ОТ РУСИ ЯЗЫЧЕСКОЙ К РУСИ ХРИСТИАНСКОЙ ( Конспект НОД, ОО «Познание», подготовительная к школе группа)
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сотникова Марина Владимировна

ОТ РУСИ ЯЗЫЧЕСКОЙ К РУСИ  ХРИСТИАНСКОЙ

( Конспект НОД, ОО «Познание»,  подготовительная к школе  группа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razarabotka_nod.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

ОТ РУСИ ЯЗЫЧЕСКОЙ К РУСИ  ХРИСТИАНСКОЙ

( Конспект НОД, ОО «Познание»,  подготовительная к школе  группа)

Сотникова М.В., воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного

вида №2 «Ромашка»»

2015

ОТ РУСИ ЯЗЫЧЕСКОЙ К РУСИ  ХРИСТИАНСКОЙ

 ( ОО «Познание»,  подготовительная к школе  группа)

Сотникова М.В., воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного

 вида №2 «Ромашка»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с житием Св. князя Владимира, закрепить знание понятий «добро» и «зло».

2.  Эстетическое воспитание, формирование духовных и нравственных качеств ребёнка как основы для гармоничного развития личности, воспитание уважения к труду, любви к людям.

3. Развитие речи, мышления, обогащение словарного запаса , развитие умения рассуждать, анализировать, делать выводы, терпеливое, бережное отношение друг к другу.

  Материал и оборудование: икона с ликом Святого, репродукция картины «Крещение Руси»

Ход мероприятия:

Звучит  церковное песнопение

Изображение  иконы Святого равноапостольного князя Владимира.

Воспитатель: (Слайд 1) Дети, вы знаете, кто изображён на иконе? Правильно, это Святой равноапостольный князь Владимир, который вошёл в историю нашей страны под ласковым именем «Красное солнышко». Как вы думаете, почему? Правильно! Он был  добрым, любил свой народ и заботился о бедных. Но не всегда было так…

Воспитатель. Давным-давно, когда книг еще не было, а история передавалась от отца к сыну, от отца к его детям, поселились наши предки-славяне вдоль могучей реки Дунай (Слайд 2.) Привольно жилось им: земля плодородная, края теплые. Столицей Древней Руси стал город Киев, а правителем – князь Владимир. В те далекие времена Русь была раздроблена на множество мелких княжеств, во главе каждого княжества стоял свой князь. Издревле Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам. Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца (Слайд 3). Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что Солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных. А вот черные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун (Слайд 4). Страшен в гневе Перун- он посылает на Землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. Чтобы боги были добрые  к людям, славяне-язычники воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы,  устраивали ритуальные пиршества.

Давайте перенесёмся на  языческий  праздник древних славян, который проходит на большой поляне. Девушки и юноши водят хороводы, поют веселые песни, повсюду слышен смех (Слайд 5). И вот пришло время принести человеческую жертву главному богу славян – Перуну. Представьте, ребята, что и мы с вами находимся сейчас на этой поляне и жребий стать жертвой, может выпасть каждому из нас…Как вы думаете хорошая ли, правильная была языческая вера  древних славян? Почему? (Выслушиваются мнения детей).

Киевский князь Владимир  сначала тоже поклонялся Перуну, а потом не только сам переменил свою веру, но и обратил в  христианскую  веру всю  Русь. А случилось это вот как.

Инсценировка СлугаСлуга.СлугаСлугаСлугаСлугаСлугаСлугаСлугаВоспитатель. Как – то раз в июле не выпало ни капли дождя; посевы начали засыхать; люди принесли в жертву  языческим  богам много юношей и девушек; дождя по- прежнему не было, посевы погибли; наступил страшный голод. Языческие боги не помогали людям. Это была первая причина почему князь Владимир решил поменять веру.

        А вторая причина – он хотел  объединить Русь чтобы  противостоять врагу, (а ведь в то время на Русь часто нападали, к тому же она была раздроблена на княжества). Несмотря на свои огромные размеры, Киевская  Русь  не признавалась соседними странами великим государством, потому она была  языческой. Владимир решил принять веру, но не знал какую.

Воспитатель: Душа князя Владимира чернела с каждым днём  и не находила покоя. Он всё чаще стал вспоминать своё детство и свою бабушку княгиню Ольгу, которая была православной и учила маленького Владимира добру           (Дети рассматривают икону Святой Равноапостольной княгини Ольги)  (Слайд 6).

Воспитатель: И тогда призвал князь к себе 10 богатырей «добрых и смышлённых», чтобы они нашли самую лучшую веру. Где только не были и кого только не видели эти странники: мусульман, католиков, греков. Но больше всех их поразило православное богослужение в храме Святой Софии в городе Константинополе (сейчас г.Стамбул)

             (Звучит церковное песнопение, дети рассматривают фото Софийского Собора)  (Слайд7).

Воспитатель: Вскоре с князем произошло чудо: он внезапно ослеп, но крестившись в православную веру прозрел и телесно, и душевно. В духовном восторге князь Владимир воскликнул: «Теперь я узрел Бога истинного!» Многие его дружинники, поражённые этим чудом, тоже крестились.

        (Под колокольный звон проходит физкультминутка)

Дети: Звон по Руси раскатился! (руки вверх, влево, вправо)

           Князь Владимир крестился! (руки на грудь)

           Князь Владимир-Красно Солнышко! (подпереть щёчки ладошками)

            Красно Солнышко-Колоколнышко! (покачивание головой)

Воспитатель: Князь Владимир определил и назначил день всенародного Крещения, которое состоялось в водах реки Днепр.

             (Дети рассматривают картину «Крещение Руси в водах Днепра») (Слайд 8).

Это великое событие послужило расцвету Руси и просвещению народа. Статуи идолов были разрушены, а на их месте выросли прекрасные  храмы (Слайд 9).

Игра «Собери храм»

Цель:        

- Закрепить у детей знания о храмах и соборах ;

- Закрепить знания детей об особенностях храмового зодчества;

- Развивать логическое мышление, речь дошкольников;

- Приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,

Материал:        

Карточки формата А-4, на которых изображены контуры храмов и соборов ; разрезные картинки  (детали храма).

Правила игры.

Воспитатель раздает детям большие карты формата А-4, на которых изображены контуры храмов и соборов и  разрезные картинки (детали храма). Дети выкладывают изображение храма на карточку с контуром этого храма.

Выигрывает тот ребенок, кто быстрее всех, и правильно разместит все детали храма на картах с изображением  контура храма или собора.

Воспитатель. После Крещения  сам князь Владимир внутренне преобразился, стал другим человеком:

           -он поверил в Бога, и душу его озарила истинная вера;

            -в сердце его зажглась любовь к ближним;

            -вместо злых дел он стал творить добро;

            -его гордый нрав обрёл смирение;

           -нетерпение и вспыльчивость заменило терпение;

           -а его жестокосердие превратилось в милосердие.

Воспитатель: Все эти добрые качества принесли князю Владимиру всенародную любовь и ласковое прозвище «Красное солнышко».

Воспитатель: Своей жизнью и добрыми делами князь Владимир угодил Господу Богу и сейчас находится вместе с ним в райских селениях. Мы тоже можем быть вместе с Богом. Для этого надо не так уж много: отвратиться от зла и творить добро.

Воспитатель. Ребята, а давайте поиграем в игру.

Игра   « Наши поступки»

Цель: познакомить детей с правилами поведения, с последствиями наших поступков. В  комплект игры входят карточки  ( с магнитом), состоящие из двух частей. На левой половинке изображены поступки, а на правой- их последствия. Ребенок берет  левую половинку изображения , подбирает ей  соответствующую пару, крепит на магнитную доску и объясняет свой выбор. 

Воспитатель. Величайшим национальным героем и духовным вождем русского народа  признан – святой равноапостольный великий князь Владимир. 

Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам  Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…

Итак после крещения на Руси  исчезли грубые языческие обычаи: кровная месть, человеческие жертвоприношения и т.д., стали строиться монастыри, другие государства признали Русь и стали развивать дружеские отношения, стала развиваться культура, живопись, архитектура, грамотность, в стране воцарился порядок.

Рефлексия.

А теперь, потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передавайте тепло другу, соединив, свою ладонь с его ладошкой. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

Воспитатель. Вам понравилось занятие?

Дети. Да.

Воспитатель.

 -А чем оно вам понравилось?

-Что нового вы узнали ?

-Как называлась вера древних славян?

- Почему князь Владимир решил поменять веру?

- Что поменялось после крещения Руси?

-Как называли князя Владимира?

-Чему учит нас своим примером  князь Владимир?

-А помогаете ли вы кому- нибудь и чем (маме, папе, сестренке, братику, другу, бабушке и т.д.)?

- С какими словами ассоциируются слова добро и зло?

- А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?

- Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.

 Воспитатель выслушивает ответы детей  и подводит  к выводу, что доброта - это забота о благе других. Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле. Доброта проявляется в отношениях с людьми, с животными, с природой. Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом. Для этого нужно прилагать усилия и работать над собой ежедневно)

               

Воспитатель. Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.

Воспитатель. Ребята, а сейчас возьмите карандаши и бумагу и нарисуйте то, что вам понравилось и запомнилось сегодня. Может быть это будет  князь Владимир или его бабушка Ольга, а может быть храм или просто какой- то добрый поступок. А дома родителям покажите свой рисунок и расскажите, что вы узнали  сегодня нового.

         Звучит  песни “Дорогою добра”

            Дети рисуют и по- очереди рассказывают  о своих рисунках.

Воспитатель. И в  заключении я хочу пожелать, посоветовать вам, приучайте себя к добрым поступкам. И на память о нашем сегодняшнем путешествии хочу подарить вам маленькие  иконки  с изображением  Святого равноапостольного князя Владимира.