Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром в старшей группе на тему: "Птицы на озере Маныч- Гудило"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Манджиева Кермен Семеновна

    Аннотация содержания открытого занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром в старшей группе на тему : "Птицы на озере Маныч- Гудило".

    Данное занятие направлено на расширение представлений об окружающем мире, а именно природной достопримечательности Калмыкии- озера Маныч- Гудило и птиц, обитающих на озере. Содержание занятия соответствует поставленным целям:  знакомство с названиями птиц, обитающими на озере Маныч- Гудило; формирование у дошкольников основных ключевых компетенций на примере познавательно- исследовательской деятельности; формирование положительного отношения к птицам, формирование сохранения экосистемы родного края.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mandzhieva_ks.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема занятия: «Птицы на озере Маныч- Гудило»

    Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое», «Социально- коммуникативное».

    Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкальная.

    Цели: знакомить с названиями птиц; поддерживать интерес к наблюдению за птицами; развивать кругозор знаний о родном крае, о птицах; воспитывать доброе отношение к птицам.

    Целевые ориентиры дошкольного образования: проявляет интерес к информации, которую получает во время общения; проявляет интерес к охране природных достопримечательностей Калмыкии, а именно оз. Маныч-Гудило и птиц, населяющих озеро.

    Содержание организованной деятельности детей:

    Мендют, бичкдюд. Эндр мана кичялд гиичнр ирв. Мендют келтн.

    1. Орг. Момент

    Воспитатель: Ребята, встаньте в круг и повторите движения по моему тексту:

    К солнцу потянулись,

    Лучики достали,

    К сердцу прижали,

    Людям раздали!

    Ребята, хорошее ли у Вас сегодня настроение?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Замечательно! С таким хорошим настроением начнем сегодня наше занятие. А сейчас, ребята, пройдите и займите места на стульях. Внимательно послушайте загадку:

    -Пусты поля, мокнет земля,

     День убывает, когда это бывает?

    Воспитатель: Правильно. Это бывает осенью. Как на калмыцком языке «осень»?

    Дети: Намр!

    Воспитатель: Верно. Ответьте мне на вопрос: Какие изменения произошли в природе осенью?

    Дети: Стало холодно. Дни стали короче. Ночь длиннее. Солнце меньше греет. Птицы улетают на юг.

    Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на озеро Маныч- Гудило.

    Слайд 1. Озеро Маныч- Гудило

    Посмотрите, какое красивое озеро перед нами. У озеро Маныч- Гудило необычное название неправда ли? У каждого озера есть своя легенда. Маныч- Гудило пугало людей своим страшным гулом, шумом. Люди из близлежащих поселков придумывали разные истории. Например, там летают привидения, но на самом деле никаких привидений не было, а бушевал сильный ветер.

    Озеро Маныч- Гудило - это жемчужина Калмыкии. Это уникальное озеро, одна из территорий которой является частью заповедника Черные земли. Ребята, я вам рассказывала о заповеднике. Давайте вспомним, что такое заповедник?

    Дети: Заповедник- это место, которое охраняется государством.

    Воспитатель: Остров на озере Маныч Гудило называют птичьим островом. Почему, ребята?

    Дети: Потому что на озере Маныч-Гудило гнездятся  и зимуют красивые и редкие птицы.

    Воспитатель: Верно. Их насчитывают около 200 видов, редкие из которых занесены в Красную книгу. Что такое Красная книга?

    Дети: Красная книга- это такая книга, где записаны все виды растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения.

    Воспитатель: Верно!

    Слайд 2. осень на озере Маныч Гудило

    Ребята, посмотрите на экран. Что же происходит на этом озере осенью? что вы видите?

    Дети: Птицы готовятся к отлету, собираются в стаи, обучая при этом молодых птиц к дальнему перелету.

    Воспитатель: Почему птицы улетают в теплые края?

    Дети: Потому что птицы чувствуют приближение зимы. Исчезают насекомые и птицам нечем питаться. Большинство птиц питаются насекомыми, их называют насекомоядными. Поэтому птицы улетают на юг.

    Воспитатель: Верно, ребята!

    Слайд 3. Курлыканье журавлей

    Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

    В небе осенью курлычут

    За собою в небо кличут,

    Долго манят нас вдали

    Кто скажите? …Журавли

    Сейчас, давайте послушаем, как курлычут журавли.

    Звучит аудиозапись.

    Так красиво и грустно поют журавли. Их курлыканье вызывает чувство грусти, как будто они прощаются с нами, улетая. Улетая на юг, журавли выстраивают клин. Первым летит вожак, который всегда указывает верную дорогу на юг.

    Слайд 4. Птицы, обитающие на озере Маныч- Гудило

    Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Сейчас мы познакомимся с птицами, обитающими на озере Маныч- Гудило.

    Перед нами береговая ласточка. Почему мы называем береговой?

    Дети: Потому что ласточки гнездятся на берегу озер, водоемов.

    Воспитатель: Верно. Ласточка – небольшая птица, улетает одной из первых на юг, т.к. исчезают насекомые. Спинка, крылья, голова покрыты темным оперением, брюшко белое. Хвост у ласточки красивый, раздвоенный, длинный.

    Обратите внимание на краснозобую казарку. Эта птица с необычным ярким оперением. На кого похожа эта птица?

    Дети: На гуся или утку.

    Воспитатель: Да. Казарка – водоплавающая птица, они прекрасно плавают и ныряют, но питаются они исключительно растительной пищей. Краснозобая казарка занесена в Красную книгу.

    Посмотрите на следующую птицу. Это дрофа. Дрофа- крупная птица с крепким телом, длинной шеей и мощными ногами. Дрофа может весить до 15 кг. Оперение у дрофы пестрое: сочетаются рыжий, белый, серый, черный цвета. Раньше на эту птицу охотились, стреляли. Некогда многочисленная птица стала редким исчезающим видом. По этой причине она занесена в Красную книгу.

    Перед нами чайка обыкновенная. Это небольшая птица с круглой головой и тонким клювом. В основном, чайка белого или серого цвета с темной головой и темными полосами на крыльях. Чайки питаются насекомыми. Чайки необычайно крикливы, издают резкие и громкие звуки.

    Посмотрите на красавца лебедя- шипуна. Как вы думаете,

    Как вы думаете, почему его так назвали?

    Дети: Потому что он умеет шипеть.

    Воспитатель: Правильно, недаром про него говорят:

    «Когда плывёт прекрасен,

    когда шипит – опасен.»

    Воспитатель: Ещё одна особенность лебедей, создавая пару, они сохраняют верность друг другу на всю жизнь. И ещё у лебедя- шипуна есть отличия от других птиц. При плавании он часто изгибает шею, а клюв и  голову держит наклонно к воде, он похож на цифру 2, и вблизи хорошо виден большой нарост – «шишку» на лбу.

    А вот и гусь обыкновенный. Ребята, это не те гуси, которых выращивают дома. Это не домашняя птица, а водоплавающая. Гусь- крупная птица с белым и серым оперением. Также она является перелетной. С наступлением холодов они улетают в теплые края.

    Посмотрите на следующую птицу. Это пустельга. Пустельга бурого окраса, это мелкая хищная птица. Она поедает не только насекомых, но и мелких грызунов. Пустельга занесена в Красную книгу, и истреблять ее строго запрещено.

    Слайд 5. Журавль красавка

    Перед нами журавль красавка, Журавль на калм. яз. «тоhрун». Скажите мне почему его называют красавкой? Верно. Красавкой его зовут из-за красивых белых перышек- кисточек, находящихся на голове птицы. Журавли очень осторожные птицы, людей к себе не подпускают. Журавли занесены в Красную Книгу. Некоторым счастливчикам удаётся увидеть журавлиный танец – это незабываемое зрелище. Давайте полюбуемся.

    Слайд 6. Журавлиный танец

    Слайд 7. Розовый пеликан

    Я хочу вас познакомить с удивительной, редкой птицей. Это пеликан. Пеликан на калмыцком языке- хθрд. Давайте повторим и запомним. Посмотрите какого цвета птица?

    Дети: розового.

    Воспитатель: Вы правы, у пеликана оперение розовое.

    Приглядитесь к нему. Что еще интересного в этой птице?

    Дети: клюв.

    Воспитатель: Верно. Посмотрите, ребята у пеликана большое туловище, короткие ноги, большая голова и особенно странным выглядит клюв. Именно он, раскрываясь, превращается в огромный сачок для ловли рыбы. Под клювом у пеликана есть кожный мешочек, и, когда пеликаны заглатывают рыбу, мешочек растягивается до невероятных размеров. Интересно, неправда ли?

    А теперь подойдите к столу. Что вы видите?

    Перед нами экологические знаки. Возьмите знаки в руки, давайте расскажем, что же обозначает каждый знак.

    Воспитатель:

    Ни птицы, ни насекомые, ни звери не могут защитить себя сами. А человек может сделать много полезного для сохранения природы. Может охранять птиц, изучать места гнездования журавлей, пеликанов, чаек, лебедей. В заповедниках нельзя отстреливать птиц, разорять их гнезда, пугать птиц. Тем более, что некоторые из них занесены в Красную книгу, т.к. их осталось совсем мало.

    А сейчас подойдите ко мне, мы немного отдохнем.

    Физминутка.

    Воспитатель: Вот мы и познакомились с птицами, живущими на озере Маныч-Гудило. А теперь ребята давайте проведем опыт и станем маленькими исследователями. Я вас приглашаю в лабораторию. Пройдемте все к первому столу. Встанем ровно, не толкаясь, не мешая друг другу, чтобы всем было видно.

    Первый опыт: опыт «Перо»

    Ребята, что вы видите на столе? (перья, лупы)

    Ребята, у меня в руках лупа. У лупы есть волшебное стекло. Возьмите лупы в правую ручку, а перышко в левую. Перышко возьмите за основание, как я посмотрите. Теперь поднесите лупы к перышку. Посмотрите, какое волшебное стекло у лупы, оно увеличивает наше перышко. Внимательно посмотрите на перышко.

    Какое оно? (пушистое, темного цвета с белыми кружочками) Это перо домашней птицы цесарки.

    Посмотрите, в середине пера проходит стержень. А вы посмотрите у себя, видите стержень? Санчир,  какой он? (длинный, твердый)

    Верно. К этому стержню прикреплены маленькие волоски. Это бородки. Посмотрите, Эмилия, ты видишь бородки? Какие они? (пушистые)

    Правильно, у основания бородки пушистые, а дальше смотрите, они длинные и гладкие, плотно прилегают друг к другу.

    А теперь положите лупы на стол. Возьмите перышко за основание. Потрогайте его. Какое оно? (мягкое, нежное)

    А теперь положите на ладошку, давайте дунем на него. Что случилось с перышком? (оно легкое, воздушное)

    Молодцы. Перейдем ко второму столу.

    Второй опыт: опыт «Перышко, камешек»

    Ребята, что вы видите на столе? (перышки, камешки, чашечки с водой)

    Возьмите  в руку камень. Какой он? (твердый, гладкий)

    Какой формы камешки? (круглые)

    А у тебя, Санчир, какой формы? (овальное)

    Хорошо. Положите камень в правую руку, а перышко в левую. Что тяжелее, а что легче? (камень тяжелый, перышко легкое)

    Верно. А теперь опустите аккуратно камень в воду. Что с ним случилось? (он утонул)

    А у тебя, Алтана, что произошло с камнем? (он утонул) А почему? (потому что камень тяжелый)

    А теперь опустите перышко в воду. Что случилось с перышком? (оно не утонуло)

    А у тебя, Наран, что случилось с перышком? (перышко не утонуло) Почему? (потому что перышко легкое)

    А еще я открою вам секрет. Это перо водоплавающей птицы гуся. Водоплавающие птицы выделяют жир, смазывая перья. Перо при этом не только не тонет, но и не намокает.

    Правильно, ребята. Мы с вами выяснили, что перо не тонет в воде.

    Посмотрите, сколько мы интересного узнали о птичьих перьях. Перья у птиц легкие, воздушные. Они бывают разными: большими, маленькими; гладкими, пушистыми. Перья очень важны для птиц. Благодаря тому, что они легкие, они позволяют птицам летать.

    Ребята, вам понравились наши опыты?

    А теперь давайте поиграем..

    Игра «День и ночь»

    А поиграем мы с вами в игру под названием «День и ночь». Вы будете птичками, а я ночью. Ребята, когда зазвучит музыка, наступает день, птицы летают, веселятся. Когда наступает ночь, вы должны присесть, спрятаться в гнездо. Я буду стараться вас разбудить, а вам не надо шевелиться, смеяться. Вы птицы ночью спите.

    -День. (птицы летают)

    -Ночь. (Все птицы спят. Никто не просыпается…дует прохладный ветер (дую на детей)

    - как крепко спят птички. Никто не просыпается.

    -Молодцы. Весело поиграли.

    Итог занятия:

    Ребята, о чем было сегодня наше занятие?

    Правильно.

    Что мы еще делали? Какие опыты проводили?

    Молодцы, ребята! Мы с вами весело и занятно провели время.

    А теперь примите в подарок красивых птиц оригами. Спасибо ребята!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории

    Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...

    Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе "Что такое вулкан"

    - сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений;- Познакомить детей с профессией вулканолога; - развивать познавательную активность детей в проце...

    Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож

    Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...

    Комплексное занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку»

    Цель занятия: закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях....

    Конспект открытого занятия по развитию речи и окружающего мира в подготовительной группе: «Путешествие к ДЕРЕВУ ДОБРЫХ ДЕЛ И ЖЕЛАНИЙ»

    Цель:  повышать уровень коммуникабельности, языковую культуру.Задачи:Образовательные:закреплять правильное, отчетливое произношение звуков;Развивающие: развивать коммуникативно -речевые навыки, т...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Птицы родного края». МДОУ "Д/С № 155 к.в." г.Магнитогорск. 2019-2020 уч.год.

    Представленное занятие направлено на повторение и обобщение знаний воспитанников о птицах родного края. В ходе занятия дети уточняют свои представления о знакомых птицах, отгадывая загадки; рассм...