Сценарий образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе "Семья-это важно".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Стороженко Ольга Владимировна

Данный материал может быть полезным для воспитателей ДОУ в подготовке занятия по теме "Семья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya-eto_vazhno.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности

по социально-коммуникативному развитию «Семья – это важно».

Цель образовательной деятельности - формирование уважительного отношения, чувства принадлежности к своей семье. В ходе реализации образовательной деятельности планируется решить следующие задачи.

Обучающие:

  1. Актуализировать знания детей о семье, о том, кто такие родственники; совершенствовать знание детьми терминов и степени родства.
  2. Расширить представления детей о жизненном укладе наших предков.
  3. Развивать связную речь; обогащать словарь.

Развивающие:

1. Совершенствовать знание детьми своей фамилии; имени и отчества родителей.

2. Развивать познавательный интерес, мыслительную деятельность, воображение.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство любви и уважения к родным и близким.

  1. Воспитывать желание заботиться о близких.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательная.

Материалы и оборудование: альбомные листы, карандаши, мелки, экран, мультимедийное оборудование, слайды с изображением картин быта казаков, семейные фотографии.

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание фотографий и беседа по ним, просмотр презентации о быте казаков, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность детей, игровая деятельность (дидактические игры), анализ, подведение итогов.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: ООД по теме «Моя семья», чтение сказок: «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Царевна-Лягушка», стихотворений о семье, выставка семейных фотографий, сюжетно-ролевая игра «Семья», просмотр презентации о жизни казаков, поручение выучить дома пословицы и поговорки о семье.

Этапы образовательной деятельности:

Введение в ситуацию.

Затруднение в ситуации.

Актуализация знаний.

Итог.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: ребята, сегодня почтальон принес к нам в группу письмо, в нем говорится о том, что Лунтик очень хочет семью, правда он не знает, что такое семья и как туда попасть. Как мы можем ему помочь?

Дети: объясним Лунтику, что такое семья.

Воспитатель: хорошо, ребята, а что же такое семья?

Дети: это близкие люди, которые живут вместе.

Воспитатель: куда мы все спешим из садика вечером? Кто нас ждет?

Дети: мы спешим домой, нас ждут: папа, бабушка, братик, сестричка, дедушка…

Воспитатель: а как одним словом назвать всех этих людей?

Дети: родные. Семья.

Воспитатель: да, ребята, семьи бывают большие и маленькие, веселые и серьезные. Ведь в жизни случаются разные события. А как вы думаете, зачем человеку семья?

Дети: чтобы было хорошо, чтобы помогали, вместе веселились, встречали праздники. Чтоб лечили, заботились. Чтобы любили, жалели.

Воспитатель: да. В кругу родных людей мы находим понимание, заботу, поддержку. У каждого человека есть близкие и дорогие ему люди-это его семья. Хорошо, когда семья дружная, счастливая, когда все друг друга любят. Ребята, а кто является членами семьи?

Дети: это мама, папа, дети, тети, дяди, бабушки, дедушки.

Воспитатель: а еще братья, сестры, племянники.

Провожу дидактическую игру «Кто ты мне будешь?»

Ход игры: дети передают друг другу какой-нибудь предмет (кубик) и произносят: «я – мама, а ты мне …».

Воспитатель: а прабабушки и прадедушки – это члены вашей семьи?

Дети: да.

Воспитатель: а вы хотите узнать, как жили наши предки?

Дети: хотим.

Воспитатель: в стародавние времена семьи были большими, тогда под одной крышей жили несколько поколений близких родственников. В таких семьях и работу делали сообща. У каждого были свои обязанности: кто-то готовил еду, кто-то работал в огороде, кто-то ловил рыбу, пас скот, кто-то заготавливал сено, кто-то стирал, убирал. Самым главным в семье был старший отец – батька. Вот так и жили все вместе. Давайте посмотрим, как жили наши предки. (Включаю презентацию о быте казаков.)

Воспитатель: вам понравилось, ребята, интересно?

Дети: да.

Воспитатель: в наше время таких семей мало, в основном каждая семья живет отдельно, в своем доме. Но все мы с нетерпением ждем встречи с нашими родными бабушками, дедушками, тетями, дядями. Ребята, а что вы можете рассказать о своей семье? Какая она?

Ответы детей…

Воспитатель: давайте поиграем в такую игру.

Дидактическая игра: «Моя семья самая...» (дети поочередно называют какая у них семья: большая, веселая, самая лучшая, дружная, и т.д.).

Воспитатель: ребята, вы знаете пословицы о семье, давайте вспомним некоторые из них.

Дети: «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Воспитатель: что это значит?

Дети: хорошо, когда все дома, не надо думать где твои родные.

Воспитатель: кто еще назовет пословицы?

Дети: «Не нужен и клад, коли в семье лад».

Воспитатель: о чем же эта пословица?

Дети: нужно, чтобы в семье была дружба, не ссорились.

Воспитатель: хорошо, какие еще вы знает пословицы о семье?

Дети: нет лучшего дружка, чем родная матушка.

При солнышке тепло, при матери добро.

Дерево держится корнями, а человек семьей. 

Семья ладом крепка.

Семья в куче, не страшна и туча.

Воспитатель: здорово, я вижу вы знаете много пословиц. Отдохнем немного (провожу пальчиковую гимнастику: «Семья»).

Воспитатель: ребята, а какая фамилия у ваших мам и пап.

Ответы детей.

Воспитатель: как вы думаете почему у вас одна фамилия.

Дети: потому что мы одна семья.

Воспитатель: да, фамилия обозначает принадлежность всех членов семьи к одному роду. А вы хотите узнать откуда взялись фамилии?

Дети: да, хотим.

Воспитатель: фамилии появились очень давно. Иногда их давали от прозвищ, которые были у людей по их поступкам, или качествам характера. От работы которую делали люди, и от имени старшего члена семьи тоже давали фамилии. Например: кузнец – Кузнецов, Иван - Иванов.

Провожу дидактическую игру «Назови фамилию» (кидаю мяч ребенку, называя при этом имя или профессию (Егор – Егоров и т.д.)).

Воспитатель: а давайте представим, как бы жили люди, если бы у них не было фамилий

Ответы детей…(затруднения в ответах)

Воспитатель: скажите, а смог бы почтальон принести письмо человеку, если бы у него не было фамилии.  

Ответы детей после наводящего вопроса…

Воспитатель: значит фамилия очень важна. Хорошо ребята, свою фамилию вы знаете, а свое отчество? Как вы думаете, откуда взялось отчество?

Дети: от имени папы.

Воспитатель: да, в самом названии «отчество» – есть подсказка – отче, отец. Отчество человека от имени его отца. А теперь, давайте, проверим как вы знаете свое отчество. Провожу дидактическую игру.

Игра: «Я – Васильевич(-на)» и т.д. (Дети становятся в круг, я поочередно бросаю детям мяч, а они называют свое отчество).

Воспитатель: я рада, что вы знаете свое отчество, а отчество своих родителей знаете? Кто дал отчество им?

Дети: их папы.

Воспитатель: да, их папы, а для вас – дедушки. Кто же назовет имя и отчество своих родителей?

Ответы детей.

Воспитатель: хорошо, с этим вы справились. У меня такой вопрос: а что вы делаете дома, есть ли у вас в своей семье обязанности?

Дети: отвечают (помогаю убирать посуду, накрывать на стол, убираю свои игрушки, подметаю, заправляю кровать).

Воспитатель: какие вы большие, своим родным надо помогать. Я очень рада, что вы растете такими хорошими помощниками. А теперь давайте нарисуем свою семью (дети рисуют свои семьи).

Ребята, скажите, пожалуйста, мы смогли помочь Лунтику?

Дети: смогли.

Воспитатель: как вы думаете, Лунтик найдет семью?

Дети: да.

Воспитатель: почему вы так думаете?

Дети: потому, что он теперь знает о семье, для чего она нужна, как себя вести со своими родными.

Воспитатель: а что было самым интересным?

Дети: как появились фамилии.

Воспитатель: ребята, сегодня вы много узнали. Я рада, что у всех вас замечательные семьи. Ведь самое главное в жизни любого человека – это семья, и от нас с вами зависит, какая она будет. А закончить я хочу стихотворением, послушайте, пожалуйста:

«Про семью» Я.Фирсова.

Семья – это МЫ. Семья – это я,

Семья – это папа и мама моя,

Семья – это Павлик — братишка родной,

Семья – это котик пушистенький мой,

Семья – это бабушки две дорогие,

Семья – и сестренки мои озорные,

Семья – это крестный, и тети, и дяди,

Семья – это елка в красивом наряде,

Семья – это праздник за круглым столом,

Семья – это счастье, Семья – это дом,

Где любят и ждут, и не помнят о злом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию в подготовительной к школе группе"Мы дружные ребята"

Методическая разработа непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию направлена на формирование социальных навыков ребёнка, представлений о нормах и правилах общения ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в зимний лес».

Дети путешуствуют по зимнему лесу. Во время путешествия выполняют здоровьесберегающие технологии (дыхательное упражнение, зрительная гимнастика, игра СУ - Джок шариками, физ-минутка, самомассаж); комм...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста

Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....

Сценарий образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшей группы

Отличительной особенностью социального развития детей 5-6 лет является доминирование нормативной регуляции в качестве основного механизма общения. В силу особенностей развития мышления особое значение...