Конспект занятия по экологическому воспитанию "Экологическая пирамида"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Федичева Елена Александровна

Цель занятия: научить детей видеть изменения  в окружающей природе, прослеживать цепочку взаимосвязи всех живых существ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Экологическая пирамида»

          (Подготовительная  группа)

Воспитатель: Федичева Е.А.

Цель: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой-цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Закрепить умение различать деревья и кустарники по веткам и почкам: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами. Воспитывать любовь и бережное отношение к  природе. Формировать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Совершенствовать экологические знания.

Оборудование и материалы: веточки разных деревьев, иллюстрации с изображением  деревьев, крупная  картинка с изображением леса, карточки со значками-символами солнца, почвы, воды, растений, насекомых, птиц; ноутбук, электронная презентация.

Ход занятия:

Воспитатель:

« Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала»

О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева?

Дети: О весне.

Воспитатель: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до нас весна дошла? Какой сейчас идет месяц?

Дети: Дошла. Апрель.

Воспитатель: И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?

Дети: Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синем, кучевые облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки.

Воспитатель: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них вы наблюдаете  на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что вы заметили?

Дети: Растения лучше растут, расцвела герань, бальзамин, посажена рассада.

Воспитатель: Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?

Дети: Не хватает солнца, воды, тепла.

Воспитатель: Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями  в уголке природы?

Дети: Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем.

Воспитатель: А если мы перестанем это делать? Что произойдет?

Дети: Все завянет и погибнет.

Воспитатель: Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить. Мы взяли их к себе и обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду.

Послушайте загадку: « Весной веселит, летом – холодит,

                                       Осенью питает, зимой согревает»

Что это?

Дети: Лес.

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети: В лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают разными: хвойными, лиственными, смешанными. У меня в вазах веточки деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одной ветке, какую хочет. И отнесет эту веточку к тому дереву, на котором она росла.

(Воспитатель спрашивает, а дети объясняют, почему они поставили веточки к этому дереву.)

Воспитатель: (обобщает) Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев. Умеете их определять по почкам, коре, листьям. А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса) На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?

Дети: Тепло, свет.

Воспитатель: А что нам дает тепло, свет?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)

Воспитатель: Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву и влагу). И тогда вырастет растительный мир (ставит растения). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

Дети: Насекомых.

Воспитатель: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?

Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.

Воспитатель: А если убрать насекомых?

Дети: Некому будет опылять растения.

Воспитатель: А если убрать растения?

Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.

Воспитатель: Хотим мы этого?

Дети: Нет.

Воспитатель: поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

В конце занятия  мы с вами узнаем, что станет  с нашей планетой, если люди не перестанут мусорить, не будут беречь родную природу.

 (Просмотр презентации  «Круговорот мусора в природе».)

 


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Круговорот мусора в природе

Слайд 2

Если будете бросать корки, шкурки, палки, Быстро наши города превратятся в свалки

Слайд 3

Если мусорить сейчас, то довольно скоро Могут вырасти у нас Мусорные горы

Слайд 4

Но когда начнут летать в школу на ракете - Пострашней произойдут беды на планете. Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты.

Слайд 5

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки, А посыплются, как град старые ботинки

Слайд 6

А когда пойдут дожди из пустых бутылок- На прогулку не ходи: береги затылок!

Слайд 7

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете, Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Слайд 8

Презентацию подготовила воспитатель Федичева Е. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе...

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО

Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Кто живёт на ферме? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

   Программное содержание: формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит). Развивать умственную о...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Овощи и что мы о них знаем? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Цель: Формировать у детей умение называть овощи и различать их по внешнему виду и вкусу.Учить детей употреблять в речи существительные с обобщающим значением «овощи», прилагательные «...