Главные вкладки

    Образовательная деятельность "Зимующие птицы"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Шапорева Марина Борисовна

    Зимующие птицы.

     

    Цель: формирование у детей представления о зимующих птицах.

     

    Задачи:

    1. ОО «Познавательное развитие»

    Уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешне виде, питании, особенностях жизни в зимующих условиях

    2. ОО «Речевое развитие»

    Учить составлять описательный рассказ о зимующих птицах.

    3.ОО «Физическое развитие»

    Развивать координацию движения, умение соотносить слова с движением.

    4. ОО «Социально-коммуникативное развитие»

    Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимующих условиях.

    5. ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    Развивать у детей мелкую моторику, воображение, творческое мышление. Способствовать снятию эмоционального напряжения через музыкальное сопровождение.

    Предварительная работа. Рассматривание иллюстрации птиц, беседа «Почему у каждой птицы разный клюв?», конструирование из бумаги птиц (бумагапластика).

    Формы работы. Индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Методы и приемы:

    - эвристический: разгадывание кроссворда;

    - словесный: описательный рассказ о зимующих птиц, отгадывание загадок;

    - наглядный: игрушка попугай, птицы без клювов, корм для птиц: разнообразная крупа, семечки, муляжи (колбаса, фрукты, сыр и т. д.);

    - практический: музыкальное сопровождение, подбор клювов к птицам, кормление птиц, конструирование из бумаги голубя, раскрашивание его;

    - игровой: сюрпризный момент (игрушка попугай), подвижная игра «Птицы», дидактические и речевые игры.

    Оборудование: картинки с изображением птиц;

    - разрезные картинки с изображением птиц;

    - картинки птиц без клювов;

    - картинки клювов без птиц;

    - кроссворд;

    - лист бумаги;

    - пшено, семечки и т. д. (корм для птиц)

    - корзинка для подарков;

    - игрушка попугай.

    Ход образовательной деятельности.

     

    1. Организационный момент. Дети заходят в группу здороваются с гостями.

    Воспитатель: ребята к нам прилетел попугай, его зовут Кеша. Он живет в Африке, где нет зимы и снега. Кеша просит рассказать ему о наших птицах, которые не улетают на юг. Расскажем ему?

    Дети: расскажем.

    2. Воспитатель: ребята, давайте мы все вместе разгадаем кроссворд и узнаем о каких птицах мы сегодня расскажем Кеше. Подходите ближе к мольберту.

     

     

    с

     

     

    с

    к

    г

     

    в

     

    и

    о

    о

    в

    р

    и

    с

    н

    р

    л

    ь

    о

    р

    н

    з

    и

    м

    у

    ю

    щ

    и

    е

    и

    ц

    у

    б

    г

    а

    с

    г

    м

    а

    ш

    ь

    а

     

    т

    и

    а

     

    к

     

    е

    р

     

    а

    л

    ь

     

     

    ь

     

             

     

    Для того чтобы разгадать кроссворд нам нужно отгадать загадки, загадывай …..свою загадку.

    Ребенок: кто поляны белит белым,

                     И на стенах пишет мелом,

                     Шьет пуховые перины

                     Разукрасила все витрины?             (Зима)

    Дети: зима.

    Воспитатель:….... загадывай загадку.

    Ребенок: Спиною зеленовата,

                      Брюшком желтовата,

                      Черная шапочка

                      И полоска шарфика.               (Синица)

    Дети: Синица.

    Воспитатель: кто еще загадает загадке?

    Ребенок: В зимний день среди ветвей

                    Стол накрыли для гостей.              (Кормушка)

    Дети: кормушка.

    Воспитатель: кто еще загадает загадку?

    Ребенок: Гладенький, аккуратненький.

                     Урчит, воркует,

                     Дружка целует.             (Голубь)

    Дети: Голубь.

    Воспитатель:………загадывай загадку.

    Ребенок: Гуляет в поле,

                     Да не конь,

                     Летает на воле,

                     Да не птица.           (Вьюга)

    Дети: вьюга.

    Воспитатель: кто загадает следующую загадку?

    Загадывай……..

    Ребенок: Весной веселит, летом холодит,

                     Осенью питает, зимой согревает.            (Роща)

    Дети: роща.

    Воспитатель: и нам осталось отгадать две загадки.

    Загадывай……..загадку.

    Ребенок: Северные гости

                     Клюют рябины грозди,

                     Так нарядны, ярки,

                     На головах хохолки!             (Свиристели)

    Дети: Свиристель.

    Воспитатель: и последняя загадка.

    Ребенок: Черногрудый, красногрудый,

                     Он везде найдет приют.

                     Не боится он простуды-

                           С первым снегом тут как тут.         (Снегирь)

    Дети: Снегирь.

    Воспитатель: ребята, прочитайте какое слово у нас получилось?

    Дети: зимующие.

    Воспитатель: о каких птицах мы расскажем Кеше?

    3. Воспитатель: ребята, расскажите Кеше каких зимующих птиц вы знаете?

    Дети: Синица, Снегирь, Ворона, Сорока, Свиристель, Галка, Голубь, Дятел, Чечетка, Королек, Воробей.

    Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением птиц.

    Воспитатель: ребята, а как живется птицам зимой?

    Дети: голодно птицам, насекомые в спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе корм. Перьевые «шубки» птиц защищают от холода, но не от голода.

    Воспитатель: ребята, проходите на ковер, мы поиграем в очень интересную игру. Разбейтесь на три группы по четыре человека. Из разных частей нужно собрать каждой группе по две картинки.

    Д/и. «Собери птицу».

    Воспитатель: собрали?

    Дети: да.

    Воспитатель подходит к первой группе детей.

    Воспитатель: как называется эта птица?

    Дети: это Снегирь.

    Воспитатель: расскажите о снегире, где обитает? Чем питается? Какой окрас оперения?

    Дети: Снегирь- красногрудый, голубовато-серый с черной шапочкой, подбородком, крыльями и хвостом, белым подхвостьем и полоской на крыле. Клюв: черненький, толстенький, широкий и тупой. Летом живет в лесу. Зимой прилетает ближе к людям. Питаются Снегири семенами из ягод рябины, можжевельника и шишками хмеля. Любят семена березы и ольхи.

    Воспитатель: кто расскажет нам о этой птице?

    Воспитатель показывает на Ворону.

    Дети: это Ворона.

    Она важная, горластая. Питается мышами, кротами, мелкими птенцами, насекомыми, яйцами других птиц, рыбой, зрелыми ягодами.

    Вороны обитают на свалках и в городах.

    Ворона большая, черная. Клюв большой, согнутый на конце.

    Воспитатель подходит ко второй группе детей.

    Воспитатель: кто расскажет про этих птиц?

    Дети: это Дятел.

    Глаза у него красного цвета. Верхняя часть спины, головы и шеи синя-черного цвета. Брюшко серовато-белое, на голове красное пятнышко. Клюв острый, черный. Живут Дятлы везде где есть деревья. Питаются Дятлы муравьями, жуками, разными насекомыми, которых достают из дерева. Осенью питаются семенами шишек.

    Воспитатель: а это какая птица?

    Дети: это Синичка.

    Летом она живет в лесу, на окраинах полей. Зимой прилетает ближе к людям в город. Летом Синицы поедают бабочек, жуков, мух, комаров. Осенью и зимой питаются зернами пшеницы, ржи, кукурузы, семенами сосны, ели, липы, березы. Синички часто любят прилетать на кормушки, любят сало не саленое. У Синицы желтое брюшко с черной полоской от грудки. Голова черная с белым чепчиком, грудка черная, крылья и хвост черные.

    Воспитатель: об этой птички кто нам расскажет?

    Воспитатель показывает на голубя.

    Дети: это Голубь сизокрылый. Голуби живут у берегов рек, около кустарников, в городах рядом с людьми. Голубь питается семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев, иногда поедают насекомых, любят зерна пшеницы, семечки. Отбросами человеческой пищи. У Голубя шея и грудь пепельно-зеленого цвета. Крылья у Голубя зеленовато-серые.

    Воспитатель: а об этой красавице кто расскажет?

    Воспитатель показывает на сороке.

    Дети: это Сорока белобока длиннохвостая, пестрая. Голова, шея, спина и грудка черные, животик беленький. Клюв большой. Живет Сорока в лесу и в городах. Сорока поедает яйца других птиц, ест ягоды, насекомых, как ворона сорока тоже ест мышей.

    4. Воспитатель: ребята, мы с Кешей из ваших рассказов о птицах, заметили, что птицы едят разную пищу. Почему?

    Дети: потому что у них разные клювы.

    Воспитатель: ребята, подойдите к столу. Посмотрите на столе лежат иллюстрации птиц. Но у них чего-то не хватает. Чего у них нет?

    Дети: у них нет клювов.

    Воспитатель: давайте каждой птичке найдем свой клюв.

    Д/и. «Подбери клюв птице».

    5. Воспитатель: я предлагаю поиграть в игру «Птицы».

    Вставайте в круг. Я буду называть только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой. Топайте.

                       Прилетели птицы:

                       Голуби, Синицы,

                       Мухи и Стрижи.

    Дети: топают.

    Воспитатель: что неправильно?

    Дети: мухи.

    Воспитатель: а мухи это кто?

    Дети: насекомые.

    Воспитатель: Прилетели птицы:

                             Голуби, Синицы,

                             Аисты, Вороны,

                             Галки, макароны.

    Дети: топают.

    Воспитатель: что неправильно?

    Дети: макароны.

    Воспитатель: а макароны что это?

    Дети: продукты.

    Воспитатель: Прилетели птицы:

                            Голуби, Синицы,

                            Чижи, Чибисы,

                            Сойки и ужи.

    Дети: топают.

    Воспитатель: что неправильно?

    Дети: Ужи.

    Воспитатель: ужи кто это?

    Дети: змеи.

    Воспитатель: Прилетели птицы:

                            Голуби, Синицы,

                            Галки и Стрижи,

                            Бабочки и Чижи,

                            Аисты, кукушки,

                            Даже Совы-сплюшки,

                            Лебеди и Утки,

                            И спасибо шутки!

    Дети: топают.

    Воспитатель: что не так?

    Дети: бабочки.

    Воспитатель: бабочки кто это?

    Дети: насекомые.

    6.Воспитатель: ребята, подходите к столу. Клювы мы птицам подобрали. А теперь давайте их покормим. Каждую птицу нужно покормить тем кормом, которым она питается.

    Д/и. «Найди корм для птиц».

    Воспитатель: всех птиц покормили?

    Дети: да.

    7. Воспитатель: я предлагаю сделать из бумаги Голубя и подарить Кеше. Когда он прилетит к себе домой в теплые края. Он не только расскажет своим друзьям о наших зимующих птицах, но и еще передаст им наши подарки. Присаживайтесь за столы, мастерите голубя и раскрашивайте его.

    Оригами «Голубь».

    Сделали? Дарите Кеше своих голубей.

    8. Воспитатель: о каких птицах мы сегодня говорили?

    Дети: о зимующих.

    Воспитатель: как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

    Дети: зимой мы будем кормить птиц.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Птица счастья""

    Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Птица счастья".   Цель НОД - прродолжать поддерживать интерес к истории русского народа, через знакомство с предмет...

    Планирование воспитательно-образовательной работы "Птицы"

    ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 23.04.12 — 27.04.12)Тема: «Птицы»Группа: 1 младшаяЦель: «Сформировать представление о птицах»Итоговое мероприятие: Развлечение «Птицы» Да...

    Образовательный проект "Птицы - наши друзья"

    Проект о взаимоотношениях человека с природой и ее обитателями.Задачи проекта познакомить детей с жизнью перелетных и оседлых птиц,систематизировать знания о жизненых проявлениях птиц (питание,рост,ра...

    Непосредственно образовательная деятельность "Птицы у кормушки". Образовательная область "Художественное творчество"

    План-конспект непосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область: Художественное творчество. Возрастная группа: СтаршаяТема недели: «Зима, зима – кругом зима!»Продукти...

    Образовательный проект "Птицы"

    В этом проекте есть цели и задачи. Поэтапно спланирована вся работа на протяжении всего учебного года....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Птицы"

    НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе....

    Непосредственная образовательная деятельность «Птица счастья» (для детей 6-7 лет)

    В ходе деятельности дети знакомятся с птицей Стерх. Решаются задачи направленные на воспитание доброжелательного отношения к птицам....