Главные вкладки

    Уголок природы как элемент развивающей экологической среды в детском саду
    статья по окружающему миру на тему

    Бородулина Ирина Юрьевна

          Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ugolok_prirody_kak_element_razvivayushchey.doc83.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Уголок природы как элемент развивающей

                                экологической среды в детском саду

                  Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды.

          Возрастные характеристики ребёнка на этапе завершения дошкольного образования включают такие качества личности, как компетентность, креативность, любознательность (исследовательский интерес), инициативность (самостоятельность, свобода, направленность) ответственность, произвольность. Данный набор возрастных характеристик отражает идеальные социокультурные ожидания общества, но никоим образом не описывает реальный портрет какого-либо ребёнка. Ни один реальный ребёнок не обладает полным набором этих качеств. Ребёнок имеет право быть не таким, как все, быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

          Сочетание возрастного и индивидуального подходов к воспитанию и обучению может обеспечить эмоциональное благополучие и полноценное психологическое развитие детей. Педагоги создают условия для формирования психических функций (памяти, внимания, мышления), для реализации творческих способностей, выделяют пространство для индивидуальных и коллективных игр, для моделирования и конструирования.

          Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

          Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.      

          Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

          Ребёнку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал пение птиц, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него мурлычет котёнок. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

          Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. Главная задача взрослого удивляться вместе с ними, учить, не только смотреть, но и видеть, тогда дети захотят узнать ещё больше.

          Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных.

          В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природное богатство.

          Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

          Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений (на занятиях и в повседневной жизни), где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность, бережное и заботливое отношение к живым существам. Дети учатся видеть красоту живых существ, находить эстетические свойства растений, животных. В повседневной жизни у дошкольников в уголке природы воспитывается познавательное отношение к природе, желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве.

          Уголок природы даёт богатый материал для развития наблюдательности. Это содержание может быть реализовано в процессе наблюдений за обитателями, позволяющих воспитателю сформировать представления о растениях и животных, живущих в уголке природы, в сочетании с трудом по уходу за ними. Формируются конкретные знания об особенностях внешнего вида, потребностях внешнего вида, потребностях растений и животных, об их росте и развитии, изменении жизни в зависимости от сезона, образа жизни на воле. У детей есть возможность проследить стадии развития живых существ, их последовательность, познакомиться со способами ухода за обитателями в соответствии с их потребностями. В процессе ухода формируются необходимые умения и навыки, а уход за животными позволяет ближе познакомить детей с повадками, особенностями их проявлений (питанием, движениями, выращиванием потомства, заботой о нём).

         

    ТРЕБОВАНИЯ  К  ОРГАНИЗАЦИИ  И  ПОСТРОЕНИЮ  УГОЛКА  

    ПРИРОДЫ

          Для обитателей уголка необходима наиболее светлая часть комнаты с окнами, выходящими на юг, юго-восток или юго-запад. Расположение объектов должно быть удобным для свободного подхода детей, организации наблюдений и ухода. При размещении растений и животных следует учитывать и их эстетические свойства. Уголок природы должен радовать глаз. Решая Воспитательно-образовательные задачи в работе с детьми, мы учитываем особенности возраста и в связи с этим подбираем объекты уголка природы. Для детей старшего дошкольного возраста в уголок природы помещаем более требовательных к условиям жизни растений и животных, их большее количество. В уголок природы вносятся живые существа, у которых признаки данной систематической группы или класса выражены менее ярко. Животные и растения имеют своеобразные особенности: растения не только с зелёной окраской листьев, разновидности золотой рыбки: вуалехвост, телескоп и др. Важно иметь несколько экземпляров растений  и животных одного и того же вида. Размещая объекты в уголке природы, следует учитывать биологические особенности и потребности того или иного организма в определённых условиях (например, террариум с черепахой поставить на тёплое, хорошо освещённое место, а с лягушкой – затемнённое, прохладное), конкретные возможности размещения в данной группе; своеобразие местной флоры и фауны определит подбор временных (сезонных) обитателей уголка природы.

          Набор комнатных растений (это ценный дидактический материал, на котором решаются воспитательно-образовательные задачи) должен быть разнообразным. Необходимо, чтобы были представлены различные экологические группы: растения засушливых мест – агавы, алоэ, гавортия, сансевьера, кактусы (филлокактус-эпифиллюм, зигокактус); влажных районов – бальзамин, бегония, традесканция, циперус; Растения умеренного пояса – аспидистра, фиалка, рейнекия, хлорофитум. Расставляя комнатные растения, можно их объединить в географические группы: растения сухих и влажных тропиков и субтропиков, умеренного пояса. Все растения следует разместить в соответствии с их отношением к свету (светолюбивые: герань, колеус, бальзамин), теплу, влаге.

          В различные сезоны в комнату вносятся дикорастущие травянистые растения, ветки деревьев и кустарников для организации наблюдений и ухода в течение определённого периода времени.

          Кроме постоянных обитателей в уголке природы должен быть сезонный материал, растения и животные, наиболее характерные для данной климатической зоны (земноводные, улитки, водные и наземные насекомые, зимние-весенние посевы и посадки и др.).

          Дети должны знать, какие предметы ухода необходимы, их назначение, храниться они должны в определённом месте, быть максимально доступными для детей, содержаться в порядке (например, в коробке с изображением рыбкой находятся все предметы по уходу за аквариумом, изображение птички подсказывает – здесь хранятся предметы ухода за птицами, корм в специальных баночках с крышками). Такое размещение вносит организованность в работу детей, сокращает затраты времени на её подготовку. Имеет значение и эстетическое оформление самих предметов ухода, которое способствует возникновению интереса и желания действовать с ними.

    ФОРМЫ  ОРГАНИЗАЦИИ  РАБОТЫ  В  УГОЛКЕ  ПРИРОДЫ

          Работа в уголке природы организуется в разных формах:  фронтально, подгруппами и с отдельными детьми. Фронтальные наблюдения в уголке природы организуются за наиболее яркими, интересными изменениями в нём, например, появления потомства у рыб или птиц, цветение растений. Фронтальные наблюдения проводятся при внесении нового объекта в уголок природы. При внесении нового комнатного растения или животного необходимо привлечь внимание всех детей: назвать объект, рассмотреть вместе с детьми особенности внешнего вида, рассказать, где обитает животное или произрастает растение, как ухаживать за ними, обратиться к детям, с предложением определить им место в уголке природы, исходя из их потребностей. Поводом к наблюдению может быть и сообщение кого-либо из детей, заметившего появление новых листьев, бутона, цветка и др. Следует обязательно поддерживать возникший у ребёнка интерес, привлечь к этому наблюдению всех детей: «Ребята, посмотрим, что новое, интересное увидел Саша!».

          Помимо кратковременных наблюдений в уголке природы старших групп проводятся длительные наблюдения за развитием растений и некоторых животных. Дети наблюдают за развитием комнатного растения от посадки черенка до цветения, за развитием растений из семян, распусканием листьев у веток сирени, тополя.

          Фронтально в старших группах может быть организован и труд детей. Содержанием этого труда будет уборка в уголке природы: уход за комнатными растениями, аквариумом, террариумом и др. Такой труд организуется по маленьким группам. Каждая группа выполняет определённый объём работы. Благодаря участию в коллективном труде у дошкольников воспитываются такие качества, как умение распределить между собой работу, ответственность за качество своей работы, способность оказать помощь товарищу, радоваться успеху других детей, подчиняться их требованиям.

          Однако основными формами организации наблюдений и труда в уголке природы является индивидуальная и подгрупповая. К индивидуальным наблюдениям и трудовым поручениям привлекаются дети с тем, чтобы воспитать у каждого ребёнка познавательное и положительное отношение к природе  (предложить посмотреть, как птичка клюёт зёрнышки, которые ей насыпала Лена). Индивидуальные наблюдения, как правило, сопровождаются обучением ребёнка трудовым операциям по уходу за наблюдаемым объектом. В старших группах возможны длительные поручения отдельным детям. Ребёнку поручается вырастить растение в подарок маме, уход за заболевшим комнатным растением. Эти длительные наблюдения сопровождаются наблюдениями и даются детям, у которых необходимо воспитывать устойчивое внимание, ответственность за порученное дело. Если длительное поручение даётся ребёнку, проявляющему небольшой интерес к растениям, то можно заметить изменение отношения к ним после получения результата: он покорён им (гордится тем, что в результате его ухода у растения появились бутоны и распустились красивые цветы).

          Индивидуальные поручения подводят детей к новой форме организации – подгрупповому труду в уголке природы, к дежурству. Дежурства вводятся в старшей группе и становятся постоянными. Это форма систематической работы, участие в которой повышает индивидуальную ответственность каждого ребёнка за выполнение части общей работы. Они предполагают поочерёдное выполнение детьми постоянного круга обязанностей. Значение этой формы труда в природе состоит в том, что, прежде всего, совершенствуется самостоятельная трудовая деятельность детей: формируются общественные мотивы труда (на дежурных лежит ответственность за хорошее состояние растений и животных), в ходе дежурств дети осваивают и совершенствуют навыки труда в природе, формируется планирующая деятельность (умение планировать свою и общую работу, действовать в соответствии с намеченным). В процессе дежурства формируются и определённые черты и социальные качества личности ребёнка: самостоятельность, взаимопомощь, трудолюбие, привычка к систематическому выполнению обязанностей.

          В результате индивидуальных наблюдений, бесед с детьми дети понимают, что поникшие вялые листья, стебли производят неприятное впечатление, чистые же упругие – радуют глаз, привлекают внимание, а так же влияют на жизнь самого растения или животного. Именно в результате систематического труда меняется внешний вид растений, дети начинают осознавать полезность своих действий.

    УГОЛОК  ПРИРОДЫ  В  ГРУППАХ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

          В уголок природы старшей группы подбирают растения, интересные для наблюдения детей (лучше брать молодые, выращенные из черенков, отводков – дети видят их рост и развитие), разнообразные по внешнему виду (по форме, величине, окраске, расположению листьев, цветов), по строению стебля (вьющийся, стелющийся, прямостоячий и др.). Это могут быть кливия, сансевьера, традесканция, циссус, бегония-Рекс и др. На основе наблюдений мы уточняем и систематизируем знания детей о комнатных растениях; сравнивая растения, дети учатся более полно описывать растения, отмечая характерные признаки: «У фикуса стебель крепкий, высокий, листья большие, жёсткие, а у бегонии-Рекс – большие яркие листья, стебля у земли не видно». На занятиях по ознакомлению с комнатными растениями дети рассказывают о растениях, хорошо знакомых им (аспидистра, бегония, узамбарская фиалка и др.). Одновременно знакомятся и с новыми растениями (сансевьера, плющ). При выполнении детьми труда по уходу за растениями необходимо предлагать детям рассмотреть особенности растений: нежно-зелёные листья и яркие цветки герани, глоксинии; декоративные растения с ярко окрашенными листьями (колеус, бегония, традесканция). Это вызывает у детей чувство радости. Эстетические переживания необходимо непрерывно питать разнообразными и всё новыми впечатлениями, обдуманно расширяя встречи с новыми растениями. Дети не только рассматривают растения, но и оценивают их красоту (Чем тебе нравится это растение? Почему ты считаешь, что оно самое красивое?). Им предлагают нарисовать «Моё любимое растение», «Какое растение я хотел/а бы вырастить». Чтобы детям показать необходимость комнатных растений для людей используется проблемная ситуация – исключаются из интерьера группы на один день эти растения.

          Постепенно следует подводить детей к выводу, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (почва, свет, тепло, влага). Комнатные растения должны включать виды с ярко выраженными потребностями в свете и влаге. Дети определяют растения, которые испытывают световой голод (по вытянутым стеблям, бледным листьям), переставляют их на хорошо освещённое место. Важно помогать детям понять значение каждого процесса труда и формировать у детей умение видеть, чувствовать и понимать своевременность проведения того или иного действия.

          Правилами ухода за растениями дети могут пользоваться в соответствии с полученными знаниями, каждый раз обдумывая, что и как сделать. По мере необходимости дети рыхлят растения, определяя его необходимость по трещинам на земле, по стеканию воды во время поливки.

          В процессе зимне-весенних посевов и посадок дети знакомятся с различным посадочным материалом (семена, луковицы, корнеплоды). Хорошо посадить на «Комнатном огороде» корнеплоды для животных, зелень петрушки для детей. В группу вносятся ветки разных деревьев и кустарников, наблюдают дети за набуханием почек, последовательностью распускания листьев на ветках (сирень, клён, липа), устанавливают причину данного явления. Мы учим распознавать ветки деревьев и кустарников в безлистном состоянии.

          Уголок природы в течение года пополняется животными. Наиболее подходящими являются рыбы, птицы, черепахи, из млекопитающих могут быть морские свинки, хомяки, кролики, белки. Помещать их следует в условия, имитирующие естественную природную среду. Чтобы детям легче было, руководствоваться полученными знаниями о своём поведении следует формировать соответствующие правила: без свежего воздуха и еды животные не могут жить. Следить, чтобы у них всегда было достаточное количество корма. Животные боятся, когда их беспокоят - наблюдая за ним, стой тихо. Дети, таким образом, осуществляют повседневный уход за животными (кормление два раза в день утром и вечером, постоянно чистая вода) под контролем воспитателя. Правила нацеливают детей на необходимость бережного отношения и заботы о животных, состоящей в создании для них жизненно важных условий. Например, для воспитания умения ухаживать за рыбами следует привлекать ребят к перезарядке аквариума в соответствии с условиями естественного водоёма. Это приучает детей к коллективной работе для достижения поставленной цели (дети осознают пользу совместного труда) и готовит их к дальнейшему самостоятельному выполнению более сложного и нового для них процесса ухода за обитателями уголка природы. Интерес к предстоящей работе создается,  прежде всего, постановкой цели: что и для чего будем делать. Тогда для детей станет ясной необходимость получения знаний и овладения приёмами, у них возникают положительные эмоции. Они подкрепляются уверенностью детей, что они могут выполнить большую и нужную работу.

          При кормлении рыб дети должны соблюдать следующие правила: кормить рыб каждый день в одно и то же время (утром), кормить сухим и живым кормом, насыпать корм по мерке в таком количестве, чтобы он был съеден рыбами (если рыбы создают много корма, они жиреют, становятся малоподвижными, перестают размножаться) и только в кормушку, чтобы не загрязнять воду.

          В уходе за птицами в повседневной жизни дети знакомятся с внешним видом птиц (например, у попугая тело покрыто разноцветными перьями, имеющими разную окраску в виде волн, отсюда название – волнистые попугаи; на груди, животе – перья короткие, на крыльях, хвосте – длинные. У попугая крепкий клюв, загнутый крючком; птица хорошо слышит, на звук поворачивает голову; на тонких ножках 4 пальца: 2 направлены вперёд, 2 – назад (у остальных птиц 3 – вперёд, 1 – назад); попугай, как и другие птицы, отдыхает, сидя на жёрдочке. Дети также узнают повадки птиц, образ жизни. Целесообразно в уголке природы иметь подвижных, весёлых, голосистых, ярко окрашенных птиц, выводящих потомство. Это декоративные птицы.

          Черепаха – постоянный обитатель уголка природы – это медленное, неповоротливое на суше животное, тело покрыто твёрдым панцирем, лапы короткие, сильные, травоядное (хищное животное – красноухая) животное. В процессе наблюдений мы знакомим детей с внешним видом черепахи, поведением и повадками, с тем, что и как ест черепаха. Усваивают дети и навыки ухода за этим животным: заботятся о том, чтобы в террариуме было тепло, готовят для неё корм. На занятии мы знакомим детей с жизнью черепах на воле, отмечая особенности внешнего вида, повадки. Дети делают вывод: панцирь помогает черепахе защищаться от  врагов. Дети отмечают, что черепаха быстро привыкает к людям, если дети заботятся о ней, говорят спокойно, ласково, гладят. Животные чувствуют ласку, а дети упражняются в выражении своего отношения к животным. Можно предложить детям тихо подойти к черепахе, поговорить. Вместе с детьми мы определяли возраст животного, это вызывало у детей большой интерес.

          Расширяются представления детей о внешнем виде и поведении животных (одновременно можно содержать несколько млекопитающих). Дети различают не только отдельные части тела животных, но и знакомятся с их функциями. В процессе повседневного ухода дети уточняют знания об особенностях питания, содержания животных.

          В уголок природы также необходимо поместить наглядный иллюстративный материал (набор картинок с изображением домашних и диких животных, животных жарких стран и птиц), книги с картинками, на которых изображены животные; дидактические игры; альбом «Времена года», рисунки и поделки детей; материал для проведения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега и льда, земля, глина, лупа); материал для развития трудовых навыков: природный и бросовый материал для ручного труда (шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки, семена растений, флакончики, баночки, коробочки); инвентарь (лейки для полива комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, мерные ложки для корма животных, сачок для ловли рыб, палочки для рыхления, ножницы для обрезки растений, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады).

          Уголок природы в подготовительной к школе группе.

          Чем старше ребёнок, тем сложнее содержание порученного ему дела, тем выше уровень ответственности и самостоятельности в труде, тем строже оценка результатов его деятельности. Трудовая деятельность детей седьмого года жизни имеет значение для формирования личности ребёнка: развития интереса и положительного отношения к труду, воспитания стремления настойчиво добиваться результатов в труде, готовности участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, умения сговариваться, распределять обязанности, развития стремления браться за работу по собственному почину, а не только по предложению воспитателя. У детей формируется понимание причинно-следственных связей, способности самостоятельно мыслить (анализировать, сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать с помощью взрослого простейшие закономерности).

          В старшем дошкольном возрасте используются в основном длительные трудовые поручения, так как труд в подготовительной к школе группе приобретает систематический характер,  эпизодические поручения уже играют меньшую роль (например, покормить рыб в аквариуме, нарвать травы, покормить черепаху, хомяка, полить растения и т.д.). Возможно и длительное дежурство – в течение недели (работа может быть организована как в первую, так и во вторую половину дня), возможна смена обязанностей в середине недели.

          Продолжается знакомство детей с новыми комнатными растениями, отмечая существенные характерные особенности внешнего вида. Умение выделить признаки, свойственные данному растению (т.е. обследовать) – необходимое условие, чтобы выбрать адекватный способ ухода за ним (величина, сочность, плотность, поверхность листьев, стеблей, строение подземной части растений). Дети могут устанавливать зависимость состояния растений от степени удовлетворения их потребностей. Эта зависимость выступает для детей шести лет как закономерность. При этом для детей отдельные признаки свидетельствуют о неудовлетворённости той или иной потребности, выступают как общие сигнальные (бледные листья свидетельствуют о недостатке света, вялые – о недостатке влаги). Можно предложить детям найти растения, по внешним признакам которых можно определить, что им не хватает света. Вывод: растения надо поставить в светлое место или периодически поворачивать, чтобы они не вытягивались; постоянно следить за чистотой листьев, пыль на них не пропускает свет.

          Дети помогают при пересадке растений, определяют вместе со взрослым растения, нуждающиеся в ней: некоторые растения разрослись, у них много стеблей, листьев, корни выходят сверху из земли и снизу из водосточных отверстий – корням тесно, этим растениям мал горшок – их надо пересадить в более просторный горшок (чтобы старый горшок входил в новый) и свежую землю (это и способ удовлетворения потребностей растений в хорошей почве).

          Подбираются растения в уголок природы и с разными способами размножения: стеблями (традесканция, циссус и др.) и листовыми черенками (сансевьера, узамбарская фиалка и др.), делением куста, отпрысками (хлорофитум, камнеломка и др.) и др.

          Помимо тех растений, о которых говорилось выше, в уголок природы можно внести ампельные растения: плющ, сасифрагу, а также растения, обладающие лекарственными свойствами (каланхоэ, алоэ и др.), нейтрализующие вредные газы.

          Для уточнения, закрепления знаний в работе с детьми используются карточки, на которых изображено растение в период цветения, справа показаны способы размножения и ухода за ним. Они помогают усвоить дифференцированные способы правильного ухода за растениями, показывая ожидаемый результат труда (цветение растений). В процессе повседневных наблюдений используются вопросы, которые заставляют детей задуматься над своими действиями: «Что необходимо сделать с бегонией, чтобы она приобрела кустистую форму? Как ты узнал, что растение болеет? Что надо сделать, чтобы растение, которое ты посадил, прижилось? и т.д.».

          Таким образом, у детей формируется система знаний о растениях.

          В уголок природы помещают и сезонный материал. В феврале-марте в бумажные стаканчики высаживаем детки гладиолусов для выращивания рассады. Можно вырастить овощную и цветочную рассаду.

          Вносятся ветки разнообразных деревьев и кустарников, мы учим детей различать их и по ним узнавать растения зимой. Рассматривание идёт поочерёдно (при этом каждый ребёнок получает объект природы), сначала одной ветки, потом другой на основе сравнения (от 3 до 5 веток одновременно). Дети широко используют разнообразные обследовательские действия, чтобы определить признаки как различия, так и сходства (например, толщина, хрупкость, гибкость веток, окраска, поверхность коры, величина, цвет, форма, запах, клейкость почек, характер расположения их на ветке). Дети подсказывают, какое обследовательское действие необходимо использовать, чтобы определить тот или иной признак.

          Продолжается работа по обучению детей уходу за животными: они должны знать особенности ухода за каждым живым существом, жизнь которого зависит от удовлетворения их важнейших потребностей в пище, воде, тепле, жилище.

          В уголке природы детей учат создавать условия для содержания рыб, приближающиеся к естественным (в аквариуме вода, на дне песок, зелёные растения) – аквариум и есть своеобразная модель естественного водоёма.

          Из птиц рекомендуется подобрать пару подвижных декоративных птиц (амадину, волнистого попугая). На основе наблюдений дети обосновывают свои суждения: «Почему попугаев называют волнистыми? Каков клюв у попугая, такой же как у воробья? Какой формы? Зачем попугаю нужен такой клюв? Как передвигается попугай? и т.д.»

          Уголок природы помогает учить сравнивать животных: «У каких животных такие же чёрные, блестящие выпуклые глаза, как у морской свинки (хомяк); каких вы знаете животных, которые грызут свою пищу; как называются животные, у которых передние зубы длинные острые и которые грызут пищу? (грызуны); чем похожи грызуны; чем их нужно кормить; где нужно содержать грызунов и почему?». Дети знакомятся с условиями, необходимыми для жизни животных в неволе. В уходе за млекопитающими всю работу выполняет взрослый, прибегая к помощи детей. Особое внимание обращается на заботливое и ласковое отношение к животным.

          Дети более самостоятельно наблюдают за пресмыкающимися (черепахой). Одновременно дети приобретают представления о жизни таких животных в природе – это дикие животные, которые сами добывают пищу, защищаются от врагов. Отличными особенностями красноухой черепахи являются: приспособленность к жизни в воде, наличие перепонок на ногах, хорошо плавает, корм поедает только в воде (в отличие от сухопутной питается кусочками мяса, рыбой).

          Чтобы поддерживать постоянный интерес к труду и наблюдениям в уголке природы необходимо сообщать детям новые интересные сведения о животных, формируя устойчивое познавательное отношение к ним.

          Также необходимо наличие календарей погоды и природы; наглядный иллюстративный материал (репродукции картин художников, сюжетные картинки, слайды и т.д.; альбомы «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Цветы на клумбе», «Растения леса, поля, луга», «Времена года» с подборкой стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок); дидактические игры по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию; рисунки и поделки детей; материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, снег, лёд в формочке, камни, глина, песок, лупа); материал для развития трудовых навыков; оборудование и инвентарь (баночки с кормами, поилки, лейки, щётки для удаления пыли с ворсистых листьев, совочки, горшочки, ящики для посадки семян и рассады).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: «Уголок природы как элемент развивающей экологической среды в детском саду» (II младшая и средняя группы)

    Государственное дошкольное образовательное учереждение детский сад №22 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением развития элементарных естественнонаучных представлений и экологической ку...

    Предметно-развивающая пространственная среда в детском саду в рамках ФГОС

    Организация развивающей предметно-пространственной среды, с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учето...

    «Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду»

    Формирование элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жиз...

    Развивающая образовательная среда в детских садах – одно из условий социализации и индивидуализации детей

    Развивающая образовательная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возмож...

    Развивающая речевая среда в детском саду

    Проблема речевого и коммуникативного общения дошкольников на данном этапе стоит очень остро, мы пытаемся решить ее, используя наиболее эффективные формы и методы в работе с де...