – водоплавающая птица, они прекрасно плавают и ныряют, но питаются они исключительно растительной пищей. Краснозобая казарка занесена в Красную книгу.

Посмотрите на следующую птицу. Это дрофа. Дрофа- крупная птица с крепким телом, длинной шеей и мощными ногами. Дрофа может весить до 15 кг. Оперение у дрофы пестрое: сочетаются рыжий, белый, серый, черный цвета. Раньше на эту птицу охотились, стреляли. Некогда многочисленная птица стала редким исчезающим видом. По этой причине она занесена в Красную книгу.

Перед нами чайка обыкновенная. Это небольшая птица с круглой головой и тонким клювом. В основном, чайка белого или серого цвета с темной головой и темными полосами на крыльях. Чайки питаются насекомыми. Чайки необычайно крикливы, издают резкие и громкие звуки.

Посмотрите на красавца лебедя- шипуна. Как вы думаете,

Как вы думаете, почему его так назвали?

Дети: Потому что он умеет шипеть.

Воспитатель: Правильно, недаром про него говорят:

«Когда плывёт прекрасен,

когда шипит – опасен.»

Воспитатель: Ещё одна особенность лебедей, создавая пару, они сохраняют верность друг другу на всю жизнь. И ещё у лебедя- шипуна есть отличия от других птиц. При плавании он часто изгибает шею, а клюв и  голову держит наклонно к воде, он похож на цифру 2, и вблизи хорошо виден большой нарост – «шишку» на лбу.

А вот и гусь обыкновенный. Ребята, это не те гуси, которых выращивают дома. Это не домашняя птица, а водоплавающая. Гусь- крупная птица с белым и серым оперением. Также она является перелетной. С наступлением холодов они улетают в теплые края.

Посмотрите на следующую птицу. Это пустельга. Пустельга бурого окраса, это мелкая хищная птица. Она поедает не только насекомых, но и мелких грызунов. Пустельга занесена в Красную книгу, и истреблять ее строго запрещено.

Слайд 5. Журавль красавка

Перед нами журавль красавка, Журавль на калм. яз. «тоhрун». Скажите мне почему его называют красавкой? Верно. Красавкой его зовут из-за красивых белых перышек- кисточек, находящихся на голове птицы. Журавли очень осторожные птицы, людей к себе не подпускают. Журавли занесены в Красную Книгу. Некоторым счастливчикам удаётся увидеть журавлиный танец – это незабываемое зрелище. Давайте полюбуемся.

Слайд 6. Журавлиный танец

Слайд 7. Розовый пеликан

Я хочу вас познакомить с удивительной, редкой птицей. Это пеликан. Пеликан на калмыцком языке- хθрд. Давайте повторим и запомним. Посмотрите какого цвета птица?

Дети: розового.

Воспитатель: Вы правы, у пеликана оперение розовое.

Приглядитесь к нему. Что еще интересного в этой птице?

Дети: клюв.

Воспитатель: Верно. Посмотрите, ребята у пеликана большое туловище, короткие ноги, большая голова и особенно странным выглядит клюв. Именно он, раскрываясь, превращается в огромный сачок для ловли рыбы. Под клювом у пеликана есть кожный мешочек, и, когда пеликаны заглатывают рыбу, мешочек растягивается до невероятных размеров. Интересно, неправда ли?

А теперь подойдите к столу. Что вы видите?

Перед нами экологические знаки. Возьмите знаки в руки, давайте расскажем, что же обозначает каждый знак.

Воспитатель:

Ни птицы, ни насекомые, ни звери не могут защитить себя сами. А человек может сделать много полезного для сохранения природы. Может охранять птиц, изучать места гнездования журавлей, пеликанов, чаек, лебедей. В заповедниках нельзя отстреливать птиц, разорять их гнезда, пугать птиц. Тем более, что некоторые из них занесены в Красную книгу, т.к. их осталось совсем мало.

А сейчас подойдите ко мне, мы немного отдохнем.

Физминутка.

Воспитатель: Вот мы и познакомились с птицами, живущими на озере Маныч-Гудило. А теперь ребята давайте проведем опыт и станем маленькими исследователями. Я вас приглашаю в лабораторию. Пройдемте все к первому столу. Встанем ровно, не толкаясь, не мешая друг другу, чтобы всем было видно.

Первый опыт: опыт «Перо»

Ребята, что вы видите на столе? (перья, лупы)

Ребята, у меня в руках лупа. У лупы есть волшебное стекло. Возьмите лупы в правую ручку, а перышко в левую. Перышко возьмите за основание, как я посмотрите. Теперь поднесите лупы к перышку. Посмотрите, какое волшебное стекло у лупы, оно увеличивает наше перышко. Внимательно посмотрите на перышко.

Какое оно? (пушистое, темного цвета с белыми кружочками) Это перо домашней птицы цесарки.

Посмотрите, в середине пера проходит стержень. А вы посмотрите у себя, видите стержень? Санчир,  какой он? (длинный, твердый)

Верно. К этому стержню прикреплены маленькие волоски. Это бородки. Посмотрите, Эмилия, ты видишь бородки? Какие они? (пушистые)

Правильно, у основания бородки пушистые, а дальше смотрите, они длинные и гладкие, плотно прилегают друг к другу.

А теперь положите лупы на стол. Возьмите перышко за основание. Потрогайте его. Какое оно? (мягкое, нежное)

А теперь положите на ладошку, давайте дунем на него. Что случилось с перышком? (оно легкое, воздушное)

Молодцы. Перейдем ко второму столу.

Второй опыт: опыт «Перышко, камешек»

Ребята, что вы видите на столе? (перышки, камешки, чашечки с водой)

Возьмите  в руку камень. Какой он? (твердый, гладкий)

Какой формы камешки? (круглые)

А у тебя, Санчир, какой формы? (овальное)

Хорошо. Положите камень в правую руку, а перышко в левую. Что тяжелее, а что легче? (камень тяжелый, перышко легкое)

Верно. А теперь опустите аккуратно камень в воду. Что с ним случилось? (он утонул)

А у тебя, Алтана, что произошло с камнем? (он утонул) А почему? (потому что камень тяжелый)

А теперь опустите перышко в воду. Что случилось с перышком? (оно не утонуло)

А у тебя, Наран, что случилось с перышком? (перышко не утонуло) Почему? (потому что перышко легкое)

А еще я открою вам секрет. Это перо водоплавающей птицы гуся. Водоплавающие птицы выделяют жир, смазывая перья. Перо при этом не только не тонет, но и не намокает.

Правильно, ребята. Мы с вами выяснили, что перо не тонет в воде.

Посмотрите, сколько мы интересного узнали о птичьих перьях. Перья у птиц легкие, воздушные. Они бывают разными: большими, маленькими; гладкими, пушистыми. Перья очень важны для птиц. Благодаря тому, что они легкие, они позволяют птицам летать.

Ребята, вам понравились наши опыты?

А теперь давайте поиграем..

Игра «День и ночь»

А поиграем мы с вами в игру под названием «День и ночь». Вы будете птичками, а я ночью. Ребята, когда зазвучит музыка, наступает день, птицы летают, веселятся. Когда наступает ночь, вы должны присесть, спрятаться в гнездо. Я буду стараться вас разбудить, а вам не надо шевелиться, смеяться. Вы птицы ночью спите.

-День. (птицы летают)

-Ночь. (Все птицы спят. Никто не просыпается…дует прохладный ветер (дую на детей)

- как крепко спят птички. Никто не просыпается.

-Молодцы. Весело поиграли.

Итог занятия:

Ребята, о чем было сегодня наше занятие?

Правильно.

Что мы еще делали? Какие опыты проводили?

Молодцы, ребята! Мы с вами весело и занятно провели время.

А теперь примите в подарок красивых птиц оригами. Спасибо ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории

Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе "Что такое вулкан"

- сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений;- Познакомить детей с профессией вулканолога; - развивать познавательную активность детей в проце...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож

Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему: «Сад на подоконнике». Во 2-ой младшей группе

Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить. Выбирая наиболее по...

Комплексное занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку»

Цель занятия: закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях....

Конспект открытого занятия по развитию речи и окружающего мира в подготовительной группе: «Путешествие к ДЕРЕВУ ДОБРЫХ ДЕЛ И ЖЕЛАНИЙ»

Цель:  повышать уровень коммуникабельности, языковую культуру.Задачи:Образовательные:закреплять правильное, отчетливое произношение звуков;Развивающие: развивать коммуникативно -речевые навыки, т...