Главные вкладки

    Конспект Семейные традиции
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Формирование у детей элементарных представлений о том, что такое семья, род и родословная, семейные традиции и обычаи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_semeynye_traditsii_.docx43.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД

    в подготовительной группе компенсирующей направленности

    «Семейные традиции»

    Выполнила:

    Ермолина Г.А.

    воспитатель МБДОУ д/сад №32

    Г. Кстово

    Цели:

    • формировать у детей элементарные представления о том, что такое семья, род и родословная,  семейные традиции и обычаи;
    • закреплять представление о родственных отношениях в семье;
    • развивать познавательные интересы, логическое мышление, связную речь;
    • закреплять умение объяснять смысл русских пословиц о семье;
    • обогащать словарь архаизмами: рубель, лапти, прялка, печь, ухват, чугунок;
    • воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

    Материал:

    Картины: «Славянская семья», «Старинная русская изба», мини-музей «Реликвии семьи», д/и « Герб семьи».

    Предварительная работа: чтение рассказов, беседы о гербе семьи, о семейных реликвиях, их истории, заучивание пословиц о семье, беседы о пословицах, рассматривание семейных фотоальбомов, составление родословного древа, беседы о предметах старины.

    Ход занятия.

    Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, что такое семья?

    Кого называют родственниками?

    Воспитатель: Правильно. Родственники - это близкие по родству люди.

     Как вы думаете, что означает слово род?

    Дети: Род - это большая семья.

    Воспитатель: А сейчас мы узнаем, какая у вас семья.

    Игра «Герб - семьи».

    На столе разложены карточки (колосок, сердечко, голубь, пирог) символизирующие традиции в семье, каждый из детей выбирает карточку. Воспитатель: Почему вы выбрали эту карточку? Ребенок: Я выбрал карточку колосок, потому что у меня семья большая и крепкая.

    Ребенок: Я выбрала карточку пирог, потому что у меня семья гостеприимная.

    Каждый ребенок рассказывает, почему он выбрал именно эту карточку.

    Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как люди раньше жили в старину? Давайте сядем на машину времени и отправимся в путешествие в далекую старину, во времена наших предков. Присели, закройте глаза. (звучит музыка)

    Воспитатель: Посмотрите куда мы с вами попали?

    Дети: Эта старинная крестьянская изба.

    Воспитатель: Почему вы так думаете? Что вы видите?

    Дети: Одежда у людей необычная, старинная.

    Воспитатель: какую одежду носили люди в старину?

    Дети: Мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали сарафаны, повязывали платочки.

    Воспитатель: Какие предметы вы ещё видите?

    Дети: Кувшин, деревянные ложки, прялка, лапти, чугунок, самовар, рубель.

    Воспитатель: Благодаря машине времени, мы попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу?

    Дети: Родные.

    Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?

    Дети: Семья.

    Воспитатель: У русского народа были свои традиции, обычаи.

     Обычай - это то, что принято делать ежедневно, по привычке.

     Традиции - это давно принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов - детям, внукам и со временем становились традициями.

    Воспитатель: В старину в семьях обязательной семейной традицией было уважение старших. Их  слушались, не смели их перебивать.

    А еще одной прекрасной традицией русской семьи было трудолюбие.

    Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт: быть трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, а в праздники или в свободное время они водили с детьми хороводы. Давайте поиграем в старинную игру «Бабушка Маланья».

    Физкультминутка

    Хороводная игра «Бабушка Маланья».

    У Маланьи, у старушки,

      Жили в маленькой избушке;

    Семь дочерей,

     Семь сыновей,

    Все без бровей.,

     С такими носами,

    С таким ушами,

     С такими глазами,

     С такими усами,

    С такой головой,

     С такой бородой.

    Ничего не ели,

    Целый день сидели,

    На нее глядели,

    Делали вот так.

    Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

    Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают, о чем говорят в тексте:

    закрывают руками брови,

    показывают на нос,

    делают «круглые глаза»,

     изображают усы, показывают на бороду.

    Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок.

    Повторяют за ведущим любое смешное движение.

    Воспитатель: Чему учили бабушки и дедушки своих детей и внуков?

    Дети: Уважать старших, быть трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращаться друг к другу ласково с уважением, помогать друг другу.

    Воспитатель: Расскажите, кто заботится о вас? Как он заботится?

    О ком заботитесь вы? Как?

    Какие хорошие замечательные обычаи были у наших предков, и мы стараемся им следовать, поддерживать эти традиции. Мы говорили о семье, о традициях. Кто из вас знает, что такое семейная реликвия?

    Дети: Это предметы, которые передаются из поколения в поколения и имеют свою историю.

    Воспитатель: А теперь давайте снова сядем на машину времени и вернёмся в свою группу. У нас в группе есть мини-музей. Как называется мини-музей?

    Дети: «Реликвии семьи».

    Воспитатель: Кто из вас расскажет о предмете, который вы принесли в наш музей?

    Дети рассказывают о вещах и предметах, которые они принесли из дома и объясняют, кто их подарил и кому.

    Воспитатель: Почему они дороги вам и вашим членам семьи?

    Дети: Эти вещи, нам очень дороги потому, что они достались от любимых людей.

    Психогимнастика
    Представьте себе, что вы маленькое семечко (дети садятся, сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).
    С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети медленно поднимаются).
    У него набухают почки и раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянутся вверх).
    Растет стебелек (вытягивается тело).
    Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).
    Наступает радостный момент, бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки). Росток превращается в цветущее дерево.
    Воспитатель: «А теперь посмотрите, мы очутились с вами в саду с красивыми деревьями семейного счастья, со своей родословной. Я предлагаю вам на этих деревьях разместить каждый свою родословную».
    Дети размещают фотографии своей семьи на генеалогическом древе.

    Игра  «Кто кому».

    Воспитатель: Русские люди берегли свои семьи, старались сохранить в своих семьях мир, и свой опыт передавали из поколения в поколение в пословицах.

    Назовите пословицы о семье.

    Дети называют пословицы и объясняют их смысл.

    - На что клад, коли в семье лад.
    - При солнышке тепло, при матушке – добро.
    - Вся семья вместе, так и душа на месте.
    - Дерево держится корнями, а человек – семьей.
    - Не будет добра, коли в семье вражда.

    Итог занятия: Молодцы, ребята. Вы рассказали много интересного о своих родных. А что вы расскажите дома своим мамам, папам, дедушкам, бабушкам? (ответы детей).

    Задание на дом: попросите своих родных составить дома генеалогическое древо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».

    Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе.  Проведение совместной традиции в саду  «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».Тема собрания: «Влияние...

    Презентация Проекта «Семейные традиции в вашей семье» семейного клуба ь«Семейный очаг»

    Отчет работы семейного клуба "семейный очаг", по привлечению родителей к внедрению и поддержанию семейных традиций....

    Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

    КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

    Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"

    Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"...

    Статья о семейных традициях или о традициях в детских садах организации и проведения рождественских и пасхальных праздниках.

        Семейные традиции большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря семейным традициям в доме формируется психологический климат, добры...

    "Формирование у дошкольников чувства патриотизма и гражданственности на примере любви и уважения к семейным традициям, традициям государства".

    В дошкольных учреждениях патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с формирования основ патриотизма, привития уважения к Родине и её ценностям. Это воспитание следует начина...