Экологическое воспитание средствами живой природы
материал по окружающему миру на тему

Крылова Ирина Ивановна

деловая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_sredstvami_zhivoy_prirody.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание средствами живой природы

Деловая игра.

Содержание игры.

Деловая игра состоит из трех частей. Каждый этап ее регламентирован в конце подводится общий итог. Отмечаются победители игры и всего педсовета. В игре участвуют педагоги по парам, т. е. оценивается ответ сразу двух человек \команды из двух человек.

  1. часть. Разминка. Вопросы задают каждой паре по очереди: *Что означает термин "экология"?

*Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашей стране, в родном поселке,  в районе ?

*В чем основная сущность экологического воспитания детей? Почему им надо заниматься с дошкольного возраста?

*Каково влияние экологии на здоровье детей?

*В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?

 *Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

 *В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы?

*Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в ДОУ. Перечислите классиков русской и зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях.

Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе.

  • Вспомните и кратко перечислите народные приметы о природе.
  • Вспомните и прочтите наизусть стихи о природе (каждый из пары воспитателей) .

Музыкальная пауза и подведение итогов разминки.

  1. часть. Решение педагогических ситуаций.

Ситуации задаются всему коллективу. Ответы могут быть от нескольких пар на каждую ситуацию, но с позиции именно этих людей, эксперты оценивают более рациональное решение:

  1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: "Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!". Мужчина, идущий мимо и слышавший этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: "Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?" Тот отвечает "Просто так..."

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

  1. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
  • Почему ты меня не слушаешь? - спросила Ира и вырвала руку.
  • Это что еще за капризы?! - вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

  1. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей \детей\, или остановитесь и поговорите с матерями \детьми\?

3 часть. Экспресс-вопросы.

Вопросы быстро задаются по очереди каждой паре, ответы должны быть также моментальными и краткими:

*3ачем белке длинный и пушистый хвост? *Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

*Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?

*Почему в зимний период на окнах появляются узоры?

*Отчего кошка часто умывается, а собака - нет?

^Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?

*Как летом без барометра можно узнать о приближении ненастья?

*Почему опадают листья?

*Дым столбом какую погоду предвещает?

* Лягушки расквакались к чему?

Подведение итогов игры.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Экологический тренинг, составленный по краеведческому принципу, предлагается для воспитателей д/с и учителей начальных классов, работающих с различными экологическими образовательными программами.

Тренинг поможет увидеть и понять причинно - следственные связи в природе и взаимосвязь живых организмов с окружающей средой, повысит интерес к экологическим наблюдениям и исследованиям, позволит использовать приобретённые знания в своей работе.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

Адаптация - приспособления живых организмов к условиям существования.

Акклиматизация - индивидуальная адаптация организма к факторам среды.

Ареал - область распространения систематической группы организмов, приспособленных к определённым условиям среды.

Биоценоз - сообщество взаимодействующих организмов разной систематической принадлежности, совместно обитающих на определённой территории.

Биологические ритмы - ритмы активности организмов ( суточные, сезонные, лунные и т.д.)

Биосфера - (глобальная экосистема) - особая активная оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются деятельностью живых организмов.

Генотип - совокупность генов организма.

Генофонд - совокупность генотипов всех особей популяции, вида.

Канцерогены - химические и физические вещества, загрязняющие биосферу, вызывающие возникновение злокачественных образований в организме.

Круговорот веществ (биологический) - синтез и распад органического вещества с участием живых организмов и энергии солнечного света.

Мониторинг - отслеживание какого либо объекта или явления природы и регистрация их состояния.

Озоновый экран - слой атмосферы, содержащий повышенную концентрацию молекул озона (Оз), поглощающих ультрафиолетовое излучение Солнца, опасное для живых организмов.

Природные ресурсы - совокупность природных объектов и явлений, используемых человеком для потребления.

Стресс - состояние физиологического напряжения организма как ответ на внешнее воздействие.

Факторы среды - элементы окружающей природы, действующие на организм (факторы неживой природы, факторы живой природы).

Урбанизация - рост и развитие городов.

Экологическая ниша - характеристика образа жизни вида, которую он ведёт в биоценозе, и использование ресурса для жизнедеятельности.

Экосистема - совокупность совместно обитающих разных видов организмов и среды их обитания, объединённых вещественно - энергетическими и информационными взаимосвязями.

Экоцид - угнетение и гибель различных организмов и экосистем под влиянием антропогенных нарушений нормальных экологических условий.

Задачи к экологическому тренингу.

  1. На лесной поляне, на небольшом расстоянии друг от друга растут два дерева - берёза и сосна. В конце марта, когда снег начинает таять, хорошо видно, что снег быстрее тает под хвойным деревом, а около берёзы долго остаётся почти нетронутым.

Объясните причины этого явления.

  1. Перелётные птицы, приспосабливаясь к сезонным изменениям года, на зиму покидают родные края, а весной возвращаются. Первыми прилетают скворцы.

Вопрос: Какие приспособления имеют скворцы, помогающие им переносить ещё довольно холодное время года ранней весной и отсутствие насекомых?

  1. Растения, произрастая в определённых природных зонах, приспосабливаются к условиям этих зон и отличаются внешним видом и образом жизни. Приспособления, приобретённые растениями в процессе эволюции, закрепляются наследственно. Считается, что большинство комнатных растений является растениями южных мест обитания.

Вопрос: Какие приспособления (или какой образ жизни) у комнатных растений указывают на их «южное происхождение».

  1. Кукушка в народе считается «плохой матерью», подбрасывающей своих детей в чужие гнёзда. Исследователи, изучив жизнь и поведение этих птиц, пришли к выводу, что кукушка - идеальная мать.

Вопрос: Почему кукушка не выводит птенцов сама? Почему птицы не выбрасывают яйцо кукушки из гнезда?

  1. Дождь это жидкая фаза воды. В зависимости от внешних условий дожди могут быть разные.

Вопрос: Какие бывают дожди?

  1. Наблюдения за растениями и животными позволили людям прогнозировать изменение погодных условий. На основании таких наблюдений, созданы

народные календари. Одна из примет народного календаря гласит:- если ласточки летают низко над землёй - быть дождю.

Вопрос: Почему перед дождём ласточки летают низко над землёй?

  1. Влажный воздух за ночь остывает и на рассвете образует туман, который либо оседает на поверхность земли, либо поднимается в атмосферу. Существует народная примета: Если туман поднимется вверх, - будет дождь, если «осядет» вниз - будет хорошая погода.

Объясните это явление.

  1. В природе растения цветут не все одновременно. Одни цветут ранней весной, другие летом и даже осенью.

Вопрос: Какие растения зацветают первыми ранней весной? Какие приспособления имеют цветы этих растений от яркого весеннего солнца и перепада дневных и ночных температур?

  1. Природные ресурсы - вся совокупность природных объектов и явлений, которые используются человеком.

Вопрос: Что такое возобновляемые ресурсы и не возобновляемые?

10.Охрана природы это комплекс мероприятий, которые направлены на сохранение окружающей среды. Один из моментов охраны использование вторичных ресурсов для развития промышленности. Вопрос: Что такое вторичные ресурсы? Зачем нужно использовать

вторичные ресурсы?

11 .Растения и животные, проживая на одной территории, образуют естественные сообщества - леса, луга, болота, озера и т.д.

Вопрос: Какова роль болот в биосфере?

  1. Растения,        приспосабливаясь к окружающей среде, заранее готовятся к перемене погоды.

Назовите растения, которые можно назвать - «растение - барометр».

  1. У        собаки и кошки на теле нет потовых желёз ( у собаки на языке, а у кошки на подошвах). От собаки пахнет «псиной» и это её не волнует. Кошка же постоянно себя моет и не допускает, чтобы от неё чем ни будь, пахло.

Вопрос: Чем объяснить, что кошка постоянно убирает свой запах?

  1. Мы        часто угощаем домашних животных - кошку, собаку конфетами, сладкими пряниками, а потом замечаем, что от таких угощений наши питомцы начинают себя чувствовать хуже.

Вопрос: Почему домашним животным нельзя давать конфеты и сахар?

15.Осенью, убирая опавшую листву, ветки и другой «мусор», мы часто

разводим костёр из них.

Вопрос: Всегда ли целесообразно сжигать листья и стебли? Почему нельзя разводить огонь на почве?

  1. «Мороз        не велик, а стоять не велит» - гласит народная пословица. Холодно зимой животным. Сидит воробей на ветке дерева, нахохлился, не шевелится.

Вопрос: Не лучше ли ему подвигаться, полетать, чтобы согреться?

  1. Солнце        освещает и обогревает Землю в течение 4,5 миллиардов лет.
  2.  Вопрос: Может ли энергия Солнца накапливаться на нашей планете и на всех остальных планетах, которые оно освещает?

Ответы:

  1. а) под сосной меньше снега, так как неопадающая хвоя задерживает снег, б) тёмная сосна нагревается быстрее, а от белого ствола берёзы солнечные лучи отражаются, в) хвойное растение не находится в состоянии покоя зимой и, следовательно, раньше активизирует процесс испарения воды, который также способствует таянию снега около дерева.
  2. а) темный цвет прогревается весенним солнышком более интенсивно,

б) крепкий клюв и лапы помогают разгребать мёрзлую землю в поисках червяков.

  1. а) вечнозелёные лиственные и широколиственные, б) могут цвести в любое время года, согласно южным «биологическим часам», в) не имеют

плотной покровной ткани, какую имеют растения, зимующие в северном полушарии.

  1. а) кукушка поедает мохнатых гусениц, которыми нельзя кормить маленьких птенцов, б) кукушка присматривает за гнездом, в котором отложены яйца, и если они будут выброшены, кукушка может разорить гнездо.
  2. Проливной, моросящий, грибной, слепой, косой, весенний.
  3. Ласточки питаются летающими насекомыми, которые перед дождём из-за повышения влажности в воздухе не могут подниматься высоко, т.к. у них намокают крылья.
  4. Поднимаясь в атмосферу, вода остывает, конденсируется и выпадает в виде дождя.
  5. Первой зацветает Ива козья (верба). Цветы собраны в соцветия (серёжки) и опушены.
  6. Возобновляемые ресурсы - растения, животные и, отчасти, почва. Не возобновляемые - нефть, газ, уголь и др.
  7. Вторичные        ресурсы - отходы одного производства, используемые для другого, Вторичные ресурсы необходимо использовать для того, чтобы экономить естественные и, чтобы не загрязнять биосферу отходами.

11 .Болота являются накопителями пресной воды и участвуют в глобальном круговороте воды в природе.

  1. Комнатное        растение Бальзамин (Ванька мокрый) перед дождём выделяет капли жидкости, одуванчик, осот - перед дождем закрывают цветки.
  2. Кошка        подкарауливает свою жертву и, поэтому, от неё не должно исходить никаких запахов.
  3. Животные,        даже домашние, употребляют пищу, которую могут найти в природе. А, поскольку, в природе нет сахара и пряников, то у животных нет специальных ферментов, расщепляющих эти продукты.
  4. Сжигать        рекомендуется больные и заражённые растения, а здоровые оставлять для образования гумуса, питания некоторых организмов и для укрытия почвы. На почве нельзя жечь огонь, т.к. в огне сгорают почвенные организмы и почки растений.
  5. Распушившись,        воробей сохраняет тепло своего тела. При полёте ветер продувает перья и происходит охлаждение тела.

17.Энергия солнечного света на нашей планете накапливается в виде органического вещества при участии зелёных растений (торф, каменный уголь и др.).

Список литературы к экологическому тренингу:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, «Академия развития», 1998.
  2. Бабенко В.Г. Птицы города. НЦ ЭНАС, М., 2001.
  3. Биологические экскурсии. «Просвещение», М., 1983.
  1. Захаров А.А. Муравей, семья, колония. Изд. Наука, М.. 1978.
  2. Ивченко С. Занимательно о ботанике. Молодая гвардия, 1972.
  3. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников.М., Асаёеша,2002.
  4. Краних Э.М. Громан Г. Изучение животных по методу Гёте. Парсифаль, 1995.
  5. Кустанович С.Д. Рассказы натуралиста. Изд. Наука, М., 1976.
  6. Мир природы и ребёнок. С.Петербург, «Акцидент», 1998.
  7. Реймерс С.В. Азбука природы. М., Знание, 1980.
  8. Стишковская Л.Л. Вечные странники. Жизнь амфибий как она есть. М. Знание, 1988.
  9. Энциклопедия природы России. Птицы. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию «Рыбки живые и игрушечные»

Непосредственно образовательная деятельность  по экологическому воспитанию...

Педсовет «Экологическое воспитание средствами живой природы»

Цель: повысить уровень экологического воспитания детей в ДОУ....

Доклад на педагогическом совете на тему: «Экологическое воспитание средствами живой природы»

Экологическое воспитание- это не только воспитание бережного и заботливого отношения к природе, но воспитание человечности, доброты не только к природе, но и к людям, живущим рядом, к потомкам, которы...

Педагогический совет «Экологическое воспитание средствами живой природы»

Форма работы: устный журнал. План. 1. Актуальность проблемы - заведующая ДОУ. 2. Рубрика Практика. Опыт. 3. Рубрика “Журнал в журнале”. 4. Деловая игра....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Экологическое развитие средствами живой и неживой природы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ«Экологическое развитие средствами живой и неживой природы»...

Экологическое воспитание. Презентация "Живая и неживая природа"

Задачи данной презентации: Формировать умение детей отличать объекты живой природы от объектов неживой, а также природные объекты от искусственных, Расширить представления детей о живой и неживой прир...