Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей группе «Как рубашка в поле выросла»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Рузинова Галина Александровна

    Расширить знания детей по ознакомлению с окружающим миром.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kak_rubashka_v_pole_vyrosla.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в старшей группе «Как рубашка в поле выросла»

     Группа: старшая

      
    Цель: расширить знания умения детей по ознакомлению с окружающим миром.

    Задачи: 

    Образовательные.

    - Совершенствовать навыки образования относительных прилагательных, 
    - Закреплять знания детей о быте в старину, о труде народа.
    - Согласовывать прилагательные с существительными среднего и мужского рода. 

    Развивающие. 
    Развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику и целостное восприятие.

    Воспитательные
    Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, активность, ответственность. 

     
    Предварительная работа:  изготовление пособий для дидактических игр, разучивание физ. минуток.

    Виды деятельности: игровые,наглядные,коммуникативные,двигательные,познавательно-исследовательские.

    Интеграция образовательных областей.

    «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка».

     Приемы:

      - показ;

     - демонстрация;

     - рассказ;

     - инструкции;

    - вопросы к детям;

     - дидактические игры.

    Демонстрационный материал: иллюстрации, диск с записью «Синий лен»

    Ход НОД:

    Дети входят под музыку «Синий лён».

    1. Организационный момент

    Воспитатель:Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними.

    Дети:Доброе утро, мы очень рады вас видеть.

    Воспитатель:Ребята, вы сегодня очень красивые, на вас разная, модная, разноцветная одежда. Как вы думаете, зачем люди носят одежду?

    Дети:Люди носят одежду, чтобы защищать своё тело от холода, жары,

    дождя, быть красивым, нарядным.

    Восп. Знаете ли вы, откуда берётся одежда?

    Дети:варианты ответов.

    Восп:Легко ли создавать одежду?

    Ответы детей.

    Восп:Я согласна с тобой. Это очень долгий и трудоёмкий процесс. Я предлагаю вам сегодня посетить музей льна и узнать, как появилась

    одежда? (встают около музея) .

    2. Основная часть занятия

    Восп:Ребята, посмотрите, что это?

    Дети:Сундук.

    Восп:Как вы думаете, для чего нужны сундуки?

    Дети:Сундуки нужны, чтобы хранить одежду.

    Восп:Интересно, что за тайну сундук хранит?

    - Сундук откроется, если вы вспомните пословицы и поговорки об одежде.

    Дети: «По одёжке встречают, по уму провожают», «Не одежда красит

    человека, а его добрые дела», «Не украшай платье, а украшай ум», «Красавица и в старом платье хороша», «Какова пряха, такова и рубаха, «Каков человек, такова и одежда».(объяснить смыл 2 пословиц) .

    Восп:Вот сундук и открылся. Достаёт льняную рубашку.

    Восп:Читает: «Я рубашка, в поле выросла. ».Что за чудеса? Как может

    рубашка расти в поле?

    Ответы детей.

    Восп:Вы узнаете, если отгадаете загадку: «Мал - малышок в землю зашёл, синюю шапку нашёл, из земли вырастал, весь мир одевал».

    Дети отвечают:(лён) .

    Восп:В старину одежду шили из льняной ткани.

    Давайте посмотрим, что ещё лежит в сундуке.

    Просит детей достать другие предметы.

    Восп:Что это (дети называют знакомые предметы) .

    Дети:льняные нитки, семена льна, лоскутки, волокна льна.

    Восп:Я предлагаю вам, ребята, пройти за столы и внимательно рас-

    смотреть эти предметы на столе.

    Дети садятся за столы.

    Восп:Возьмите лоскутки ткани. Потрогайте, потяните, какая она на ощупь?

    Дети:Ткань плотная, грубая, шершавая.

    Восп:Рассмотрите лоскутки под лупой. Что вы видите под лупой?

    Из чего сделана ткань?

    Дети:Ткань соткана из ниток.

    Восп:Посмотрите внимательно, как эти нити расположены?

    Дети:варианты ответов. (переплетаются) .

    Восп:Вытащите одну нить из лоскутка.

    Дети вытаскивают нитку.

    Восп: Рассмотрите. Потяните нитку. Что можно сказать про нить?

    Дети:не рвётся, упругая, крепкая.

    Восп:Раскрутите нить. Трудно?

    Дети:Да.

    Восп:Почему она не рассыпается и не рвётся?

    Дети:варианты ответов (свёрнута, скручена, спрядена, соткана) .

    Восп:Правильно. Нитка скручена.

    Восп:Поищите среди предметов то, из чего скрутили нить.

    Восп. показывает волокна.

    Восп:Что это такое?

    Дети:варианты ответов.

    Восп:Правильно. Это волокна, из них и делают нитки. У вас на столах лежат волокна. Давайте попробуем скрутить их в пальчиках. Показывает.

    Дети повторяют.

    Восп:Что мы получили, скручивая волокно?

    Дети:нитку, верёвку.

    Восп:Чем отличается нитка от волокна?

    Дети:Нитки спрядены, а волокно редкое, рыхлое.

    Восп:Как вы думаете, из чего образовались волокна?

    Ответы детей.

    Восп: Выросли они из семян льна. У вас на столах лежат семена.

    Рассмотрите их и назовите.

    Дети называют:(семя гороха, тыквы, фасоли, льна) .

    Словесная игра «Назови семя».

    Семя из гороха какое (гороховое, из тыквы-тыквенное, из фасоли-

    фасолевое, из льна-льняное.

    Восп:найдите льняное семя, рассмотрите, потрогайте его и скажите,

    какое оно на ощупь, по цвету, размеру?

    Дети:маленькое, тёмно-коричневое, блестящее. продолговатое, гладкое.

    Восп:Я предлагаю вам пройти в наш музей и узнать, как выращивают лён. (дети встают полукругом) .

    Фотопрезентация.

    1. Весной лён сеяли, приговаривая:

    Зародися, мой льнище

    И долог и тонок!

    2. Прорастает семя и вырастает красивое и нежное растение голубыми цветочками.

    3. Отцветёт наш ленок и на стеблях появятся коробочки с семенами. Скажите, в чём образуется зерно у пшеницы, ржи?

    Дети:В колосьях.

    4:Лён созрел для уборки. Осенью убирают лён, выдёргивая с корнем

    (ещё говорят «теребят» лён.) повтор. индивидуально.

    5. Вспомните, во что раньше вязали рожь, пшеницу?

    Дети:Раньше вязали рожь, пшеницу в снопы.

    Восп:Завязывают снопики, приговаривая: «ты удайся, мой беленький ленок», ставят их в поле сушить.

    6. Высушенный лён очищают от головок с семенами. Из льняного семя делают льняное масло. Какое ещё вы знаете масло?

    Дети:оливковое, подсолнечное, облепиховое.

    Восп:Верно. Эти масла используют в пище и для изготовления лекарств. Лекарство получают, настаивая сухие стебли льна.

    7. Ребята, скажите, пожалуйста, как ещё называют сухие стебли?

    Дети:солома.

    Восп:Правильно. Оставшуюся солому расстилают, вымачивают, потом высушивают. Так делают несколько раз, пока стебли льна не станут мягкими. После этого лён «треплют». Повтор. индивид.

    Как вы думаете, для чего треплют лён?

    Дети:Чтобы волокна стали мягкими.

    8. Потом лён «чешут», как девушка свою косу. При вычёсывании удаляются жёсткие частички.

    9. Раньше из вычесанного льна женщины и девушки пряли нити, а сейчас

    это делают машины.

    Восп:Для чего используют льняные нити?

    Дети:Из готовых ниток ткали полотно на ткацком станке, а сейчас ткут

    ткани на ткацкой фабрике. Что шьют из ткани?

    Дети:Из готовой ткани шили бельё, скатерти, полотенца, одежду.

    10. Одежду украшали вышивкой. Вышивка-это не просто украшение, это

    оберег человека от злых сил и болезней. О вышивке мы с вами поговорим в

    другой раз, когда вы придёте в музей.

    Восп:Вот видите, сколько труда вложено, чтобы рубашка на свет появилась! «Лён вымотает-лён и озолотит»-так гласит древняя русская пословица. Повтори пословицу инд.

    Восп:После работы шли все от мала до велика в новых рубашках, нарядах

    песни петь, да плясать. Давайте и мы с вами заведём хоровод.

    Игра-хоровод «Ленок».

    Восп:Ребята, предлагаю вам пройти в другую часть музея.

    Встают полукругом около фланелеграфа. (мнемотаблица выращивания льна)

    Восп:Вот мы и узнали, как рубашка в поле выросла.

    Восп:Ребята, посмотрите на схему и скажите, какие профессии людей нужны, чтобы вырастить рубашку в поле?

    Дети:пахарь, прядильщик, чесальщик, ткачиха.

    Восп:В наше время профессию людей, занимающихся выращиванием льна, называют льновод. (повтори) .

    Восп:Льняная ткань славилась тем, что в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней дышит. Есть поговорка о льняной одежде «Кто в лён одет, проживёт до ста лет».

    Одежду шьют и из других тканей. Давайте вспомним, из каких.

    Дидактическая игра «Из чего шьют? »(с платком)

    Блуза из шёлка (какая) -шёлковая

    Рубашка из льна-льняная

    Платье из ситца-ситцевое

    Жилет из бархата-бархатный

    Юбка из вельвета-вельветовая

    Халат из фланели-фланелевый

    Штаны из шерсти-шерстяные

    Платок из шифона-шифоновый

    Майка из трикотажа-трикотажная

    Куртка из джинса-джинсовая

    Восп:Ребята, скажите, пожалуйста, кто придумывает и создаёт одежду?

    (ответы детей)

    Восп:Одежду придумывают художники-модельеры, дизайнеры, художники по росписи тканей, закройщик, швея, вышивальщица.

    Восп:Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли художников по росписи тканей.

    Я приглашаю вас пройти за столы.

    Дети садятся за столы.

    Восп:В старину люди носили белую одежду. Когда наступали праздники, людям хотелось выглядеть красивыми, нарядными. Они стали придумывать, как украсить ткань. Раньше красок не было. Как вы думаете, чем окрашивали ткань?

    Ответы детей.

    Восп:Верно, люди использовали для окрашивания ткани растения, овощи, фрукты, ягоды. Профессию людей, занимающихся окрашиванием

    ткани в старину, называли крашенник. (повтор. индив.)

    Демонстрация опыта.

    Восп. с помощью пинцета окунает лоскуток ткани в отвар луковой шелухи. Посмотрите, что происходит с тканью?

    Дети:ткань покрасилась. Верно, вы можете в домашних условиях с

    родителями покрасить ткань натуральными красками. Они экологически чистые, безопасные, стойкие.

    Восп:Но в старину процесс окрашивания был очень длительный. О

    способе приготовления красок в старину я расскажу вам в следующий раз.

    Давайте сегодня украсим ткань узорами из натуральных красок-

    соком свёклы, моркови, но сначала разогреем пальчики.

    Пальчиковая гимнастика: «Стирка»( 2 раза) .

    Постираю чисто с толком (трут кулачками)

    Рубашку, кофту и футболку. (поочерёдное потирание пальчиков)

    Свитерок и брюки.

    Устали мои руки. (встряхивают кистями рук) .

    Восп:Прежде чем начать работу, вспомните правила безопасности при

    работе с красками.

    Восп:С чего мы начнём работу?

    Дети объясняют последовательность выполнения работы, основываясь

    на опыте нанесения штампов на бумаге.

    Дети наносят узоры на ткань.

    Восп:Какие красивые узоры появились на ваших тканях!

    Молодцы, ребята, постарались. Вы настоящие художники по росписи тканей.

    Вашим работам надо просохнуть. Затем мы сделаем в нашем музее

    выставку ваших работ.

    -Сейчас я предлагаю вам пройти на ковёр.

    На этом наша экскурсия подошла к концу.

    3. Итог занятия. Рефлексия.

    Восп:Ребята, скажите, пожалуйста, где вы сегодня побывали, что нового и интересного узнали?

    Дети:(примерные ответы:посетили музей льна, мы узнали, как и из чего делают льняную рубашку, рассматривали льняную ткань, льняные нити, семена, учились наносить узоры на ткань с помощью натур. красок) .

    Восп:В следующий раз, когда вы придёте в музей, мы поговорим с вами

    более подробно о вышивке, о способе приготовления красок в старину,

    сделаем кукол из льняной ткани.

    Восп: А теперь пришла пора прощаться с нашими гостями.

    Дети:До свидания, до новых встреч.

    Дети уходят под музыку «Синий лён».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей группе "Грибная поляна"

    Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена.Развивать тонкие движения пальцев рук.Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива.Закрепление...

    План-конспект занятия ознакомления с окружающим «Как рубашка в поле выросла»

    Обучающие задачиРазвивать умение детей пользоваться, как краткой, так и распространенной формой ответа.Познакомить с этапами изготовления изделий изо льна.Закреплять представления о быте, культуре люд...

    Презентация для детей средней группы "Как рубашка в поле выросла"

    Презентация, в которой показан процесс производства льняной одежды нашими предками....

    Конспект занятия в подготовительной группе по рисованию «Грибная поляна»

    - Закреплять умение детей изображать грибы на поляне в осеннюю погоду....

    Конспект занятия по позновательно - исследовательской деятельности в средней группе "Как рубашка в поле выросла"

    Конспект занятия по познавательно - исследовательскои деятельности по технологии ТРИЗ в средней группе "Как рубашка в поле выросла"...