Главные вкладки

    Конспект по опытно-экспериментальной деятельности " Волшебница вода."
    опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Кирова Надежда Николаевна

    Конспект НОД  по опытно-экспериментальной  работе с детьми средней группы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_2_o_vode.docx24.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    опытно-исследовательской

    деятельности с детьми

    средней группы

    на тему: " Волшебница вода."

                                   

                                                                           Составила и провела

                                                                           воспитатель МКДОУ

                                                                          " Шварцевский  д/с"

                                                                            Кирова Н. Н.

    Цель: развивать познавательную активность в процессе ознакомления

    с окружающим.

    Задачи. Образовательные: познакомить со значением воды для всего

     живого ( вода - источник жизни.) Закрепить свойства воды: жидкость,

      без вкуса, без цвета, запаха, текучая, прозрачная, её можно вылить,

     налить, перелить. Сформировать навыки экономного расходования

     воды в домашних условиях.

     Развивающие: развивать у детей познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Развивать диалогическую речь детей, обогащать словарный запас за счёт слов, обозначающих свойства воды.

    Воспитательные: воспитывать аккуратность  при выполнении опытов, закрепить правила безопасности поведения во время проведения  экспериментов с водой.

    Предварительная работа: наблюдение на прогулке в разные времена года  за дождём,  снегом. Закрепляли свойства снега, льда, проводили опыты  с водой, со снегом, рассматривали снежинки.

    Интеграция  образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы.

    Материал к занятию: баночки с водой, пустые баночки, пуговицы, сахар, соль, лимон, глобус.

    Средства ИКТ: презентация, проектор, экран, ноутбук.

                                           Ход.

    Воспитатель. Ребята, сядьте на коврик, закройте глаза, руки положите свободно и послушайте звуки. Представьте что они вам напоминают.(звучат  шум моря, дождя, капли воды )

    - Что вы слышали? ( ответы детей )

    Воспитатель. А сейчас послушайте загадку:

                                  Она и в озере,

                                  Она и лужице,

                                  Она и в чайнике

                                  У нас кипит.          

                                  Она и в реченьке

                                  Бежит, журчит. Что это?.

     Дети.  Вода.

     Воспитатель. Правильно, вода.

     Вот сегодня мы с вами и поговорим о воде.

     Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

     Дети.  В луже, в море, в океане

               И в водопроводном кране

              Как сосулька замерзает,

              В дом туманом к нам вползает.

              На плите у нас кипит,

              Паром чайника шипит,

              Растворяет сахар в чае.

             Мы её не замечаем, мы привыкли, что вода

             Наша спутница всегда!

             Без неё  нам не умыться, не наесться, не напиться!

             Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!

    Человек  без еды может обойтись несколько дней, но без воды не обойдётся.

    -- Для чего ещё кроме питья, нужна вода человеку?

    Слайд №1. ( умываться, купаться, готовить еду, стирать бельё, поливать растения.)

    Слайд № 2  "Кому нужна вода?"

    -- Вода нужна  не только человеку, но и всему живому на земле: для рыб, некоторых растений и животных - это среда обитания, все растения без воды гибнут.

    Воспитатель. Отгадайте загадку:

              На ноге стоит одной,

              Крутит, вертит головой.

              Нам показывает страны,

              Реки, горы, океаны.

    - Что это?

    Дети. Глобус.

    Воспитатель.  Что такое  глобус? ( это наша планета)

    --Что на глобусе показано голубым цветом. (моря, океаны)

    --Много ли воды на нашей планете?

    Но не всю воду можно пить, потому что  в морях, океанах вода солёная. Пресной  воды мало.

    -- Итак, воды живым существам нужно много,  а на планете её не хватает, поэтому её надо экономить.

                  Вода - это чудо природы,

                  И нам без неё не прожить

                  Вода - достоянье народа,

                  И ей мы должны дорожить.

    --А что же такое вода? ( это жидкость,  она течёт, её можно налить во      что-нибудь)

    Воспитатель.  А теперь я предлагаю аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Что происходит с водой?

    Дети.  Она льётся.

    Воспитатель.  Почему она льётся?

     Дети.  Вода льётся, потому что она жидкая.

    Воспитатель. А  сейчас возьмите в одну руку пустой стакан,  а в другую стакан с водой. Что можно  сказать о стакане с водой?  Какой он?

    Дети.  Тяжёлый.

    Вывод. Вода имеет вес, она тяжёлая.

    --Имеет ли вода цвет? Давайте проверим.

        (На столах вода, молоко.)

    --Посмотрите и расскажите о цвете воды (какая она).

    Дети.  Вода прозрачная, бесцветная.

    Воспитатель.  Давайте положим в стакан с водой пуговицу.  Что вы видите в воде?

    Дети.  Пуговицу.

    Воспитатель.  Почему вы видите её?

    Дети.  Потому, что вода прозрачная.

    Воспитатель.  В стакан с молоком  тоже положите пуговицу. Вы видите её?

    Дети.  Нет.

    Воспитатель. Почему?

    Дети. Вода прозрачная, а молоко нет.

    Воспитатель. А есть ли форма у воды? У меня на столе разные ёмкости, заполненные водой ( баночка. бутылка, блюдце, кубик, графин )

    - Какую форму имеет вода? ( ответы детей )

    Вывод:  вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.

    Воспитатель. Вода имеет цвет ?

    Дети. Нет, вода бесцветная.

    Воспитатель.  А вода может изменить свой цвет. ( на столе 2 стакана с водой, зелёнка и марганцовка)

    --Сейчас в воду добавлю кристаллик ( марганцовку) и посмотрим, что произойдёт с водой.

    Дети.  Изменила цвет.

    --Какого цвета стала вода?

    Дети.  Розового.

    Воспитатель.  А теперь в другой стакан я капну капельку( зелёнку).

    --Какого  цвета стала вода?

    Дети: зелёного.

    Воспитатель.  А теперь вы попробуйте изменить цвет воды, окрасить её. Возьмите кисточку,  обмакните в краску и опустите в стакан с водой. Что произошло?

    Дети.  Вода стала цветной.

    Воспитатель.  Верно, вода окрасилась.

    -А теперь мы с вами немного отдохнём.

       Физкультминутка.

    К речке быстро мы спустились,

    Наклонились и умылись.

    1.2,3,4  Вот так славно освежились

    А теперь поплыли дружно

    Делать так руками нужно.

    Вместе раз - это брас.

    Одной,  другой - это кроль.

    Все как один, плывём как дельфин.

    Вышли на берег крутой

    И отправились домой.

    Воспитатель.  А сейчас вернёмся к нашим опытам.

    --А теперь понюхайте воду. Попробуйте на вкус. ( вода без запаха и безвкусная )

    Попробуем изменить вкус воды. У вас на столах соль и сахар, возьмите ложечку  и положите : в один стакан - соль,  в другой- сахар. Какие  изменения  произошли с водой?  ( у воды появился вкус: одна стала соленая, а другая - сладкая).

    Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

    Добавим в воду кусочек лимона. Понюхайте.( появился запах).

    Воспитатель.  Ребята, в самоваре кипела вода. ( поднимаю крышку самовара )  Что вы видите?

    Дети.  Над самоваром  поднимается пар.    

    Воспитатель.  При нагревании вода начинает испаряться и поднимается вверх. Накроем самовар стеклом  и посмотрим, что получится.

    На стекле  появились капельки. Они появились из пара.  Значит пар - это тоже вода.

    В природе происходит круговорот воды.  Зимой капельки  воды превращаются в снежинки, в реках и озёрах  превращается в лёд. Весной  пригревает солнышко тает снег, лёд, вода начинает испаряться, превращается в пар, собирается в облаке  и  выпадает летом в виде дождя.  

    Отгадайте загадки: ( Слайд № 3 )

    1. Каплями в траве сверкает,

        Флору утром украшает.

         переливами краса...

         Как зовут её?..  ( роса )

                                                           2. Он по крышам барабанит, 

                                                                       Водой брызгает,  играет

                                                               Летом, для садов хорош...

                                                                Как зовём его мы... ( дождь )                                                              

        3.Над рекою он клубится

           На луга, как снег ложится,

           Влез за ворот и в карман ...

           Как зовут его?... ( туман )

                                                           4.  Он, прозрачный,  как стекло,

                                                                Рыбкам зиму жить тепло.

                                                                А когда весна придёт,

                                                                Что у нас растает?    ( лёд )  

       5. Он белый и пушистый,

           На солнце серебристый.

           С неба делает набег...

            Как зовут его все?... ( снег )                                                

      Вывод:  вода - жидкое вещество, она льётся, течёт. не имеет цвета,    запаха и вкуса. Становится  цветной, если в неё налили краску,  приобретает соответствующий вкус и запах,  если  в неё добавили соль, сахар, лимон. Вода  бывает разной температуры:  холодная, комнатной ,  горячей, кипятком.  Вода меняет своё состояние: на морозе превращается в лёд, при нагревании - в пар. Сильный пар  можно заметить, когда  вода кипит. Вода имеет большое значение для жизни человека. Она нужна всем: растениям, животным, человеку. Человеку нужна  пресная вода. Такая  вода есть в реках, озёрах, родниках,  под землёй.

    Читаю стихотворение.

               В природе путешествует вода,

               Она не исчезает никогда:

              То в снег превратится, то в лёд,

              Растает - и снова  в поход.

              По горным вершинам, широким  равнинам,

              Вдруг в небо взовьётся, дождями , вернётся,

              Вокруг оглянитесь, нас окружает везде и всегда

              Эта волшебница, чудо- вода!  

    Рефлексия. Предлагаю детям  показать интересно им было или нет с помощью карточек ( солнышко - если было интересно, "солнышко с тучей - если было не интересно )

    В конце сюрпризный момент - приходит капелька и угощает детей конфетами.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебница вода"

    Поисковая активность является одним из самых главных и естественных проявлений детской психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир. В основе познавательно – исследовательской ...

    Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности. Тема: "Ах, картошка!".

    Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади картофель"....

    Конспект занятия по исследовательской деятельности " Волшебница - вода"

    Конспект занятия по исследовательской деятельности в среднейпятницу группе " Волшебница- вода"...

    Конспект НОД по познавательной деятельности "Волшебница вода"

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «...

    Конспект занятия по исследовательской деятельности «Волшебница вода»

    НОД по экспериментированию «Волшебница вода»...

    конспект нод по экспериментальной деятельности "Волшебница- вода"

    конспект нод по экспериментальной деятельности "Волшебница- вода"...