Тема проекта: «Югра – мой край родной»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Удовина Наталья Юрьевна

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Проект по ознакомлению старших дошкольников

с родным краем

« Югра – мой край родной»

Подготовили: Удовина Н.Ю.

Сонина А.А.

Тема проекта: «Югра – мой край родной»

Краткая аннотация проекта.

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог - родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности; оказание адресной помощи семьям в вопросах художественно-эстетического развития детей и подведения результатов сотрудничества. Педагогическая работа содержит практический материал: перспективное планирование взаимодействия с родителями, сценарии и конспекты мероприятий с семьями воспитанников. Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников.

Актуальность.

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.

      Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

     Данные исследования и определили подход в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале. Наш проект направлен на ознакомление детей с Югрой, с родным краем, с малой Родиной.

      Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми,  консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края, городов Югры,  познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном городе и крае – ХМАО - Югра.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с понятиями «наш край», «поселок», «тайга» и с названиями городов и округа.

2. Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Юргы.

3. Развивать у детей нравственные качества личности, через ознакомление с родным поселком, краем.

4. Воспитывать интерес к природе и желание заботиться о животных и растениях нашего края.

5. Стимулировать стремление слушать сказки и другие фольклорные жанры.

6. С помощью других видов деятельности развивать логическое мышление, внимание, память, двигательную активность.

7. Развивать интерес  детей  к подвижным играм коренных народов Югры.

Прогнозируемый результат.

У каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного поселка, народов крайнего севера и природе Югорского края. Он получит знания о природных и культурных особенностях жизни Югры.

Основное содержание проекта.

Срок реализации проекта: сентябрь-май

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта:

  • Уголки краеведения «Наш край – Югра»
  • Перспективный план мероприятий по проекту
  • Фонотека музыкальных произведений
  • Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО-Югре
  • Картотека подвижных игр коренных народов Севера
  • Консультации для родителей «Праздники народов ханты и манси», «Орнаменты народов ханты и манси»
  • Словарь терминов «Азбука Югры»

Работа с детьми перед началом проекта:

  • Беседа на тему: «Где ты живёшь?»

Цель: Выявить знания детей о том, где они живут: В каком поселке?  Крае? Стране? Домашний адрес? Какие улицы поселка вы знаете? Как зовут родителей? Какие звери, птицы живут в нашей тайге? Растения? Коренное население?

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: организация комплексной работы  по реализации задач проекта

Форма организации:

  • Беседы с детьми.
  • Организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера.
  • Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным поселком.
  • Слушание музыкальных и литературных произведений.
  • Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.

Форма организации:

  • Слайдовая презентация «Мои родители работают в Югре»
  • Конкурс рисунков «Мой край – Югра».
  • Макет «Наш край»

План реализации проекта

Перспективный план мероприятий по проекту

Срок реализации

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Октябрь

ь

Отгадывание загадок народов Севера

Приложение

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения

Дидактическая игра «Чьи следы».

Консультация «Мир зверей и птиц Югорского края»

Разучивание подвижных игр

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Рассматривание презентации

«красная книга Югры»

Участие родителей в подборке фотографий

«Ознакомление детей с кустарниковыми растениями Югры»

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Ноябрь

Чтение рассказа «Смородинка» Е.Пермяк

Чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река» «Путешествие в страну нефти» Т. Царенко.

Составление рассказов, фотовыставка «Мои родители работают в Югре»

Художественное творчество. Лепка «Баю – бай, засыпай!»

«Экскурсия по музею Ханты –народы Севера в детском саду»

Разучивание подвижных игр

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Декабрь

Беседа «Профессии взрослых Югры»

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу».

Конкурс совместных с детьми рисунков на тему «Мой край - Югра»

Чтение хантыйской сказки «Мышка»

Январь

 «Как белки приспосабливаются к условиям зимы»

Консультация  «О любви к родному краю»

Разучивание подвижных игр

Февраль

 Аппликация «Девочка в малице и кисах»

Консультация

 «Орнаменты ханты и манси»

Дидактическая игра «Разложи предметы по домам».

«Путешествие по городам Югры»

Помощь в создании макета «Наш край»

Март

Чтение хантыйской сказки «Идэ»

Дидактическая игра «Найди свой дом»

Рисование: «Украшение хантыйской утвари орнаментом»

Творческая мастерская «Наш край» - поделки из природного материала совместно с детьми.

Слайдовая презентация

«Мой край – Югра»

Консультация «Праздники народов ханты и манси»

Апрель

Чтение хантыйской сказки

Рисование : «Рекордсмены Югры»

Дидактическая игра «Животные Севера»

Май

Дидактическая игра

«Путешествие по городам Югры»

Слайдовая презентация

«Мой край – Югра»

Ресурсы проекта:

Временные – осень, время в режиме дня детского сада и в домашних условиях (самостоятельная работа воспитанников с родителями).

Информационные – литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет-ресурсы.

Человеческие (кадровые) – воспитатели,

Материально-технические – аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией об Югре.

- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия  народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.

- фонотека музыкальных произведений;

- уголки краеведения в группах «Наш край – Югра»;

- изобразительные материалы

- наборы предметных картинок «Животные Севера», «Птицы», «Рыбы», «Деревья», «Ягоды», «Грибы» и др.

- подборка произведений детских писателей, стихи, пословицы, поговорки о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире Югры, родном крае.

Партнеры проекта: воспитатели групп старшего дошкольного возраста, дети, родители.

Целевая аудитория – проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Некоторые элементы проекта можно использовать в начальной школе. Данный проект может быть использован в практике любым воспитателем дошкольного учреждения.

Особенности проекта: по характеру создаваемого продукта – практико-ориентированный, творческий; по количеству создателей проекта – групповой; по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой; по продолжительности – долгосрочный (сентябрь-май; по профилю знаний – межпредметный; по уровню контактов и уровню организации – на уровне образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты

Результат деятельности детей:

Образовательная область «Познание»:Дети познакомятся ближе со своим поселком и краем Югрой, с культурой местного населения ханты и манси, научатся узнавать и называть  памятные места поселка, профессии взрослых (жителей Югры), расширят знания о некоторых представителях  животного и растительного мира, смогут отразить свои  впечатления в продуктивных видах деятельности, повысят интерес к окружающему миру своего края.

Образовательная область «Коммуникация»: Расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.

Образовательная область «Художественное творчество»: Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.

Образовательная область «Социализация»: Дети будут испытывать чувство гордости  за своих родителей, свой поселок, край.

Продукты  деятельности детей:

  • Выставки детского творчества

Результат деятельности педагогов:

  • Систематизация работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с родным поселком и краем – Югрой.
  • Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Продукты  деятельности педагогов и родителей:

  • Словарь терминов «Азбука Югры»
  • Обновление уголков краеведения «Наш край – Югра»
  • План реализации проекта
  • Картотека подвижных игр коренных народов Севера
  • Консультации для родителей

Перспективы дальнейшего развития проекта

Работа над реализацией проекта длилась с сентября по май учебного года. Представленный проект технологичен, так, как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

     В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по проекту, представить свой опыт педагогическому сообществу, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приемов в работе с воспитанниками.

Литература:

  1. Бочарников В.А. «Под северным солнышком», 1980
  2. Дудников Н.Ф. «Мой дом Север», 1996
  3. Журнал «Стерх», № 1, 1993
  4. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
  5. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008
  6. Сборник стихов «Не бойся пурги», 1981
  7. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
  8. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
  9. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995
  10. Снегирев Г.Я. «Тунгус и верный», 1985
  11. Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010
  12. Царенко Т.М. «Путешествие в страну нефти», 2002
  13. Царенко Т.М. «В некотором царстве, в некотором государстве», 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Югра – мой край родной»

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»...

Аннотация к проекту "Югра наш край родной"

Проект направлен на формирование у детей представлений о родном крае, культуре и быте народов Севера....

Проект -"Югра -мой край родной"

Усвоение экологических знаний в дошкольном возрасте...

Проект на тему:"Югра-мой край родной"

Проект "Югра- мой край родной"- долгосрочный,на 2 года.Цель данного проекта-создание условий для формирования знаний о родном крае!...

Проект " Югра – мой край родной"

Проект " Югра - мой край родной" краткосрочный реализован в ДОУ совместно с родителями и детьми приурочен к день рождению округа....

Педагогический проект "Югра - мой край родной" с детьми старшего дошкольного возраста

Цель проекта: Расширять представление детей о своем родном  крае - Югре, о жизни и традициях коренных народов «ханты и манси», природе , его животном и растительном мире, о городе Ура...

Проект " Югра- мой край родной"

Югорская земля- это край,удивляющий своей красотой, щедростью и величем. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, распологают к неторапливому повествованию, размышлению...