Главные вкладки

    Педагогический проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с космосом
    проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Акопян Алина Спартаковна

     

    Тема: «Наша планета-Земля»  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon pedagogicheskiy_proekt_2016-2017.zip41.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Зоряночка»

    Утверждаю

    Заведующий  МБДОУ

    Д/с №8 «Зоряночка»

    ________ С.Ю. Месикова

    «___»____________20    г

     Педагогический проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с космосом

    Тема:

    «Наша планета-Земля»

        Подготовила

      Воспитатель:

    Акопян А.С.

     

    Ессентуки 2016-2017

    Вид проекта.

     Долгосрочный,  групповой.

    Участники проекта.

     Дети старшей группы, воспитатель, родители.

    Время реализации проекта.

     Сентябрь 2016 – апрель 2017год.

    Актуальность.

     Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребёнка. Для лучшего освоения детьми старшей группы материалов по разделу «Окружающий мир» тема «Космос» была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка.  Занятия направлены на развитие умственных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание мероприятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

    Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных  восприятий к четким понятиям». 

    Коротко рассказать о космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизвестные планеты Солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе мною выбрана проектная методика. Система работы по теме "Космос" предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.


    Методы и средства реализации проекта.

    Данный проект на тему «Наша планета -Земля» разработан для детей старшей группы, где рекомендованы занятия различной формы организации, а также различные формы совместной деятельности педагога и детей, детей и родителей. Система познавательно-эстетических занятий предполагает использование: различных видов бесед, занятия по изобразительной деятельности, конструирование, занятий-игр. Детям предложен наглядный материал: карта-схема Солнечной системы,книги материков: Австралия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Европа и Азия, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т. д.

    В процессе занятий дети учатся моделировать, рассуждать, анализировать.

    При проведении работы учитываются возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание занятий ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.

    В ходе занятий дети закрепят представления о планетах Солнечной системы,получат представления  о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца и своей оси,о материках: Австралия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Европа и Азия.  Закрепят значение слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».

    Данные занятия развивают логическое мышление, творческое воображение, а также умение детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.

    При реализации проекта использованы вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное занятие и т. д. Содержание данного проекта позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка, ориентированной на уникальные отношения ребенок – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые строятся на сопереживании, помощи, взаимном сотрудничестве.

     

    Проблема.

    Способствовать развитию у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

     Цель проекта.

     

     Развитие естественно – научных представлений детей о космосе,о планете-Земля.

      

    Задачи проекта:

    Для детей.

    1) Закрепить детские представления о Вселенной, Солнечной   системе и ее планетах.

    2) Сформировать первоначальное представление о планете,  на которой мы живем, планета Земля.

    3) Продолжать вызывать  интерес к космосу.

    4) Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля.

    5) Дать представление из чего состоит наша планета Земля.

    (сколько воды на земле? внутренее строение земли.)

    6) Материки планеты Земля.

    (Европа, Азия, Антарктида, Австралия, Африка, Северная и Южная Америка)

    7) Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала.

    8) Воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете.

    9) Воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.

    10) Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление; интерес к познанию окружающего мира, развивать творческие способности детей, внимание.

    11) Развивать моторные функции ребенка,  речевой слух, воображение, наблюдательность.

    12) Учить применять полученные знания в разных формах деятельности.

    13) Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.

     Для родителей.

    1) Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов.

     2) Поддерживать у родителей потребность в совместной творческой деятельности с детьми.

    3) Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы.

    4) Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах.

    5) Установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам.

    6) Возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений.

    Для педагогов.

    1) Создавать условия для получения детьми удовольствия от общения.

    2) Активизировать творческий потенциал педагогов.

    3) Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей.

    4) Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.

    5) Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Наша планета-Земля».

    Интеграция  образовательных  областей:

    1) «Познавательное развитие»; 

    2) «Речевое развитие»; 

    3) «Художественно-эстетическое развитие»;

    4) «Физическое развитие»;

    5) «Социально-коммуникативное развитие».

    Предполагаемые результаты:

     

    Дети

    1) Дети 5-6 лет закрепят  первоначальные знания о космосе, об освоении космоса, о космонавтах.

    2) Будут иметь представления о планете- Земля.

    3) Будут знать чем отличаются между с собой материки (Европа, Азия, Антарктида, Австралия, Африка, Северная и Южная Америка).

    4) Пополнение словарного запаса детей по теме «Наша планета-Земля».

    5) Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта.

    6) Появление у детей чувства гордости за достижения в отечественной космонавтике.

    7) Повышение познавательной активности.

    8) Заинтересованность детей темой , проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

    9) Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.

    10) Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.

    Родители

    1) Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

     2) Совместный поиск оптимальных форм организации деятельности детей и   взрослых.

    3) Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.

    4) Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

    Педагоги

    1) Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).

    2) Распространение педагогического опыта в использовании электронных образовательных ресурсов.

    3) Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.

    4) Повышение профессионализма воспитателей в вопросах работы с семьями воспитанников.

     5) Удовлетворенность работой.

     

    Формы работы.

    Организованная образовательная деятельность.

    Беседы-рассуждения.

    Беседы-общения.

    Самостоятельная творческая деятельность.

    Составления рассказов.

    Развлечения.

    Мероприятия по реализации проекта

     «Наша планета - Земля».

    Образовательная область

     «Познавательное развитие».

    НОД «Голубая планета — Земля!» 

    НОД «Наша планета-Земля».

    НОД «Звездное небо».

    НОД «Космос».

    НОД «Этот загадочный космос».

    НОД  « Земля - наш общий дом!»

    Рассматривание иллюстраций о космосе в книгах и энциклопедиях. Конструирование из деталей конструктора «ЛЕГО» («Ракета»).

    Опыт «Свойства солнечных лучей».

    Опыт «Как происходит смена дня и ночи».

    Просмотр видеоролика «Каким он парнем был».

    Просмотр мультфильма «Тайна третей планеты».

    Образовательная область

    «Речевое развитие».

    Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе.

    Заучивание наизусть стихотворений Я.Аким «Земля», Григоре Виеру «Ракета», А.Жаро «Герой человек».

    Отгадывание загадок о космосе.

    Чтение энциклопедий о космосе.

    Чтение рассказа М.Реброва «Дом в космосе».

    Чтение рассказа В.Медведева «Звездолет Брунька».

    Чтение Албанской сказки «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили»; Чтение сказки народов Сибири «Небесный олень».

    Рассматривание иллюстраций к книгам: «Атлас Земли», «Географический атлас для детей».

    Атласы- "Австралия","Антарктида","Африка", "Северная Америка","Южная Америка","Европа","Азия".

    Образовательная область

    «Социально-коммуникативное развитие».

    Беседа «Солнце и космос».

    Беседа «Этот загадочный космос».

    Беседа «Звезды – огромные шары».

    Беседа о созвездиях.

    Беседа « Земля - планета Солнечной системы».

    Беседы  "Австралия","Антарктида","Африка", "Северная Америка","Южная Америка","Европа","Азия".

    Беседа «Первооткрыватели космоса».

    Составление рассказа «Космическое приключение» (моделирование); Упражнение «Закончи предложение».

    Словесная игра «Возьми интервью у космонавта».

    Сюжетно – ролевая игра «Космос», «Мы – космонавты», «Космическое путешествие».

    Дидактическая игра «Созвездие», «Выкладывание фигур из счетных палочек «Ракета».

    Образовательная область

    «Физическое развитие детей».

    НОД «Путешествие на планету Здоровинка»;

    Беседы о здоровом образе жизни: «Правильное питание», «Закаливание», «Вредные привычки».

    Космические» физкультминутки.

    Гимнастика для глаз «Космос».

    Пальчиковая гимнастика «Планеты», «В космос мы с тобой летали»; Дыхательная гимнастика «Покорители космоса».

    Эстафета «Космическое соревнования».

    Подвижные игры «Самолѐты», «Солнце и планеты».

    Малоподвижная игра «Инопланетяне».

    Образовательная область

    «Художественно-эстетическое развитие».

    Лепка.

     "Ракета", "Летающие тарелки и пришельцы из космоса", коллективная "Солнечная система","Планета-Земля".

    Рисование.

    "Я- житель планеты Земля","Космическое пространство", "Космические фантазии", "В космосе".

    Аппликация.

    "Солнечная система", "Планета -Земля", "Космос", "На чем и зачем люди летают в космос".

    Этапы реализации проекта

    1 этап

    • Закрепление  первоначальных знаний детей о космосе.
    • Информация родителей о предстоящей деятельности.
    • Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.

    2 этап

    • Проведение по разработанной технологии;
    • Работа с родителями по заданной теме
    • Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.

    3 этап

    • Организация выставки детского рисунка.
    • Организация выставки совместной работы "Родитель и ребенок".
    • Совместный с родителями познавательно-тематический праздник "Мы дети Солнца".
    • Презентация модели Солнечной системы.
    • Коллективное панно "Дети планета-Земля".

    1 этап

    Подготовительный.

    Разработка проекта.

    На первом этапе разработали перспективный план работы, подготовили материалы, различные ресурсы для работы по проекту. Разработка проекта строилась по следующему плану:

    а) довести до участников проекта важность данной проблемы.

    б) подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Космос-это интересно».

    в) подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.

    г) подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

    д) составить план мероприятий.

    Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

    Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.

    Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики.

    Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.

    Удовлетворять их запросы можно только при условии отказа от «школьных» методов обучения и учете специфики  мыслительных процессов детей первых семи лет жизни.

    Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.

     Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей, тестирование, анкетирование детей и родителей.

    2 этап

     Основной.

    Реализация проекта.

    На этом этапе была проведена работа по перспективному плану, проведение непосредственной образовательной деятельности с детьми.

    Просмотр электронной презентации «Как человек космос осваивал».

    Просмотр мультфильмов «Тайна третей планеты», «Незнайка на Луне».

    Был составлен  тематический план распределения деятельности детей и взрослых в соответсвии с особыми названиями образовательных центров.Работа по проекту осуществлялась в различных направлениях.

    Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д. В процессе деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе.

    При проведении работы учитывались возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание деятельности ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.

    В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».

    Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.

    При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.

    Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.

    Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования. Суть тематического планирования в том, что:

    • при ознакомлении с окружающим миром дети знакомились с новой темой посвященной космосу;
    • все остальные виды деятельности (развитие речи, лепка и другие) продолжают данную тему;
    • родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;
    • праздники, досуги, викторины не только помогают закреплять и совершенствовать знания детей, но и дают возможность реализовать эти знания в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных).

    Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть принципы дошкольной дидактики:

    • Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
    • Принципы последовательности.
    • Принцип систематичности.
    • Принцип повторности.
    • Принцип наглядности.

    В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т.д. Все эти формы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.

    Первоначальные представления о Вселенной, о первом полете на Луну, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дошкольники получали отправляясь в космические путешествия в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.

    Большой популярностью среди воспитанников пользуются дидактические игры «Звездный путь», «Разные картинки», «Подбери одежду для космонавта», цель которых - закрепление полученных знаний.

    Творчество по теме «Наша планета-Земля» предполагает полет фантазии, свободе самовыражения и конечно, знания и представления о вселенной, Солнечной системе, космических исследованиях и путешествиях. Разве есть еще более значимое и эффективное средство для закрепления полученных знаний и активизации желания получить новые.

    Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса.

    Итогом нашей работы пор проекту станет познавательно-тематический праздник «Мы дети- Солнца».  

    3 этап

     Результативный

    Продукты проекта

     В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

    Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

    Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

    Для детей:

    • книжки-самоделки «Мое созвездие», «Загадки о космосе»;
    • конструирование ракеты из бумаги, из коробок, из бросового материала;
    • лепка из соленого теста «В далеком небе, или звездное небо», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса». «Покорители космоса», «Знаки зодиака»;
    • работа с бросовым материалом « Пришельцы их космоса»;
    • выставка книг о космосе;
    • разгадывание ребусов о планетах, разгадывание кроссворда «Загадки астронома».

    Для педагогов:

    • разработка тематического проекта по теме: «Космос» для детей и взрослых;
    • подбор компьютерных презентаций;
    • выставка книг, энциклопедий о космосе;
    • подбор материала для родителей: папки-раскладки, фотогазеты;
    • подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
    • изготовление картотеки подвижных игр, физминуток, динамических пауз по теме.

    Для родителей:

    • папки-раскладки о космонавтах, информационные стенды и газеты, посвященные Дню космонавтики;
    • выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;
    • познавательно –тематический праздник «Мы дети -Солнца».

    План-график работ

    • Сентябрь
    • Позание «Наша планета Земля».
    • Чтение научно-познавательной литературы по выбранной теме проекта «Наша планета Земля».
    • Октябрь
    • Обогащение предметно-развивающей среды.
    • Оформление наглядного пособия совместно с родителями «Строение Земли».
    • Ноябрь
    • Познание «Подземные богатства Земли».
    • Уголок – макет планеты «Где мы живём».
    • Декабрь
    •  Интервью с детьми «Мои дела на  планете Земля».
    •  Художественное творчество детей совместно с родителями на тему: «Планета Земля глазами детей».
    • Январь
    •  Познание «Земля – наш общий дом».
    •  Коллаж «Животные жарких стран».
    • Февраль
    • Лепка экзотических животных.
    • Викторина «Земля - живая планета».
    • Март
    • Беседа «Цепочки в лесу».
    • Аппликация животные Австралии.
    • Апрель
    • Коллективная работа "Дружные дети планеты-Земля"
    •  Итоговое мероприятие - развлечение "Мы дети -Солнца"

     

    Мониторинг достижений детей

    по теме:

     «Наша планета-Земля»

    осуществляется по следующим направлениям:

    1. Интеллектуальная компетентность:


    а) способен самостоятельно выделять и пополнять объем содержательных сообщений;
    б) способен обобщать освоенные знания и представления
      сведениями из личного опыта;

    в) понимать с помощью моделей значение слов на тему «Наша планета-Земля».

    2. Эстетическая компетентность:


    а) умеет замечать необычное в обыденном;
    б) способен
      выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира;
    в) способен выразить субъективно – оценочное отношение в продуктах деятельности.


    3. Речевая компетентность:

    а) способен составлять рассказы, используя модели, схемы;

    б) свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания.

    Мониторинг

    Средства мониторинга:

     1) Игры .

     2) Беседы.

     3) Обобщающие и проблемно – поисковые ситуации.

     4) Вариативно – игровые задания.

     

     Учебный план

    Образователь

    ная область

    Название темы

    Задачи

    Срок реали

    зации

    Физическое развитие.

    Космические физкультминутки

    Гимнастика для глаз «Космос».

    Пальчиковая гимнастика «Планеты», «В космос мы с тобой летали»; Дыхательная гимнастика «Покорители космоса».

    Эстафета «Космическое соревнования».

    Подвижные игры «Самолѐты», «Солнце и планеты».

    Малоподвижная игра «Инопланетяне».

    Развитие физических качеств ,накопление и обогощение двигательного опыта.Формирование потребности в двигательной активности  и физическом совершенствовании.

    Организация и проведение различных тематических подвижных игр. Формирование представлений о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитание потребности быть здоровым.

    Улучшить точность ориентировки в пространстве; учить двигаться легко, действовать после сигнала; развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание. Приучать к самостоятельному выполнению правил. Воспитание самостоятельности в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников

    сентбрь-

    апрель

    Социально-коммуникативное развитие.

    Сюжетно-ролевые игры:

       "Космос", "Мы – космонавты", "Космическое путешествие".

    Дидактические игры:

    "Созвездие" "Выкладывание фигур из счетных палочек" "Ракета".

    Беседы : "Австралия","Антарктида","Африка", "Северная Америка","Южная Америка","Европа","Азия".

    Беседы:

    «О космосе»,

    «О космонавтах», «О первом выходе человека в открытый космос», «Зачем нужно изучать космос?»,

     «О космических телах», «Звезды», «Звезда по имени «Солнце»».

    Развивать у детей умение самостоятельно распределять роли и развивать сюжет игры, формировать ролевые диалоги.

    Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь. Развивать речь детей.

    Развивать память, логическое мышление, умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо признаку; упражнять в умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии.

    Сформировать у детей понятия: «космос», «солнечная система», «космическое тело», «метеорит», «комета», «галактика», «млечный путь», «созвездие». Развивать кругозор, воображение, любознательность. Воспитывать уважение к труду космонавтов.

    Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку.

    сентябрь-апрель

    Познавательное развитие

    Рассказывание по картине «Животные в космосе».

    Чтение стихов о космосе.

    «Ракета летит к звездам»

    «Покорение космоса».

    Просмотр и обсуждение презентации «День космонавтики»«Планеты»

    «Почему в космос летают на ракете?»

    «Летательные аппараты (ракета)»

    «Полет в космос»

     

    Продолжать обогащать знания детей и расширять представления о космосе. Продолжать учить составлять полные предложения, используя свои ранее полученные знания. Воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине.

    Закреплять умение двигаться в заданном направлении; объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5); учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей последовательности, обозначать результат сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.

    Продолжать обогащать и расширять знания детей о космосе и космической технике; развивать у детей представления о принципе работы реактивного двигателя, о назначении воздуха для полета самолета. Развивать патриотические чувства и любовь к Родине.

    Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов. Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий. Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

    Познакомить с элементарными сведениями о летательных аппаратах.

    Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Развивать умение оперировать одним, двумя и тремя свойствами. Учить принимать активное участие в воссоздании силуэта в играх моделирующего характера  по образцу. Упражнять детей в счете на слух. Продолжать учить детей  обобщать предметы по форме, размеру, цвету. Воспитывать умения помогать друг другу и попавшим в беду.

     Расширять представления о космических телах.

     сентябрь-апрель

    Речевое развитие

    Чтение рассказов: М.Реброва «Дом в космосе».

     В.Медведева «Звездолет Брунька».

    Албанская сказка «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили»; «Небесный олень».

    Стихотворения: О. Ахметова

    «В космосе так здорово!»,

    Р. Алдонина «Звезды»,  

    С.А. Есенин «Звезды»,

    Г. Бойко «Мы собираемся в полет»,

    Загадки о

    космосе.

    Заучивание наизусть стихотворений Я.Аким «Земля», Григоре Виеру «Ракета», А.Жаро «Герой человек».

    Совершенствование диалогической речи (умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их) и монологической речи.Развитие навыков творческого рассказывания. Приобщать детей к поэзии.Учить детей строить предложения типа суждений. Ввести в активный словарь детей слова: воздушный шар, самолет, вертолет, ракета, пилот, космонавт. Упражнять в произнесении изолированного звука «л».Расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Продолжать работу над развитием связной речи. Закреплять умение отвечать на вопросы.Расширять представлений детей о космосе. Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способности сопереживать его герою. Развивать умение внимательно слушать чтение взрослого, личностного отношения к произведению. Продолжать работу по формированию интереса к книгам. Развивать литературную речь. Развивать умение разгадывать  загадки. Тренировать память и внимание. Воспитывать уважение к труду космонавтов.

    сентябрь-апрель

    Художественно-эстетическое  развитие

    Лепка.

     "Ракета", "Летающие тарелки и пришельцы из космоса", коллективная "Солнечная система","Планета-Земля".

    Рисование.

    "Я- житель планеты Земля","Космическое пространство", "Космические фантазии", "В космосе".

    Аппликация.

    "Солнечная система", "Планета -Земля", "Космос", "На чем и зачем люди летают в космос".

    Учить детей лепить планеты. Учить делать совместные поделки, согласовывая свои замыслы с замыслами других детей. Развивать навыки работы с пластилином, приемы раскатывания, растягивания, расплющивания. Развивать мелкую моторику руки.

    Закреплять умение детей соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов, составлять изображение из готовых частей, самостоятельно вырезать мелкие детали. Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать творчество, образное восприятие, образные представления, воображение.

    Учить детей тонировать мокрый лист бумаги акварельными красками. Продолжить учить рисовать кончиком кисти гуашью точки, передавая образ звездного неба.

    Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.

    Воспитывать у детей интерес к аппликации. Учить правильно держать ножницы и действовать с ними: разрезать поперек узкие, затем широкие полосы. Учить составлять изображения предметов из отдельных частей последовательно их наклеивать.

     Закреплять навыки рисования. Развивать фантазию воображение.

    Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звездами, планетами, кометами и т.д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.

    Продолжать расширять представления детей о космосе. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

    сентябрь-апрель

    Список используемой литературы:

    1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

    2. Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно - методическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010.

    3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. – М.: ООО «Элизе Трейдинг», 2002.

    4. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

    5. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

     6. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с космосом

    Статья носит методический характер. В ней представлены формы работы с детьми по ознакомлению с космосом в соответствии с установками ФГТ. в статье есть приложение: проект творческой игры на тему "Полё...

    Педагогический проект: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"

    Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у  детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:1. Обобщить и ра...

    Проект по ознакомлению детей подготовительного дошкольного возраста с космосом «Путешествие в космические дали»

    Для лучшего  освоения детьми подготовительной  группы материалов по разделу «Окружающий мир», тема «Космос» была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личн...

    Проект по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с космосом «Путешествие в космические дали»

    Предлагаю вашему вниманию проект по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с космосом «Путешествие в космические дали». Проект краткосрочный...

    Педагогический проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения".

    Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.Задачи:   обобщение и расширение знаний...

    Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с космосом

    Для лучшего  освоения детьми старшей  группы материалов по разделу «Окружающий мир» тема «Космос» была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-орие...

    Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с космосом «Путешествие в космические дали»

    Дошкольный возраст – важный период в  жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития...