Главные вкладки

    Конспект НОД в старшей группе по теме: «Наши меньшие друзья».
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Рузинова Галина Александровна
    • формировать представления детей о том, как звери и птицы готовятся к зиме (белка запасает орехи, грибы, желуди, устраивает гнездо; ёж готовится к длительной спячке; заяц меняет окраску шерсти);
    • уточнить представления детей о том, что многие птицы улетают осенью в тёплые края;
    • учить устанавливать причинно-следственные связи между исчезновением корма и отлётом птиц;
    • формировать понятие «перелётные» и «зимующие» птицы;
    • закрепить названия комнатных растений и способы ухода за ними;
    • вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nashi_menshie_druzya.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в старшей группе по теме:

    «Наши меньшие друзья».

    Образовательная область: «Познание».

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

    Программное содержание:

    • формировать представления детей о том, как звери и птицы готовятся к зиме (белка запасает орехи, грибы, желуди, устраивает гнездо; ёж готовится к длительной спячке; заяц меняет окраску шерсти);
    • уточнить представления детей о том, что многие птицы улетают осенью в тёплые края;
    • учить устанавливать причинно-следственные связи между исчезновением корма и отлётом птиц;
    • формировать понятие «перелётные» и «зимующие» птицы;
    • закрепить названия комнатных растений и способы ухода за ними;
    • вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.

    Материалы и оборудование: фартуки по количеству детей, тряпочки, кисти для ухода за растениями, тазик с водой, сундук, 3 баночки: с водой, почвой, пустая, силуэты деревьев, комнатные растения, шапочка ежа, магнитофон с записью голосов птиц, песня «Про ежа».

    Предварительная работа: чтение сказки Г.А.Скребицкого «Всяк – по-своему», чтение рассказов «Белкина сушильня», «Сам себе кладовая», «Загадки перелётов» В.Бианки; чтение «Ёж», «Улетают журавли», «Осень в лесу» И.Соколова-Микитова; игра «Птицы на кормушке»; рассматривание картин «Ужи», «Лисица»; дежурства в уголке природы; наблюдения за птицами; заучивание пословиц, поговорок, примет об осени.

    Ход НОД:

    В: ребята, садитесь все поудобнее, сегодня нас ждут необычные приключения. Я вам предлагаю отправится в поход в лес, на природу. Как вы думаете, что нам нужно приготовить, чтобы отправится в поход?

    Д: Компас, рюкзак, бинокль, фотоаппарат, палатку, подзорную трубу, карту и т.д.

    В: Молодцы, можно собираться в путь на поиски клада. Хотите найти клад? Но чтобы найти клад, нам нужно преодолеть много препятствий.

    (Звучит запись с голосами птиц)

    В: Вот мы и попали с вами на лесную поляну. Давайте немного послушаем голоса птиц. Каких птиц вы, ребята, знаете?

    Д: Воробей, синица, сова, голубь, скворец, дятел, ласточка, сорока, журавель, грачи.

    В: Скажите  мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

    Д: Осень.

    В: Какой период осени?

    Д: Сейчас поздняя осень.

    В: А какие птицы улетают в тёплые края?

    Д: Жаворонок, скворец, соловей, ласточки, грачи, журавли, гуси.

    В: А почему птицы улетают?

    Д: Стало очень холодно, червяки и насекомые прячутся глубоко в земле и под корой деревьев, поля скованы морозом, занесены снегом. Птицам трудно найти корм.

    В: Как одним словом можно назвать птиц, которые улетают от нас в тёплые края?

    Д: Перелётные птицы.

    В: А какие птицы остаются зимовать?

    Д: Воробей, синица, дятел, сорока, ворона.

    В: Как можно одним словом назвать птиц, которые остаются с нами зимовать?

    Д: Зимующие птицы.

    В: А как нам, ребята, помочь  нашим зимующим птицам в суровые зимние холода?

    Д: Повесить кормушки, подкармливать зёрнами, хлебными крошками.

    Физминутка «Мы листики осенние».

    В: Продолжим наш путь в поисках клада. Кого кроме птиц можно ещё встретить  в лесу?

    Д: Животных: ежа, зайца, белку, медведя и т.д.

    В: А как, ребята, готовится к зиме белочка?

    Д: Утепляет дупло мхом, заготавливает орехи, желуди, развешивает по сучкам грибы, меняет шубку на серую.

    В: А про какого животного можно сказать, что он «сам себе кладовая»?

    Д: Про медведя, барсука.

    В: А почему так говорят?

    Д: Осенью медведь, барсук накапливают много жира, а зимой устраиваются в берлогу, жир их и греет, и кормит. Он проникает в кровь, а кровь разносит жир по всему телу; медведь и питается этим жиром всю зиму до самой весны.

    В: А как готовится к зиме ёжик?

    Д: Ёжик натаскивает в норку сухих листьев, мха, устраивает себе тёплую постельку и спит всю зиму под снегом.

    В: А какое животное ещё меняет свою шерсть к зиме?

    Д: Заяц.

    В: Для чего ему это нужно?

    Д: Среди белого снега зайца не будет видно и лисица его не найдёт.

    В: Ребята, давайте мы с вами вспомним песню про ежа и потанцуем вместе с Ёжиком. Ёжиком я выберу Машу К.

    (Дети поют песню «Про ежа»; «ёжик» танцует, дети хлопают в ладоши)

    В: Ребята, посмотрите под деревьями виднеется сундук, наверное в нём и таится клад. Садитесь все поудобнее, сейчас будем открывать сундук. Как вы думаете, что за клад в сундуке?

    Д: Золото, деньги, конфеты и т.д.

    В: (пытается открыть, но ничего не получается) Ущё одно задание нужно выполнить и сундук откроется. Давайте вспомним пословицы, поговорки и стихи об осени.

    Д: Осень хвастлива – весна справедлива; сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой; октябрь – грязник; ноябрь – зиме родной батюшка.

    Стихи: «Как обидно», «Осень», «В золотой карете».

    В: Вот и открылся наш сундук, а в нём: 3 банки – с почвой, с водой и одна пустая. Вот это клад? Для чего нам, ребята, нужна вода?

    Д: Вода нужна, чтобы поливать растения, умываться, варить пищу.

    В: А для чего нужна земля, почва?

    Д: По земле мы ходим, сажаем растения, комнатные растения.

    В: А в этой банке на первый взгляд ничего нет, но этот клад невидимый, он есть повсюду, без него нет жизни на земле.

    Д: Это воздух, мы им дышим, он нужен для растений и животных.

    В: Ребята, а для чего нужны земля, вода и воздух в нашей группе?

    Д: Для комнатных растений.

    В: Вот сейчас и проверю какие вы знаете комнатные растения. Слушайте первую загадку:

    - На окошке в комнате

      «Огоньки» растут

      Красным пламенем горят,

      Но не жгут, а веселят. (Бальзамин «Огонёк»)

    Вторая загадка:

    - Вот оно растение

      Листья разноцветные

      С красными каёмками

      Листья все гранёные. (Колеус «Крапивка»)

    Слушайте ещё одну загадку:

    - Вырос кустик пышный

      В комнате не лишний,

      Листья незаметные,

      А плоды – запретные. (Аспарагус)

    А какие ещё комнатные растения есть в нашей группе?

    Д: Плющ восковой, хлорофитум, фиалка, щучий хвост, амарилис, циперус, герань.

    В: Я приготовила вам все необходимое для ухода за нашими растениями. Вы уже знаете, что за каждым растением нужно ухаживать по-разному. Подумайте и сами решите, что нужно выбрать. Приступайте к работе, работайте аккуратно, не торопитесь.

    (Дети работают под бодрую музыку)

    В: Молодцы, ребята, все наши растения стали чистые, красивые, теперь будут хорошо расти. А теперь садитесь на стульчики, в сундуке осталось ещё какое-то письмо. Давайте прочитаем.

    Нас в любое время года

    Учит мудрая природа.

    Птицы учат пению,

    Паучок – терпению,

    Пчёлы в поле и саду

    Обучают нас труду,

    И к тому же в их труде

    Всё по справедливости.

    Отражение в воде

    Учит нас правдивости.

    Учит снег нас чистоте,

    Учит солнце – доброте,

    И при всей огромности

    Обучает скромности.

    У Природы круглый год

    Обучаться нужно.

    Нас деревья всех пород,

    Весь большой лесной народ

    Учат крепкой дружбе.

    В: Вот и вернулись мы с вами из похода, узнали много интересного, а самое главное, что что природой нужно не только любоваться , но и охранять её.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мини-проект в подготовительной группе на тему: “Наши меньшие друзья, в азбуке от А до Я”

    Этот мини-мини проект поможет обобщить и уточнить представления детей об условиях жизни диких животных, птиц, насекомых осенью путем поиска и  отбора необходимой информации и использования ...

    Конспект НОД в старшей группе по теме «Наше государство - РФ. Символика страны: герб, флаг, гимн»

    Цель: Формировать нравственные качества как важный аспект патриотического воспитания дошкольников.        Задачи: Обучающие: углубить знания и представления дет...

    Конспект НОД в старшей группе по теме «Птицы – пернатые друзья».

    План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Занятие приурочено ко Дню птиц....

    Конспект игры – викторины по ознакомлению детей с природным окружением в старшей группе на тему: «Наши пернатые друзья».

    Цель: Закрепить знания детей о птицах родного края; упражнять в умении загадывать описательные загадки о птицах; узнавать птиц по голосам, на слайдах; упражнять количественному счёту в пре...

    Беседа с детьми старшей группы на тему "Наши верные друзья"

    Беседа с детьми старшей группы о том, что помогает нам быть здоровыми....

    Конспект ООД в младшей группе по теме: «Наши верные друзья»

    Целью данного данного занятия является развитие всех компонентов устной речи детей, интереса к фольклорному тексту потешек, а также расширение знаний детей о домашних животных,...

    Сценарный план НОД в старшей группе по теме "Наши пернатые друзья"

    Развивать монологическую и диалогическую речь детей...