Главные вкладки

    Проект "Господин лук"
    проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Шапорева Марина Борисовна

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

    «Детский сад присмотра и оздоровления № 27 «Солнышко»

    Название проекта - «Господин лук»

    По доминирующей деятельности: - познавательно -исследовательский

    По количеству участников: - групповой

    По продолжительности: - краткосрочный (4 недели);

    Заявитель: - дети старшая группа, родители, воспитатель.

    Автор проекта: - воспитатель Шапорева М.Б. 2015год

    Пояснительная записка

    Проект разработан для детей старшего возраста. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой воспитанники самостоятельно проводят исследовательский эксперимент, обрабатывают его результаты и представляют их в виде фотографий. Осуществляя проект, воспитатель пользуются различными источниками и способами передачи информации.

    Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, поиск ее решения через исследования лука и способов его выращивания в домашних условиях, развитие знаний о луке, рассказывает о том, как можно вырастить лук в домашних условиях. Специально подобранные способы выращивания лука применимы на практике и помогут в дальнейшем узнать о свойствах и особенностях различных природных объектов, обеспечивают теоретическую и практическую подготовку детей к изучению новых дисциплин таких как природоведение и биология. 

    Проблема

    Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.

    Актуальность проблемы

    В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок - самостоятельно или в партнерстве с взрослым - познает окружающий его мир: вещи, предметы, явления, находящихся в определенных связях и отношениях. Естественность познавательно-исследовательской деятельности проявляется в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: «почему?», «зачем?», «Как устроен мир?» Работа с дошкольниками проводится в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый является равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы. В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.

    В проекте участвуют как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества.

    Цель: Развитие у детей любознательности, познавательного интереса к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, получение знаний  о пользе лука, активизирование мыслительно-поисковой деятельности  детей.

    Задачи:

    1. Способствовать установлению причинно-следственных связей на основе наблюдения;

    2. Обогащать знания детей о значении природных явлений в жизни лука;

    3. Показать зависимость лука от состояния природных процессов;

    4. Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста лукавицы;

    5. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнерах с почвой и песком;

    6. Учить бережно относиться к природе;

    7. Научить детей видеть результат своего труда, формировать представления о том, как и в чем растет лук.

    8. Привлечь родителей в подборе необходимого материала по данной теме, систематизировать подбор полезных советов, подбор рецептов с луком.

    Этапы реализации проекта:

    1 этап – подготовительный:

    Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала по теме «Лук, свойства лука, народные рецепты лука, сказки, стихи, загадки, пословицы и поговорки», создание условий для организации работы «Господин лук», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.

    2 этап – практический (исследовательский) - 2-я, 3-я неделя.

    §  Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?

    §  какие блюда можно приготовить с луком;

    §  беседы о полезных свойствах лука;

    §  народные рецепты лука;

    §  посадка лука и его выращивание в различных условиях, наблюдение за ростом лука;

    §  измерение длины пера лука;

    §  чтение сказок, стихов, загадок, народных пословиц и поговорок,

    §  дидактические игры: Что сажают в огороде?», «Подбери пару», «Опиши, я отгадаю», «Съедобное — несъедобное» «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?»

    3 этап – заключительный:

    На заключительном этапе проектной деятельности срезать лук,

    съесть его с первым блюдом на обед.

    Подвижная игра «Есть у нас огород».

    Анализ результатов.

    Ожидаемые результаты:

    §   у детей сформируется интереск исследовательской деятельности, умение применять полученные знания в практике;

    §  дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука;

    §  у детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с землей и песком, так и в стакане с водой.

    Описание проекта.

    1 этап – подготовительный.

    Постановка проблемы.

    Проект возник по инициативе самих детей группы. Во время проведения мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ, а именно проведение регулярной чесночно-луковой ионизации воздуха. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А что в нем полезного и как его надо выращивать практически никто не знал.

    2 этап – исследовательский.

    Процесс выполнения намеченных путей.

    В конце ноября мы посадили лук. Дети наблюдали за ростом лука, проводили эксперименты, устанавливали связи: растения – песок, растения –земля, растения – вода, растения -свет. Используя полоски цветной бумаги мы с ребятами измеряли перышки лука. Рассматривали иллюстрации на луковую тематику, знакомились с интересными фактами об луке.

    3 этап - заключительный.

    Проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей.

    И в конце нашего эксперимента вместе с детьми выявили условия для роста лука.

    Луку, как и любому растению, нужны:

    §  свет

    §  вода

    §  человек

    Создали совместно с родителями мини-энциклопедию «Лук от семи недуг» (народная медицина).

    Выращенный лук был подан к обеду.

    Результат

    Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лукав разных условиях; у детей сформировались знания и представления опользе лука в жизни человека. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, осознание собственных умений.