Конспект открытого занятия для детей 6-7 лет по экологии «Богатство нашей планеты Земля. Воздух».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воронина Надежда Николаевна

Неделя педагогического мастерства, показ занятия в параллельной группе. 

Цель: формирование понятия о воздухе, как о богатстве планеты Земля.

Задачи:                                                                                                  

образовательные: обогащать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений, познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией;                                                                    

развивающие: развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности, развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;             

воспитательные: воспитывать у детей умение придерживаться определённых правил поведения в лаборатории, уважительно относиться к мнениям сверстников, выслушивать их до конца, не перебивая.             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_s_vozduhom.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия для детей 6-7 лет по экологии                      «Богатство нашей планеты Земля. Воздух».

Неделя педагогического мастерства, показ занятия в параллельной группе.

                                               Воспитатель: Воронина Надежда Николаевна                                                                            МБДОУ «Детский сад №5 «Сказка»                                                                                 г. Рассказово Тамбовская обл.                                                                       2016 г.

Цель: формирование понятия о воздухе, как о богатстве планеты Земля.      Задачи:                                                                                         образовательные: обогащать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений, познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией;                                                                развивающие: развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности, развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;                 воспитательные: воспитывать у детей умение придерживаться определённых правил поведения в лаборатории, уважительно относиться к мнениям сверстников, выслушивать их до конца, не перебивая.             Материалы:                                                                                                    1 опыт: целлофановые пакеты, деревянные зубочистки на 10 чел;                              2 опыт: прозрачный стакан с водой, трубочка на 10 чел.;                                                 3 опыт: баночки, бутылочки, крышки от фломастеров на 10 чел., шарик;                      4 опыт: апельсин, лук, чеснок в закрытых сосудах;                                                            5 опыт: весы из линейки, два надутых одинаково шарика; прозрачный пластиковый контейнер, кусок резины и резиновая игрушка (5 шт.);                          6 опыт: маленькая бутылочка, шарик, прозрачные ведра с горячей и холодной водой.                                                                                                    Пёрышки, султанчики на 10 чел.; акварель (5 шт.), пластиковая трубочка, ½ альбомного листа на 10 чел.                                                                                         Ход занятия.                                                                             Организационный момент.                                                                                    - Здравствуйте, ребята. Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Надежда Николаевна. (Дети называют свои имена по очереди.)                                                     - Вот мы и познакомились, теперь и я знаю, как вас зовут. Я предлагаю вам, ребята, сегодня поговорить о воздухе, как о богатстве нашей планеты Земля. (Слайд №1.) Вам на этом занятии будет очень интересно. (Предложить детям сесть на стульчики.)                                                                                                                 1 часть.                                                                                                         - Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (Слайд №2.)                                                   - Правильно! А что необходимо, для жизни человеку? (Слайд №3.)                                  - Молодцы! Пища нам нужна, чтобы кушать и набираться сил, вода нам нужна, чтобы пить. А для чего нам нужен воздух? (Чтобы дышать.)                                               - А вы знаете, сколько человек может прожить без еды? (До 30 дней.) А без воды? (До 10 дней.) А без воздуха? (Несколько минут.) Сделайте глубокий вдох, выдох. (Клик.)                                                                                                         - Воздух, ребята, это дар природы, это богатство нашей планеты Земля.  Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов там проводят различные опыты, кто-нибудь знает, как это помещение называется? (Лаборатория. Слайд №4.)                    - Сегодня для вас я организовала небольшую лабораторию в вашей группе, вы не против?                                                                                                            В лаборатории, ребята, надо соблюдать определенные правила:                                 1. соблюдать тишину,                                                                                 2. не перебивать друг друга,                                                                         3. не мешать друг другу при проведении опытов;                                                 4. работать тихо, аккуратно, внимательно наблюдать за происходящим.      - Я приглашаю вас в нашу лабораторию, где мы с вами как настоящие учёные будем проводить опыты. (Дети проходят к столам.)                                                 - Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы, уважаемые учёные.                                                                                          Мы опыты начинаем,                                                                        Интересно здесь бывает.                                                                Постарайтесь все понять,                                                                        Много можно здесь познать.

2. часть.

Опыт №1 «Как поймать воздух?»

- Итак, начнем наши опыты.

  • Как вы думаете, можно ли поймать воздух? (Ответы детей.)

- Сейчас мы с вами попробуем это сделать. Возьмите на столе целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух вот так. (Взмахом воспитатель ловит воздух.) Закрутите пакеты.

  • Что произошло с пакетами?
  • Что в них находится?
  • Какой он?
  • Вы его видите?

- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

  • Что вы чувствуете? (Ответы детей.)
  • Когда мы с вами можем ещё почувствовать воздух? (Когда дует ветер.)
  • Почему? (Потому что ветер - это движение воздуха.)

Вывод: воздух можно почувствовать.

Опыт №2 «Как увидеть воздух?» 

- А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей.) Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, немного вдохнуть и подуть в другой конец трубочки.

  • Что вы увидели? (Пузырьки воздуха.) 
  • Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо.
  • В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет.) 
  • Почему? (Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.)

Вывод: с помощью трубочки и ёмкости с водой можно увидеть воздух.

Опыт №3 «Как услышать воздух?»

  • Как вы думаете, ребята, можно ли услышать воздух? (Ответы детей.)

- Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или надуть и сдуть шарик, то можно услышать воздух. Возьмите бутылочку, крышечку или баночку и подуйте вот так. (Дует с краю.)

  • Что вы слышите? (Ответы детей.)
  • А у меня на столе, есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? (Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух.)
  •  Что мы слышим? (Писк, это воздух.)
  • С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки, крышечки и шарик).
  • А почему, когда дует ветер, мы слышим вой, свист? (Потому что он залетает в трубы, открытые окна и двери и мы слышим эти звуки.)

Вывод: воздух можно услышать разными способами, даже когда дует ветер.

Опыт №4 «Чем пахнет воздух?»

  • А как вы думаете, можно ли почувствовать запах воздуха? Как? (Ответы детей.) 

- Сам воздух, ребята, не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там готовят, жарят котлеты или пекут пироги.

- Давайте с вами это проверим, я предлагаю вам с закрытыми глазами ощутить ароматы, которые я для вас приготовила. (Одна часть детей узнаёт запах лука, другая – чеснока, а третья – апельсина.) 

- Вы замечательно справились. Молодцы!

Вывод: воздух не имеет запаха, но может переносить запахи.

- Мы смогли воздух поймать, мы его почувствовали. Мы увидели воздух, услышали его. Он принёс нам запахи. Давайте с вами выясним, а имеет ли он вес. Хотите, узнаем?

Опыт №5 «Имеет ли воздух вес?»

- Я сделала вот такие весы. У меня есть два одинаковых шарика. Я их вешаю на края весов.

  • Какие они по весу? (Одинаковые.)

- А сейчас я проколю один шарик и выпущу из него воздух.

  • Что показывают нам весы? (Спущенный шарик стал легче.)
  • Почему? (В нём не стало воздуха.)

- У вас на столе есть такие предметы: резиновая игрушка и кусок резины.

  • Как вы думаете, что тяжелее? Возьмите в руки и почувствуйте, что тяжелее. (Резиновая игрушка.)
  • Опустите кусочек резины в воду. Что вы видите?

(Он утонул.)

  • А теперь опустим в воду резиновую игрушку.

(Она не тонет.)

  • Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины?
  • Что внутри игрушки? (Воздух.)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Опыт №6 «Что происходит с воздухом при нагревании или охлаждении?»

- Давайте посмотрим, что произойдет с воздухом, если его нагреть. Я возьму простой шарик и надену его на пустую бутылку. Но бутылка не совсем пустая, она заполнена воздухом. У нас есть два ведра, в одном горячая вода, а в другом холодная.

  • Как вы думаете, что произойдёт с шариком, если бутылку я буду опускать в горячую воду? Давайте посмотрим. (Шарик надулся.)
  • А если я буду опускать его в холодную воду? Давайте посмотрим. (Шарик сдувается.)

Вывод: воздух при нагревании, расширяется и поднимается вверх, а при охлаждении опускается вниз.

Физкультминутка. Дети берут пёрышки и дуют на них. Чьё пёрышко улетит дальше? А затем, предложить положить пёрышки и взять в руки султанчики.

  • Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик?
  • Нужно ли также сильно дуть? (Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.)

- Уважаемые учёные, предлагаю вам сесть, обсудить наши опыты и сделать выводы. (Слайд №5.)                                                                                                  - Ребята, если мы с вами всегда будем дышать чистым воздухом, то мы будем меньше болеть и будем умнее. В чистом воздухе много кислорода, который нужен и растениям, и животным, и людям. Вот когда мы делали дыхательные упражнения, то кровообращение в нашем головном мозге улучшилось, а значит, наша голова не болит, легче думается и нам совсем не трудно понимать и отвечать на вопросы.

  • Как вы думаете, мы  всегда дышим чистым воздухом?
  • Что, по вашему мнению, загрязняет воздух?
  • Что вы должны делать, для того чтобы воздух был чистым?

Беседа по слайдам №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12, №13, №14, №15, №16.

3 часть.                                                                                                         - Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (Ответы детей.) Такая техника рисования называется кляксографией. Хотите попробовать? Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.)                                               Заключительная часть.                                                                                 - Итак, мы сегодня провели множество опытов.

  • Скажите, вам понравилось проводить опыты в нашей лаборатории?
  • Какой опыт вам показался интересным больше всего?
  • Что вы сегодня узнали нового?
  • Как называется техника рисования воздухом?

- Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Молодцы, ребята, мне с вами было очень интересно! А вам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом).

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом). Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к иссл...

конспект открытого занятия в старшей группе по экологии "Богатство нашей планеты Земля"(эксперимент с воздухом)

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

«Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)».

Тема: «Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)»....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и ...

Видео занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)

МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»  Ичалковского муниципального района Республики Мордовия» с. Кемля     Тема: «Открыт...