Главные вкладки

    План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе общеразвивающей направленности Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Тюкова Татьяна Анатольевна

    План-конспект  интегрированной непосредственно образовательной деятельности с  дошкольниками в старшей группе общеразвивающей направленности по теме «Путешествие в прошлое бумаги»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_v_proshloe_bumagi.docx24.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы № 34 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

    План-конспект

     интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе общеразвивающей направленности

    Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

                  Воспитатель СП ГБОУ ООШ № 34

     Тюкова Татьяна Анатольевна

    2013г.

    Приоритетная образовательная область «Познание»

    Интегрируемые образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка»

    Цель образовательной деятельности :

    Познакомить детей с историей бумаги и  её использованием. Обогатить опыт художественно-продуктивной деятельности приобретением умения делать декоративную бумагу.

    Познавательное развитие.

     Формировать элементарные представления об истории человечества (первобытный мир, древний мир, средние века, современное общество) через знакомство с использованием различных материалов для письма. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов; познакомить детей с историей бумаги, с её использованием. Дать первоначальные знания об изобретении бумаги. Закреплять умение сравнивать предметы (по материалу, из которого они изготовлены), классифицировать их, уметь называть то, что сделано из бумаги.

    Формировать у детей умение анализировать свойства предлагаемых материалов (камня, глины, кожи, бересты, бумаги),  выделять основные свойства и делать простейшие умозаключения. Развивать наблюдательность, внимание, умение определять качество материалов на ощупь (гладкость, прочность, шероховатость  и др.). Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, воспитывать бережное отношение к природе.

    Социально-коммуникативное развитие

    Продолжать развивать речь как средство общения. Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, строя полные высказывания. Воспитывать качества человека труда – трудолюбие, ответственность, коммуникативность и др.

    Речевое развитие 

    Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

     Обогащать речь детей существительными, обозначающими разные материалы (камень, глина, береста, пергамент, бумага), используемые людьми в разное время для передачи информации (письма), прилагательными характеризующими свойства и качества предметов (пластичная, шероховатая, твердый, прочная и т.д.).

    Художественно-эстетическое развитие.

    Обогатить опыт художественно-продуктивной деятельности. Содействовать освоению художественной технологи изготовления бумаги и развитию общей ручной умелости на основе интеграции интеллектуальной и художественной деятельности.  Способствовать развитию  творческого потенциала детей, основанного на принципе сотрудничества и сотворчества с взрослым.  Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

    Развивать способность эмоционально воспринимать музыкальное произведение (русскую, арабскую народные мелодии). Развивать самостоятельность, творчество; выразительность и грациозность движений. Формировать умение согласовывать ритм движений с музыкальным сопровождением.

    Физическое развитие.

     Упражнять детей в беге с высоким подниманием колена (бедра), в колонне по одному, ходьбе в парах с выполнением творческого задания, закреплять умение выполнять движение в одном темпе, сообща.

    Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;  рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

    Ознакомление со свойствами камня, глины, кожи, бересты и бумаги.

    Оборудование и материалы:  камень, глиняная дощечка, кожа, береста, образцы современных видов бумаг, мультимедийный проектор, экран, компьютер, фломастеры, зубочистки, стеки, ёмкости с водой.

    салфетки, наполнитель (сухие листья, цветы, разноцветные нитки), клей ПВА, крахмал, миксер, емкость с водой, поднос, москитная сетка, полотенце, губка, стеки, пресс  

    Ход занятия:

    Ребята к нам сегодня заходил почтальон и оставил вот эту посылку.

    «г.Сызрань, переулок Достоевского, дом6, Детский сад «Росточек», детям старшей группы»

    Посмотрите, что в ней лежит. Это камень, кожа, глиняные дощечки и лист бумаги. Что у них может быть общего?

    Ребята, а что это прикреплено ко всем предметам. (цифры).

    «Предметы по порядку разложите. Узнайте, что они в себе хранят. »

    1.        камень         побывайте в пещере первобытного человека

    2.        глина            ждут вас в Древнем мире

    3.        береста        посетите землю Новгородскую    

    4.        кожа               ваш путь лежит в Малую Азию

    5.        бумага            Вас ждет Древний Китай

    Мы с вами сейчас отправимся в путешествие на машине времени, чтобы заглянуть в прошлое. Для этого нам надо встать в круг, закрыть глаза и тот, кого я коснусь рукой, тот же час окажется в прошлом.

    Вокруг вас я обойду в прошлое вас приведу.

    Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

    Посмотрите, вот мы и очутились с вами в далеком прошлом. Во времена первобытных людей (первый слайд– наскальный рисунок)

    Воспитатель: Давным-давно люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах нечего не было. Им как-то надо было общаться, люди вместо бумаги использовали камень - высекали на нем изображения. Самое древнее письмо было вырублено на стене своего жилища первобытным человеком. На земле много мест, где на скалах, стенах пещер мы можем увидеть сохранившиеся выдолбленные рисунки и знаки, это – петроглифы. Они были не просто картинами, они служили указателями границ владений племен, места охоты. Значит, эти рисунки и знаки передавали информацию, иными словами – были первыми письмами.  (Показ на экране слайды с изображением камней с высеченными буквами.)

    А теперь давайте сядем за столы.

    Найдите пожалуйста камень. Потрогайте камни на ощупь. Какие они? Теперь сожмите, попробуйте его сломать, смять. Получилось? Почему? Но скажите, удобен ли камень для письма? Попробуйте чего-нибудь написать на камне. Получается? А почему?

    Дети. Он твердый, жесткий и тяжелый

    Правильно, ребята. Камень - неудобный материал для письма, так как он твердый, жесткий и тяжелый.

    Так какой же был самый первый материал для письма. (КАМЕНЬ)

    Выставляю первую картинку на ленте времени.

    А сейчас отправляемся в другую эпоху. (слайд)

    Мы с вами попали в Древний мир. Посмотрите, что делают люди.

    Жители  Междуречья использовали для письма глину. Ее долго месили, делали небольшие таблички, затем брали острую палочку и писал по сырой глине. Затем табличку обжигали, и она становилась долговечной. (Показ на экране слайды с изображением глиняных дощечек с буквами.).

    Найдите у себя глиняные дощечки.

    Я предлагаю Вам сравнить глину и камень. Что легче? Вы можете смять глину? Почему? А теперь попробуйте что-то написать или нарисовать.

    Какой  же был второй материал для письма. (ГЛИНА)

    Выставляю вторую картинку на ленте времени.

    Куда мы отправляемся теперь? В Нижний Новгород.

    Чтобы отправится дальше нам понадобятся ладьи. (слайд)

    Занимайте места в своих ладьях, и мы отправляемся в путь во времена Древней Руси.

    А сейчас мы с вами в Нижнем Новгороде. (показ слайдов с разъяснением).  Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста – наружный защитный слой коры березы. Отличается чистым белым наружным слоем с продольными черточками – чечевичками. Состоит береста из слоев, образуемых с каждым новым годом жизни березы, поэтому служит также для определения возраста дерева.

    Найдите у себя бересту. Какая она на ощупь?  Давайте попробуем смять, согнуть. Она - мягкая, пластичная, прочная, гибкая.

    Значит следующим  материалом для письма была . (БЕРЕСТА)

    Выставляю третью картинку на ленте времени.

    Отправляемся дальше. Наш путь лежит в Малую Азию. Для  этого пересаживаемся на лошадей .

     Посмотрите на чем писали люди в это время? Кто знает, что это такое?

    Во 2 веке до нашей эры в Малой Азии в  городе Пергаме было организовано производство прекрасного материала для письма, из обработанных особым способом кож животных. По имени города этот материал стал называться пергамент. Он был прочным, эластичным и долговечным, на нём можно было легко писать, причём с обеих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый.

    Найдите у себя кусочки кожи. Какая она на ощупь? Попробуйте смять, согнуть. Что произошло? Давайте мы с вами попробуем  нарисовать на ней что-нибудь. Удобно было рисовать? А почему? (Рисовать трудно: кожа растягивается, рисунок расплывается.)

    Итак четверным материалом для письма стал. (ПЕРГАМЕНТ)

    Выставляю четвертую картинку на ленте времени.

    Что же пора отправляться дальше. Нам предстоит переход по пустыне на верблюдах. А вы сможете изобразить верблюда? Разбиваемся на пары! Представим себя настоящими  кораблями пустыни и друг за другом караваном в путь.

     Мы с вами в Древнем Китае. (показ слайдов )

    - Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность.

    Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.) Как часто и для каких целей нам нужен этот материал?

    Она бывает документом,

    Плакатом, фантиком, конвертом,

    Письмом, обоями, листовкой,

    Альбомом, книгой, упаковкой,

    Салфеткой, веером, талоном,

    Неувядаемым пионом.

    Она бывает и деньгами.

    А что? Догадывайтесь сами

    Найдите у себя на столах бумагу. Потрогайте, погладьте бумагу и скажите, какая она на ощупь? У вас одинаковая бумага? В чем разница? Разложите от самой тонкой до самой толстой. Попробуйте смять бумагу. Что вы слышите? («Шуршит».) А что еще вы заметили? («Мнется».) попробуйте распрямить смятую бумагу. Что произошло? («Не распрямляется, не разглаживается».) Потяните за края, что произошло?  Что мы можем сказать о бумаге.

    Так что же стало пятым материалом для письма. (БУМАГА)

    Выставляю пятую картинку на ленте времени.        

    В награду за то что мы выполнили все задания. Мы получаем в награду рецепт приготовления бумаги.

    Рецепт  приготовления бумаги.

    •        Для  изготовления бумаги можно брать практически любое растительное сырье и отходы: волокна (опилки) дерева, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё.

    •        Всё это смешать с водой и крахмалом. Хорошо перемешать и дать настояться.

    •        Получившуюся массу выложить на форму (сито, мелкую решетку).

    •        Собрать лишнюю воду и выровнять получившуюся массу.

    •        Положить изделие под пресс.

    А теперь пришло время нам вернуться в наше  время. встаем в круг, закрываем глаза и тот, кого я коснусь рукой тот же час окажется в нашем времени.

    Вокруг  вас я обойду в настоящее верну.

     Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать

     Вот мы и вернулись в наше время

    А хотите узнать как делают бумагу сейчас. Давайте посмотрим.

    Просмотр  отрывка из мультфильма «Почемучки»

    Ребята мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.

    А сейчас я хочу вам предложить попробовать самим изготовить бумагу. Возьмите обычные столовые салфетки разных цветов. Разорвите их на мелкие кусочки.  

    Зальём салфетки водой и взобьём миксером в однородную массу. Добавим клей ПВА и немного крахмала. На поднос положим кусок москитной сетки. Выльем получившуюся смесь на поднос. Вода должна покрывать бумажную кашицу. Добавьте наполнитель. Например: нитки, лепестки, кусочки салфеток. Накроем все второй москитной сеткой. Губкой собираем воду с поверхности от центра к краям. Поверхность должна быть максимально сухой. С помощью доски и полотенца перекладываем бумагу.  Снимаем москитную сетку. Бумагу помещаем между полотенцами. Теперь необходимо убрать «бумажный сэндвич» под пресс и сушить бумагу около 4 дней.

    - Скажите мне, где мы с Вами были? (в прошлом).- Что нового, вы узнали?

    Дети.- Узнали, на чем раньше писали,

    - Узнали о происхождении бумаги.  Где впервые научились делать бумагу.

    - Научились делать бумагу.

    Воспитатель: - Правильно, молодцы, ребята. Вы все очень хорошо работали, отвечали на вопросы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе оздоровительной направленности. Тема: «В гостях у Феи Экологии»

    Задачи:Продолжать знакомить детей с дидактическими играми, направленными на зрительное представление об окружающем. («Социализация»)Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с ж...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе оздоровительной направленности в рамках образовательной области «Познание» Тема: «Путешествие в зоопарк»

    Систематизация и углубление представлений детей о животном мире жарких стран и Севера  (внешних особенностях, образе жизни, особенностях обитания, питания) и их детёнышах....

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Речевое развитие. Тема: «В стране дорожных знаков»

    Тема: «В стране дорожных знаков»Задачи:«Социально – коммуникативное развитие»1.Расширять знания детей о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира. Закрепить знания дошко...

    ПЛАН КОНСПЕКТ непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе общеразвивающей направленности Тема: «Путешествие на морское дно»

    НОД по познавательному развитию (математика+экология). Дети отправляются в путешествие на морское дно на построенном батискафе, знакомятся с морскими обитателями и решают интересные задачки....

    КОНСПЕКТ НОД для детей старшей группы общеразвивающей направленности ТЕМА: «Путешествие в прошлое часов » «Познавательное развитие»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 34 города Ейскамуниципального образования Ейский районКОНСПЕКТ  НОДдля детей старшей  группы ...