Главные вкладки

    Кружковая деятельность "Юный исследователь"
    опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Шапорева Марина Борисовна

     

     

     

    Пояснительная записка

    Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает малышу адаптироваться к новым условиям жизни, постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения.

    На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющий строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

    В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми факторами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные.

    С учётом важности экспериментирования для развития интеллектуальных способностей ребёнка разработан кружок «Юный исследователь».

    Цель: создание условий для интеллектуальной подготовки дошкольников к обучению в школе средствами экспериментирования.

    Задачи

    Познавательные:

    ·        расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

    ·        формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, еговзаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;

    ·        совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них

    ответы;

    ·        формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведениифизических экспериментов.

    Развивающие:

    ·        развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязейприроде и место человека в ней;

    ·        развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуальноличностное, творческое развитие;

    ·        развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

    Воспитательные:

    ·        воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природыокружающему миру в целом;

    ·        воспитывать умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту;

    ·        поддерживать инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

    Принципы:

    ·        Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает

    учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.

    ·        Принцип деятельного подхода. Возможность самостоятельного открытия,

    совершения действий, направленных на изучение предметов и явлений.

    ·        Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной

    деятельности детей и взрослых.

    ·        Принцип научности - формирование у детей элементарной системы знаний о

    причинно-следственных связях в природе, единстве человека и природы, единстве живого и неживого в природе, о свойствах веществ.

    ·        Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем

    серьезными умозаключениями.

    ·        Принцип социальной воспитанности – понимание детьми о назначение

    природы и правил поведения в ней, их неправильные действия вредны для жизни всех окружающих.

    ·        Принцип психологической комфортности - создание особой предметно-

    развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса.

    ·        Принцип здоовьесбережения. Обеспечение сочетание статичного и

    динамичного положения детей, смена видов деятельности.

     

    Ожидаемый результат

    В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

    ·        интерес к исследовательской деятельности;

    ·        навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать, подводить итоги;

    ·        представления о предметах и их свойствах;

    ·        умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами

    материалов и способами их использования;

    ·        желание активно разрешать проблемные ситуации.

     

    Рекомендации, необходимые для проведения непосредственно организованной образовательной деятельности.

     

    •         Добровольное участие детей.

    •         Наполняемость кружка: 10-14 детей 6-7 лет.

    •         Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.

    •         Продолжительность непосредственно организованной образовательной деятельности 25 - 30 минут.

    •         Регулярность проведения непосредственной организованной образовательной деятельности– 1раз в неделю, во второй половине дня.

    •         Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь – октябрь), итоговый (май).

    •         Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.

    •         Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).

     

    Основные формы и методы работы:

    •         Экскурсия

    •         Наблюдение

    •         Беседа

    •         Исследовательская деятельность

    •         Экспериментальная деятельность

    •         Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

    •         Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

     

    Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.

     

    Основное оборудование и материалы:

    ·        Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы,

    песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

    ·        Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного

    объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

    ·        Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы,

    глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

    ·        Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани,

    пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

    ·        Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

    ·        Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.

    ·        Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.

    ·        Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели,

    деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

    ·        Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки,

    растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

    ·        Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка».

    Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.

    ·        Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

    ·        Клеенчатые передники, полотенца.

     

    Учебно-тематический план

     

    Тема

    Количество занятий

    1

    Воздух

    4

    2

    Вода

    4

    3

    Камень

    4

    4

    Песок, глина

    4

    5

    Дерево

    4

    6

    Свойства материалов (пластмасс, металл, стекло, ткани)

    4

    7

    Планета Земля

    4

    8

    Закрепление пройденного материала (свойство материалов, фильтрование воды)

    4

     

    Всего

    3

    Тематический план

     

    Месяц

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Октябрь

    Воздух.

    Цель: познакомить детей с тем, что

    воздух — это смесь газов, в основном

    кислород, которым мы дышим. Где

    используют газ? Газ бывает и

    ядовитым (угарный газ).

    Опыт: «Какая сила выталкивает банку из воды».

    Цель: формирование представлений о воздухе.

    №1 стр.55, опыт №8

    Эксперимент: «Парашют».

    Цель: формирование представлений о свойствах воздуха.

    №1 стр.119.

    Эксперимент: «Соломенный буравчик».

    Цель: расширение представлений о свойствах воздуха.

    №1 стр.118.

    Ноябрь

    Вода.

    Цель: познакомить со свойствами

    воды, состоянием воды: твёрдое,

    жидкое, газообразное, использованием воды, вода не имеет вкуса, запаха, формы.

    Опыт: «Форма воды».

    Цель: формирование представлений о свойствах воды.

    №1 стр.53, опыт №1,2.

    Опыт: «Замерзание жидкостей».

    Цель: познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах их замерзания.

    №1 стр.122.

    Опыт: «Ознакомление с тепловыми явлениями».

    Цель: формирование представлений о переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое.

    №1 стр.123.

    Декабрь

    Камень.

    Цель: познакомить детей с видами

    камней, где его добывают, что из

    него делают.

    Просмотр видеоролика.

     

    Опыт: «Твердый камень».

    Цель: формирование представлений о твердости камня.

    №1 стр.191.

    Опыт: «Тонет- не тонет».

    Цель: формирование представлений о свойствах камня.

    №1 стр.191.

    Опыт: «Меняют ли камни цвет?», «Рисующие камни».

    Цель: формирование представлений о свойствах камня.

    №1 стр.193.

    Январь

    Песок.

    Цель: познакомить детей с песком

    разного цвета, объяснить, почему

    он такой, из чего состоит песок,

    где его используют.

    Просмотр презентации.

    Опыт: «Удивительный песок».

    Цель: ознакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.

    №1 стр.111.

    Опыт: «Сыпучесть песка, плотность песка», «Свойства мокрого песка».

    Цель: формирование представления о песке и его свойствах, об использовании песка человеком.

    №1 стр.1163, 164.

    Опыт: «Сухая и влажная почва».

    Цель: формирование представления о способах определения и сравнения сухой почвы и влажной.

    №1 стр.112.

    Февраль

    Дерево.

    Цель: познакомить детей с поделками из дерева, где их используют,

    как называют рабочих, обрабатывающих дерево. Просмотр видеоролика.

     

    Опыт: «Древесина и ее качества».

    Цель: формирование представлений о свойствах и качествах дерева.

    №2 стр.21, №3 стр. 27.

    Опыт: «Бумага, ее качества и свойства».

    Цель: развитие представлений о качествах и свойствах бумаги.

    №1 стр.25.

    Опыт: «Огонь».

    Цель: формирование представления о свойствах огня.

    №1 стр.56, 127.

    Март

    Опыт:

    «Мир пластмасс».

    Цель: формирование представления о видах пластмассы, умения сравнивать их свойства, понимание, что качественных характеристик пластмасс зависят варианты их использования. №1 стр. 126, №3 стр. 25

    Опыт:

    «Мир металлов».

    Цель: формирование умения сравнивать свойства металлов, понимания, что характеристики металлов обуславливают варианты их использования в быту и на производстве. №1 стр. 125, №3 стр. 26

    Эксперимент: «Все увидим, все узнаем».

    Цель: формирование представления о стекле, предметов, изготовленных из стекла, фаянса, фарфора, сравнить их качественные характеристики и свойства. №1 стр.72, №3 стр. 33.

    Эксперимент: «Мир ткани».

    Цель: формирование умения сравнивать ткани по их свойствам, понимание, что характеристики ткани обуславливают варианты использования ткани для пошива вещей. №1 стр.125, 57, №3 стр. 32.

    Апрель

    Эксперимент: «Земля на глобусе», «Портрет земли – карта».

    Цель: развитие познавательных интересов, способности понимать знаково-символические обозначения карты. №1 стр.84, 85.

    Эксперимент: «От чего происходит смена дня и ночи».

    Цель: развитие умений устанавливать причинно-следственные отношения. №1 стр.86.

    Эксперимент:

    «Смена времени года»

    Цель: развитие логического мышления детей.

    №1 стр.87.

    Эксперимент: «Нефтяная речка».

    Цель: формирование представления о невозможности удалить пленку с поверхности воды. №1 стр.151

    Май

    Опыт:

    «Свойства вещей».

    Цель: формирование представления о сходстве и различии по внешнему виду соли и сахара. №1 стр. 58.

    Опыт:

    «Фильтрование воды».

    Цель: ознакомление с процессами очистки воды разными способами. №1 стр. 114.

    Опыт: «Сортировка».

    Цель: развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. №1 стр.168.

    Опыт: «Глина и песок».

    Цель: формирование представлений о свойствах песка и глины. №2 стр.138, 171.

    В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

    Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить.

    Список детей, посещающих кружок

     

    1. ________________________________

    2. ____________________________

    3. ____________________________

    4. ____________________________

    5. ____________________________

    6. ____________________________

    7. ____________________________

    8. ____________________________

    9. ____________________________

    10. ___________________________

    11. ___________________________

    12. ___________________________

    13. ___________________________

    14. ___________________________

     

     

    Критерии сформированности экологических знаний

     

    •         Проявление интереса к исследовательской деятельности.

    •         Сформированность преставления детей об явлениях и объектах природы.

    •         Владение навыками исследовательской деятельности, самостоятельно делает выводы, выдвигает гипотезы, анализирует, подводит итоги.

    •         Сформированность представления детей о предметах и свойствах (воздух, вода, почва, камни, песок, глина).

    •         Умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами

    материалов и способами их использования.

    •         Проявление самостоятельности активно разрешать проблемные ситуации.

    Литература

     

    1. Н.В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направления развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры»,

    Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015г.

     

    Табель посещаемости кружка «Юный исследователь»

     

     

    Октябрь

    Ф. И. ребенка

    Число

     

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

    6

     

     

     

     

     

    7

     

     

     

     

     

    8

     

     

     

     

     

    9

     

     

     

     

     

    10

     

     

     

     

     

    11

     

     

     

     

     

    12

     

     

     

     

     

    13

     

     

     

     

     

    14

     

     

     

     

     

     

     

    Ноябрь

    Ф. И. ребенка

    Число

     

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

    6

     

     

     

     

     

    7

     

     

     

     

     

    8

     

     

     

     

     

    9

     

     

     

     

     

    10

     

     

     

     

     

    11

     

     

     

     

     

    12

     

     

     

     

     

    13

     

     

     

     

     

    14

     

     

     

     

     

     

    Декабрь

    Ф. И. ребенка

    Число

     

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

    6

     

     

     

     

     

    7

     

     

     

     

     

    8

     

     

     

     

     

    9

     

     

     

     

     

    10

     

     

     

     

     

    11

     

     

     

     

     

    12

     

     

     

     

     

    13

     

     

     

     

     

    14

     

     

     

     

     

     

     

    Январь

    Ф. И. ребенка

    Число

     

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

    6

     

     

     

     

     

    7

     

     

     

     

     

    8

     

     

     

     

     

    9

     

     

     

     

     

    10

     

     

     

     

     

    11

     

     

     

     

     

    12

     

     

     

     

     

    13

     

     

     

     

     

    14

     

     

     

     

     

     

     

     

    Февраль

    Ф. И. ребенка

    Число

     

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

    6

     

     

     

     

     

    7

     

     

     

     

     

    8

     

     

     

     

     

    9

     

     

     

     

     

    10

     

     

     

     

     

    11

     

     

     

     

     

    12

     

     

     

     

     

    13

     

     

     

     

     

    14

     

     

     

     

     

     

     

    Март

    Ф. И. ребенка

    Число

     

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

    6

     

     

     

     

     

    7

     

     

     

     

     

    8

     

     

     

     

     

    9

     

     

     

     

     

    10

     

     

     

     

     

    11

     

     

     

     

     

    12

     

     

     

     

     

    13

     

     

     

     

     

    14

     

     

     

     

     

     

     

     

    Апрель

    Ф. И. ребенка

    Число

     

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

    6

     

     

     

     

     

    7

     

     

     

     

     

    8

     

     

     

     

     

    9

     

     

     

     

     

    10

     

     

     

     

     

    11

     

     

     

     

     

    12

     

     

     

     

     

    13

     

     

     

     

     

    14

     

     

     

     

     

     

     

    Май

    Ф. И. ребенка

    Число

     

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

    6

     

     

     

     

     

    7

     

     

     

     

     

    8

     

     

     

     

     

    9

     

     

     

     

     

    10

     

     

     

     

     

    11

     

     

     

     

     

    12

     

     

     

     

     

    13

     

     

     

     

     

    14

     

     

     

     

     

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружковой работы "Мы исследователи"

    Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков исследовательской деятельности в процессе кружковой работы....

    Кружковая работа "Исследователь"

    Программа кружковой работы познавательно -  исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....

    Перспективное планирование кружковой работы "Юные исследователи"

    План работы экспериментальной деятельности....

    Перспективный план кружковой работы «Юные исследователи»

    Дети очень любопытны, им всегда надо что - то исследовать, поэтому они любят посещать мой кружок "Юные исследователи"...

    Кружковая работа "Маленький исследователь" и "Аман ос"

    Кружковая работа "Маленький исследователь" и "Аман ос". Кружок "Маленький иссследователь" направлен на развитие исследовательских споссобностей детей старшего дошкольного возраста, через обучение по с...

    План кружковой работы "Мы исследователи"

    Перспективное планирование на год...

    Кружковая работа в ДОУ "Юный исследователь"

    Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он явл...