Главные вкладки

    Консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему:
    . Значение поисково-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

    Ерохина Алла Анатольевна

    Поисковая деятельность принципиально отличается от лю­бой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределен­ностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, прояс­няется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, вхо­дящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, под­вижны и носят пробный характер. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poikovo-issledovatelskaya_deyatelnost.docx31.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы. Значение поисково-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

    Прежде чем давать знания,

    надо научить думать,

    воспринимать, наблюдать.

    В. Сухомлинский



    Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
    Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
    Н.Н. Поддъяков, в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов:

    1. постановка проблемы;

    2. поиск путей решения проблемы;

    3. проведение наблюдения;

    4. обсуждение увиденных результатов;

    5. формулировка выводов.

    Эксперименты бывают:

    индивидуальные или групповые

    однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

    По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:

    vконстатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление),

    vсравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);

    vобобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

    По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.

    Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

    В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты , так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей .

    Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.

     Условия проведения экспериментирования:

    - учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух.

    - учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся у детей,

    - не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов,

    - необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах), сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.)

    - в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

    - педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

    - в работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

    Мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

    Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое - «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления».

    После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

    Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

    Рассмотрим несколько примеров:

    Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

    Проблемная ситуация;

    «Чудесная коробка» с предметами

    Совместное начинание

    Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в опытно -экспериментальной деятельности.

    Позитивные моменты:

    - закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

    - продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

    - свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

    - роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

    - в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).

    Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываем 1 раз в неделю по 15-20 минут.

    Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

    Методика проведения опытов и экспериментов.

    Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.

    Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

    Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

    В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

    Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

    Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е оформлять в рисунках, схемах.

    Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

    дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

    дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.

    Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:

    Особенностями изучаемого явления,

    Наличием свободного времени,

    Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

    Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

    Наблюдения и эксперименты классифицируются по разным принципам:

    Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия.

    Помимо запланированных и случайных экспериментов, возможно проведение экспериментов, которые служат ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.

    Выслушав вопрос, педагог не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!»

    Или: «Ребята, Коля спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а Лена считает, что есть. Как это узнать?»

    Детям старшей группы становятся доступными и двух – и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему?» И сами они в этом возрасте становятся почемучками: большинство вопросов начинается с этого слова.

    Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растет трава, мы можем получить следующую логическую цепочку:

    «Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (1 звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (2 звено).

    Сравнительные (позволяющие увидеть сходства и различия предметов и явлений)

    К примеру, детям предлагается провести небольшое сравнительное наблюдение двух распространенных комнатных растений – сансевьерии (щучий хвост) и сенполии (фиалки).

    Закончите предложения:

    У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста…

    Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста…

    Щучий хвост более теневынослив, чем…

    Назовите сходства этих цветов:

    - зеленые;

    - цветут;

    - требуют умеренного полива;

    - размножаются делением куста или листовыми черенками.

    Назовите различия:

    - в размерах;

    - в окраске листьев;

    - в форме листьев;

    - в форме и цвете цветов;

    - в отношении к свету.

    Обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам).

    Опять же, предлагаем сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед.

    Мы предлагаем детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;

    Сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед);

    Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);

    Сравнить, как изменяются в соединении их свойства:

    Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).

    Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем).

    Снега и льда (не взаимодействуют).

    Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его).

    Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

    Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

    Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

    Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

    Для просвещения родителей можно провести консультации по темам:«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,« Экспериментирование с водой».

    Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Наши домашние питомцы» и др.

    В конце года проводится повторное обследование детей. Диагностика покажет динамику развития детского экспериментирования.

    Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

    В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

    И хочется закончить китайским изречением:

    То, что я услышал, я забыл.

    То, что я увидел, я помню.

    То, что я сделал, я знаю!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

    Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...

    Консультация для воспитателей.Значение поисково-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

    Значение поисково-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.Поисковая деятельность принципиально отличается от лю­бой другой тем, что образ цели, определяющи...

    "Значение развивающих занятий с элементами опытов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

    Для более эффективного педагогического процесса необходимо большее внимание в работе с дошкольниками уделять проведению опытов с объектами живой и неживой природы, т.к. именно экспериментирование явля...

    Значение музыки в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

    В статье описывается личный опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста под руководством музыкального руководителя ...