ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
методическая разработка по окружающему миру на тему

Колмык Елена Константиновна

В статье рассматриваются подходы к содержанию экологического воспитания дошкольников, дидактические игры и возможное их использование в качестве эффективного средства формирования экологической культуры. Также изложен собственный опыт работы по данной теме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колмык Е.К.,

воспитатель

МБДОУ «ЦРР-д/с «Василёк» г. Абакан, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

В процессе экологического воспитания реализуется один из основных принципов современного ФГОС ДО - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Экологическое воспитание включено в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.

Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формировании начал экокультуры ребенка и определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой; роль же детского сада, в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.

Юный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к идеалам красоты, гармонии эмоциональному единству с живой и неживой природой. Ребёнок чувствует чужую боль, остро воспринимает несправедливость своих и чужих поступков, стремится к подражанию, справедливым делам и поступкам. Ребёнок старшего дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют в игре свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. В жизни детей дошкольного возраста она является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало.

Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:

развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;

доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;

ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;

в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;

позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.

В настоящее время, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Дидактические игры - это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр: предметные - это игры с использованием различных предметов природы («Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т.д.); настольно-печатные -  игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы», «Кто где живет», «Во саду ли в огороде», «Большой-маленький», «Времена года», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом» и т.д.); словесные - игры, не требующие никакого наглядного материала («Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?», «Чья это работа?», «Что сначала, что потом», «Назови одним словом», «Рыбы-птицы-звери», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое» и т.д.); творческие игры - строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые, в ходе которых обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

Дидактические игры использую на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в свободной деятельности детей. При создании игровых ситуаций опираюсь на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях. (Красная Шапочка идет через лес к бабушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах). Применяю игровые обучающие ситуации с привлечением игрушек - аналогов, с использование литературных персонажей хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Винни Пух и др.).

Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происходят встречи с Лесовичком. Они проходят в разное время года и способствуют расширению у детей знаний о сезонных изменениях в природе, о представителях животного и растительного мира, умению устанавливать причинно-следственные связи, формированию эмоционально - положительного, бережного отношения к природе.

При использовании игровых обучающих ситуаций у дошкольников возникают положительные эмоции, как от самой игры, так и оттого, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков.

Применение игровых обучающих ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Большое значение для экологического воспитания в дошкольном учреждении имеет организация предметно-пространственной среды.

При организации развивающей предметно-пространственной среды в помещении группы с учетом ФГОС ДО учитываю следующие факторы: содержательная насыщенность, соответствующая возрастным возможностям детей и содержанию Программы, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.

В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении выделяют следующие:

речь педагога,

методы и приемы разных сторон речи детей.

специальное оборудование для каждой группы.

Применяя принцип зонирования группового помещения, совместно с родителями создала предметно-развивающую среду, которая способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений и животных, в библиотеке просмотреть книги энциклопедического содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины пейзажной живописи, в игровом центре, содержащим необходимые атрибуты к играм, удовлетворить основную потребность в игре.

В группе оборудованы тематические уголки:

уголок природы, в котором дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений и животных.

«уголок интересных вещей» - включает наборы различных материалов природных и бросовых в закрытых емкостях для ознакомления с их свойствами, оборудование для экспериментов - воронки, емкости, приборы - лупа, весы, часы, модели времен года, предметы рукотворного мира для обследования.

книжный уголок, в котором дети могут просмотреть книги энциклопедического содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины пейзажной живописи. Включает также познавательную литературу, тематические альбомы «Птицы нашей Родины», ««Животные средней полосы России», «Животные Арктики и Антарктики», «Лиственные деревья», «Хвойные деревья», «Что дает людям вода», «Без почвы нам не обойтись», «Зачем нужен воздух», наглядный материал о многообразии животного и растительного мира нашего края, развивающие игры и пособия с учетом регионального компонента. Для знакомства с различными природно-климатическими условиями, условиями жизни на Земле сделала подборку дидактических игр. Совместно с родителями приобрела познавательную литературу, развивающие игры и пособия с учетом регионального компонента.

Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.

Использую следующие формы работы с родителями: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями; общие и групповые родительские собрания; консультации; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно-пространственной среды; работа с родительским комитетом группы; анкетирование.

Подготовила консультации по теме: «Стимулирование познавательной активности детей дошкольного возраста», «Дидактические игры о природе дома», «Речевые игры о животных по дороге домой», «Поиграйте с детьми дома», оформила папку-передвижку на тему: «Что нужно делать для поддержания интереса детей к миру природы».

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного познавательно-речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Иванова А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология»  / А. И. Иванова. - Новокузнецк: Изд. ИПК, 1999. – 72 с.

Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.

Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

Николаева, С. Формирование начал экологической культуры / С. Николаева //Дошкольное воспитание. - 1999. - №8-12.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемного обучения в процессе экологического воспитания

Для успешного усвоения детьми материала по экологическому воспитанию ис пользую новый метод- проблемное обучение. В статье раскрываются методы проблемного обучения , способы создания пр...

Использование дидактической игры, как средства экологического воспитания дошкольников

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок доброжелателен. Необходимо чтобы игра погружала детей в любимую деятельн...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В ознакомлении детей с природой широко используются р...

«Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2020 г. Часть 5.

laquo;Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам междун...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...