Главные вкладки

    Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста
    картотека по окружающему миру (младшая группа) по теме

    Мубаракшина Лиля Рафиковна

    1. Игры для развития зрительного восприятия:

    • Открой коробочку (цвет, форма, величина)

    • Укрась ёлочку шарами (цвет, форма)

    • Напои куклу чаем (цвет)

    • Весёлые зонтики (цвет, форма)

    • Наряди снеговика (цвет)

    • Грибочки по местам (цвет)

    • Цветные варежки (цвет, форма)

    • Кораблики (цвет, форма)

    • Подари матрёшке бусы (цвет, форма)

    • Большой, маленький (величина)

    • Разложи по цвету (цвет, форма)

    • Волшебная коробка (цвет, форма, величина)

    2. Игры для развития слухового восприятия:

    • Курочка с цыплятами

    • Разноцветные шумелки

    • Где звенит?

    3. Игры для развития обонятельного восприятия:

    • Чем пахнет?

    4. Игры для развития осязательного восприятия:

    • Сюрприз

    • Пересыпалочки

    • Наряди мишку

    • Озорные ладошки

    • Следы на песке

    • Тонет, не тонет

    5. Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий:

    • Маленький секрет

    • Угости куклу конфетой

    • Поймай шарик

    • Застёжки

    • Весёлые шнурочки

    • Прищепки

    • Закрути ленточку

    • Достань колечко

    • Вот некоторые из игр моей картотеки:

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад № 26».

    Картотека дидактических игр для развития

    сенсорных способностей детей

    раннего возраста

                                                             Составила:

                                                               Воспитатель:  

     МубаракшинаЛ.Р.

    Открой коробочку (цвет, форма, величина)

    Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

    Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.

    Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая) ; в умении соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку!», познакомить с понятиями «один» (одна) – «много».

    Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много.

    Укрась ёлочку шарами

    Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.

    1 вариант: используем кружочки двух основных цветов

    2 вариант: используем кружочки четырёх основных цветов

    3 вариант: используем кружочки дополнительных цветов.

    Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы«Какая это форма? Какого цвета этот кружочек?»

    Весёлые зонтики

    Цель: упражнять в различении и назывании четырёх основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

    Материал: карточки с зонтиками, разноцветные кружочки.

    Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Зонтик порвался. Что же делать? Чтобы дождь не замочил, надо зонтик заштопать, поставить круглые заплатки!»

    Усложнение: упражнять в различении оранжевого и фиолетового цвета.

    Наряди снеговика

    Цель: упражнять в различении и назывании четырёх основных цветов (одного дополнительного: оранжевого, развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение от результата своей деятельности.

    Материал: карточки со снеговиками, ведёрки, лопатки, пуговки – кружочки.

    Взрослый предлагает нарядить снеговика: подобрать по цвету лопатку, шапочку и пуговки. Задаёт вопросы: «Что это? Какого цвета?»

    Цветные варежки

    Цель: упражнять в различении и назывании четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; в умении соотносить цвет, развивать мелкую моторику, координацию движений рук

    Материал: карточки с варежками, кружочки и квадратики четырёх основных цветов и дополнительных: оранжевого, коричневого, фиолетового.

    Взрослый предлагает подобрать кружочки и квадратики в соответствии с цветом варежки, задаёт вопросы: «Что это? Какая форма? Какого цвета?»

    Кораблики

    Цель: упражнять в различении двух основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

    Материал: карточки с корабликами двух цветов, кружочки и квадратики двух цветов.

    Взрослый предлагает закрыть окошечки в корабликах, задаёт вопросы о форме и цвете.

    2 вариант: карточки с корабликами, где присутствуют четыре цвета.

    Курочка с цыплятами (шумовые коробочки)

    Цель: упражнять в различении громкости звучания шумовых коробочек: громко, тихо; развивать моторику.

    Материал: шумовые коробочки в виде курочки и цыплят (внутри «киндер-сюрприза» разные наполнители: песок, горох, бобы, крупа) .

    Взрослый предлагает послушать, как гремит курочка, цыплята, упражняет в определении громкого и тихого звучания. Предлагает покормить курочку с цыплятами, спеть про них песенку.

    Разноцветные шумелки

    Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое Материал (бросовый, природный): пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) .

    звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

    Усложнение: развивать восприятие цвета.

    Чем пахнет?

    Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.

    Материал: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями. Баночки оформлены как цветы.

    Усложнение: упражнять в назывании цвета.

    Взрослый создаёт игровую ситуацию: «На полянке выросли цветы. Давайте их рассмотрим и понюхаем! Чем они пахнут? Какого они цвета?»

    Сюрприз

    Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику.

    Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.

    1 вариант: сюрприз – игрушки

    2 вариант: сюрприз – геометрические формы.

    Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови!»

    Пересыпалочки

    Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки

    Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла..

    Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть! Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку!»

    Наряди мишку

    Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов: красного, синего, жёлтого, зелёного, познакомить с гладкой и шероховатой поверхностью «мишки» и его одежды, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

    Материал: мишки трёх размеров, разноцветная одежда к ним с гладкой и шероховатой поверхностью (из бархатной бумаги) .

    2 вариант: упражнять в различении величины: большой и маленький, используя приём наложения.

    Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Мишки собираются на праздник. Помоги мишкам нарядиться!» Задаёт вопросы: «Какого цвета платье? Какая поверхность? Где гладко?» и другие.

    Озорные ладошки

    Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета.

    Материал: картонные ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из бархатной, наждачной бумаги) разного цвета.

    Взрослый предлагает погладить ладошки, упражняет в различении гладкой и шероховатой поверхности.

    Тонет, не тонет

    Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

    Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.

    Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает».

    Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.

    Маленький секрет

    Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

    Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.

    Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там?» Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?

    Угости куклу конфетой

    Цель: Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

    Материал: Коробочки, оформленные в виде матрёшки, куклы, пуговки.

    Усложнение: упражнять в различении цвета.

    Взрослый создаёт интерес к игре: «К нам в гости пришла матрёшка. Угости её конфетами!»

    Усложнение: «Угости жёлтой конфетой!»

    Застёжки

    Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

    Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде деревца с яблоками, в виде пирамидки, домика, цветка и т. п.

    Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Собери урожай яблок! Разбери и собери пирамидку. Собери домик!» и т. д. Задаёт вопросы: «Какого цвета яблоко (колечко пирамидки, крыша домика, окошко, труба, лепесток цветка? Какой формы?

    Закрути ленточку

    Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая» (ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

    Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.

    Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие.

    Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАРТОТЕКА дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

    КАРТОТЕКАдидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

    перечень дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...

    Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

    КАРТОЧКА№1Игра «Найди цветочек для божьей коровки»Цель: развитие цветового восприятия, формирование навыков соотнесения предметов по цветуМатериал: 4 цветка: красного, синего, желтого, зел...

    Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

    Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой.Мир фантазии, выдумки связан у детей с игрой. Во все исторические времена...

    Картотека "Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста".

    КартотекаДидактические игры по сенсорному воспитаниюдетей раннего возраста....

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

    Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - к...