Проект "Удивительный мир космоса"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Проект "Удивительный мир космоса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_udivitelnyy_mir_kosmosa.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт познавательно-творческого проекта  

«Удивительный мир космоса»

 

Проблема:  Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Данный проект направлен на обогащение  познавательно-эстетической компетентности старших дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности.

Вид проекта:  Познавательно - исследовательский, краткосрочный — 1 неделя.

Цель проекта:  Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса человеком и животными.

Задачи:

  • Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, познакомить с космонавтами первооткрывателями и животными-космонавтами.
  • Дать детям представление, что такое космос, космическое пространство, познакомить с солнечной системой, которую составляют девять планет  и солнце – самая близкая звезда к Земле.
  • Развитие познавательных способностей, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков детей.
  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за Российскую космонавтику.

Этапы реализации.

Первый этап – подготовительный.

  • Как называется планета, на которой мы живём?
  • Как называется ближайшая к нам звезда?
  • Какие планеты вы знаете?
  • Как называется спутник Земли?
  • Кто первым полетел в космос?
  • Кто был первым космонавтом Земли?
  • Как фамилия первой женщины, полетевшей в космос?
  • Каких Российских космонавтов вы знаете?
  • Какими качествами должен обладать космонавт?
  • Кто хотел бы стать космонавтом и почему?

Второй этап – разработка проекта.

  • Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.
  • Составление конспектов интегрированных занятий, развлечения, викторины.
  • Подбор стихов, загадок, физкультминуток, считалок.
  • Подбор художественных произведений и оформление выставки книг и иллюстраций.
  • Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивных упражнений.
  • Подбор музыки и электронных презентаций.
  • Привлечение родителей к текущему проекту по подбору литературы, раскрасок и изготовление космических объектов и творческих работ в рамках семейного конкурса «Удивительный мир космоса».

Третий этап – формирующий.

Познание.

НОД

  • РМП «Путешествие в космос».
  • «Что мы знаем о космосе?»
  • Грамота «Путешествие в космос»
  • Мир природы «Наша голубая планета»

Просмотр презентаций:

  • «Первые шаги в космосе».
  • «12 апреля – День космонавтики»
  • «Космос и мы»
  • «Созвездия и звёзды».
  • «Питание космонавтов».

Видеоролики:

  • «Звёздный полёт».
  • «Земля в иллюминаторе».
  • «Земля из космоса».
  • «Юрий Гагарин – человек легенда»

Моделирование:

  • Солнечная система.
  • Полёт ракеты.
  • Падение метеорита.
  • День — ночь.
  • Вращение Луны вокруг Земли.
  • Вращение земли вокруг солнца.
  • Лунное затмение.
  • Солнечное затмение.

Рассматривание альбома:

  • Первые космонавты.

Наблюдения:

  • Созвездия на вечернем небе.
  • За солнцем.

Опыты:

  • Как происходит смена дня и ночи
  • Почему луна такая разная
  • Как Земля вращается вокруг Солнца

Чтение художественной литературы.

Чтение.

  • В. Бороздин «Первый в космосе».
  • В.П.Лепилов «Космическая сказка». Астрахань: «Волга», 1992г.
  • Большая энциклопедия для дошкольника. Раздел «Вселенная».
  • Е. П. Левитан "Малышам о звездах и планетах". Москва, Педагогика-Пресс, 1993.

Заучивание наизусть.

  • В.Степанов «Юрий Гагарин».
  •  Я.Аким «Есть одна планета сад».
  • «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили» (албанская сказка)

Художественное творчество.

Рисование.

  • Полёт к звёздам.
  • Загадочный мир Космоса
  • «Звёздная фантазия» (рисование в самостоятельной деятельности)

Раскрашивание раскрасок.

Аппликация и рисование.

Коллаж. «Мы на Луне».

Лепка.

«Летающие тарелки»; «Ракета»;

 Пластилинография «Космический полёт».

Конструирование:

  • ЛЕГО – «Космические  корабли».
  • «Космодром».

Коммуникация.

НОД:

  • Развитие речи «Хочу быть космонавтом»

Беседы:

  • «Первый полёт Ю.Гагарина в космос».
  • «Животные в космосе».
  • «Из истории возникновения ракеты»
  • «Первые попытки покорения космоса».
  • «Легенда о Млечном пути».
  • «Женщины - космонавты»

Сюжетно — ролевые игры:

  • «Исследователи новой

 планеты».

  • «Изучаем космос»
  • «Космическое путешествие»

Отгадывание загадок о космосе

Посещение планетария

Социализация.

Дидактические игры:

  • «Найди одинаковые космические корабли».
  • «Собери ракету».
  • «Кто быстрее соберёт звёздочки».
  • «Звук потерялся».

Сюжетно-ролевые игры.

  • «Космонавты».
  • «Путешествие в космическое пространство.

Физическая культура.

НОД:

  • «Если хочешь быть здоров».

Физкультминутки:

  • «Космонавт».
  • «Космодром».
  • «Ракета».

Подвижные игры:

  • «Ракеты».
  • «Космонавты».
  • «Планеты, стройся».

Игры — эстафеты:

  • «Собери ракету из модулей»
  • «Что понадобится космонавту»
  • «Займи место в ракете»
  • «Чей экипаж скорее соберётся в полёт?»

 

Спортивные упражнения:

  • «Запуск ракеты».
  • «Невесомость».

Музыка.

Слушание:

  • «Сказки», «Млечный путь» - Большое космическое путешествие.
  • «Трава у дома»  - Земляне.
  • «Космическая» - Доктор Ватсон.  
  • «Сквозь космические дали»
  • Космическая инструментальная музыка зарубежных исполнителей.
  • «Знаете, каким он парнем был» - А.Пахмутова

ТРУД.

Ручной труд:

  • Бумагапластика - «Маска гуманоида».
  • Изготовление атрибутов для игры  «Космонавты»
  • Изготовление телескопов, биноклей из разного материала.

Здоровье.

Утренняя беседа: «Кого берут в космонавты?»

Цель: формировать  у детей представление о необходимости заботиться о своём здоровье с детства. Уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам. Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества.

Работа с родителями.

  • Информационная доска – «Российские покорители космоса».
  • Совместный просмотр мультфильмов:

«Тайна третьей планеты», «Белка и Стрелка».

  • Проведение семейного конкурса «Удивительный мир космоса».
  • Подбор иллюстрации, литературы, раскрасок.
  • Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом»
  • Рубрика для родителей «Это интересно».

Четвёртый этап – заключительный.

  • Оформление книжной выставки.
  • Оформление творческих выставок с детскими работами.
  • Выпуск коллажа «Мы на Луне».
  • Подведение итогов семейного конкурса «Удивительный мир космоса».

Ожидаемый результат:

  • Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, солнечной системе.
  • Формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к людям, работа которых связана с освоением космоса, воспитание любви и интереса к Российской космонавтике.
  • В процессе взаимопонимания у детей происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь, активизируется и обогащается словарный запас.
  • При выполнении детьми продуктивной деятельности между детьми возникает доброжелательность, взаимопомощь и благоприятный эмоциональный климат.
  • Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с ребёнком происходит формирование у детей семейной принадлежности, роста значимости в мировом сообществе.

Участники проекта: Дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Приложения:

1. НОД по РМП «Путешествие в космос».

Программное  содержание:

- закрепить знания о  составе  числа 5 из двух меньших чисел;

- закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в определении их на ощупь;

- упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;

- закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа;

- упражнять в умении различать и называть цифры по порядку;

- упражнять в сравнении двух групп предметов;   

- развивать внимание, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику, самостоятельность.

 

2. НОД по познавательному развитию «Что мы знаем о космосе?»

Программное содержание:

Закрепить у детей понятия “космос”, “космическое пространство”. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях. Закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”. Закрепить умение детей рассказывать с помощью карточек – опор с использованием технологии коллективного способа обучения. Развивать навыки творческого рассказывания. Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

3. НОД по обучению грамоте Тема: Путешествие в космос.

Задачи:

– продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;

– закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и  составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

  • создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание  и умение работать в коллективе.

4. Беседа «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос»

Цель: способствовать ознакомлению детей с первым космонавтом. Задачи: способствовать ознакомлению с историей первой космической ракеты, расширению кругозора детей и развитию их воображение. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою  Родину.

5. НОД по развитию речи «Хочу быть космонавтом»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение худ. литературы.

Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, восприятие худ литер.

Цель: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представления о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни. Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства.

6. Беседа  «Из истории возникновения ракеты»

Цель:  познакомить детей с историей развития авиации и космической ракеты.

Мечта человечества обрести крылья – теряется в глубине веков. Сколько же понадобилось времени, чтобы эта великая мечта стала реальностью? Мы свидетели бурного развития авиации. К сожалению, уподобиться птице человеку не суждено. Летать человек начал всего лишь без малого столетие, но подняться в воздух он сумел значительно раньше.

7. Беседа «Первые попытки покорения космоса»

Цель: в доступной форме объяснить детям этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса.

8. НОД по рисованию: "Загадочный мир космоса"

Программные задачи: Уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.

Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию, рисовать сначала простым карандашом с последующим раскрашиванием красками, выделять главное размером и цветом. Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику.

9. Физкультурно-познавательное занятие «Если хочешь быть здоров!»

Программные задачи: закрепить упражнения связанные с коммуникативными действиями и движениями; способствовать развитию двигательных возможностей детей. Содействовать активизации речевой и познавательной деятельности (о космосе, спортивных играх). Использование моделирования для объяснения окружающих процессов и природных явлений.

10. Физкультминутки, пальчиковые игры, викторины о космосе

  • Разминка "Подготовка к полету"
  • Космическая физкультминутка
  • Пальчиковая гимнастика (Мы ладони вместе сложим, чтоб ракета получилась…)  
  • Пальчиковая гимнастика "Луноход" 

11.  Легенда о Млечном Пути.

12. Игры, опыты на космическую тематику

  • Игра «Неизведанная планета».
  • Игра «Летит»
  • Игра «Собери созвездие» 
  • Игровое упражнение «Перегрузка и невесомость»
  • Дидактическая игра  «Складушки».
  • Игра «Метеоритный дождь» 
  • Опыт «Солнечная система»  
  • Опыт: «Метеориты и метеоритные кратеры»
  • Эстафета «Космический полет».
  • Игра «Завтрак космонавта»
  • Игра-викторина «Угадайка».
  • Развивающая игра « Звездочет»

13. НОД мир природы « Наша голубая планета»

Цель: способствовать ознакомлению детей с научной версией образования материков, с условными  обозначениями суши, воды на глобусе и картах, с названием материков.

Задачи:  способствовать углублению представлений о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой, кроме того есть материки.

Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь.

Воспитывать стремление беречь Землю.

14. Сюжетно – ролевая игра «Мы изучаем космос»

Цель: способствовать развитию воображение, учить детей управлять своим поведением, считаться с чужим мнением, быть не только командиром, но и подчиненным, не бояться трудностей, твердо идти к намеченной цели.

15. Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом»

16. Конспект  досуга: «Большое космическое путешествие»

Цель: способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли.

Познакомить с наиболее известными созвездиями.

Дать представления о том, что человек наблюдая за небом, объединил звезды в группы и дал им названия.

Развивать художественные и интеллектуальные способности детей.

Воспитывать уважение и любовь к Земле как к космическому чуду, дающему все  необходимое для жизни.

17.  Рубрика для родителей: «Это интересно!»

  • История развития космонавтики
  • Важнейшие этапы освоения космоса

18. Стихотворения о космосе

 

Используемая литература:

  1. Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.
  2. Калашников В. О звездах и планетах.
  3. Космос. Детская энциклопедия.
  4. Леонов А. Я выхожу в космос.
  5. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.
  6. Почемучка. Под ред. А.Алексина.
  7. Программа «Детство»
  8. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет»
  9. Шорыгина Т.А. «Детям о космосе и Юрии Гагарине — первом космонавте Земли»
  10. Скоролупова О.А. «Покорение космоса»
  11. Информация из педагогической и научной литературы, интернет сайты, создание презентаций; методическая работа с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...