Сценарий образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе "Семья-это важно".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данный материал может быть полезным для воспитателей ДОУ в подготовке занятия по теме "Семья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательной деятельности
по социально-коммуникативному развитию «Семья – это важно».
Цель образовательной деятельности - формирование уважительного отношения, чувства принадлежности к своей семье. В ходе реализации образовательной деятельности планируется решить следующие задачи.
Обучающие:
- Актуализировать знания детей о семье, о том, кто такие родственники; совершенствовать знание детьми терминов и степени родства.
- Расширить представления детей о жизненном укладе наших предков.
- Развивать связную речь; обогащать словарь.
Развивающие:
1. Совершенствовать знание детьми своей фамилии; имени и отчества родителей.
2. Развивать познавательный интерес, мыслительную деятельность, воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство любви и уважения к родным и близким.
- Воспитывать желание заботиться о близких.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательная.
Материалы и оборудование: альбомные листы, карандаши, мелки, экран, мультимедийное оборудование, слайды с изображением картин быта казаков, семейные фотографии.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание фотографий и беседа по ним, просмотр презентации о быте казаков, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность детей, игровая деятельность (дидактические игры), анализ, подведение итогов.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: ООД по теме «Моя семья», чтение сказок: «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Царевна-Лягушка», стихотворений о семье, выставка семейных фотографий, сюжетно-ролевая игра «Семья», просмотр презентации о жизни казаков, поручение выучить дома пословицы и поговорки о семье.
Этапы образовательной деятельности:
Введение в ситуацию.
Затруднение в ситуации.
Актуализация знаний.
Итог.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: ребята, сегодня почтальон принес к нам в группу письмо, в нем говорится о том, что Лунтик очень хочет семью, правда он не знает, что такое семья и как туда попасть. Как мы можем ему помочь?
Дети: объясним Лунтику, что такое семья.
Воспитатель: хорошо, ребята, а что же такое семья?
Дети: это близкие люди, которые живут вместе.
Воспитатель: куда мы все спешим из садика вечером? Кто нас ждет?
Дети: мы спешим домой, нас ждут: папа, бабушка, братик, сестричка, дедушка…
Воспитатель: а как одним словом назвать всех этих людей?
Дети: родные. Семья.
Воспитатель: да, ребята, семьи бывают большие и маленькие, веселые и серьезные. Ведь в жизни случаются разные события. А как вы думаете, зачем человеку семья?
Дети: чтобы было хорошо, чтобы помогали, вместе веселились, встречали праздники. Чтоб лечили, заботились. Чтобы любили, жалели.
Воспитатель: да. В кругу родных людей мы находим понимание, заботу, поддержку. У каждого человека есть близкие и дорогие ему люди-это его семья. Хорошо, когда семья дружная, счастливая, когда все друг друга любят. Ребята, а кто является членами семьи?
Дети: это мама, папа, дети, тети, дяди, бабушки, дедушки.
Воспитатель: а еще братья, сестры, племянники.
Провожу дидактическую игру «Кто ты мне будешь?»
Ход игры: дети передают друг другу какой-нибудь предмет (кубик) и произносят: «я – мама, а ты мне …».
Воспитатель: а прабабушки и прадедушки – это члены вашей семьи?
Дети: да.
Воспитатель: а вы хотите узнать, как жили наши предки?
Дети: хотим.
Воспитатель: в стародавние времена семьи были большими, тогда под одной крышей жили несколько поколений близких родственников. В таких семьях и работу делали сообща. У каждого были свои обязанности: кто-то готовил еду, кто-то работал в огороде, кто-то ловил рыбу, пас скот, кто-то заготавливал сено, кто-то стирал, убирал. Самым главным в семье был старший отец – батька. Вот так и жили все вместе. Давайте посмотрим, как жили наши предки. (Включаю презентацию о быте казаков.)
Воспитатель: вам понравилось, ребята, интересно?
Дети: да.
Воспитатель: в наше время таких семей мало, в основном каждая семья живет отдельно, в своем доме. Но все мы с нетерпением ждем встречи с нашими родными бабушками, дедушками, тетями, дядями. Ребята, а что вы можете рассказать о своей семье? Какая она?
Ответы детей…
Воспитатель: давайте поиграем в такую игру.
Дидактическая игра: «Моя семья самая...» (дети поочередно называют какая у них семья: большая, веселая, самая лучшая, дружная, и т.д.).
Воспитатель: ребята, вы знаете пословицы о семье, давайте вспомним некоторые из них.
Дети: «Вся семья вместе, так и душа на месте».
Воспитатель: что это значит?
Дети: хорошо, когда все дома, не надо думать где твои родные.
Воспитатель: кто еще назовет пословицы?
Дети: «Не нужен и клад, коли в семье лад».
Воспитатель: о чем же эта пословица?
Дети: нужно, чтобы в семье была дружба, не ссорились.
Воспитатель: хорошо, какие еще вы знает пословицы о семье?
Дети: нет лучшего дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Семья ладом крепка.
Семья в куче, не страшна и туча.
Воспитатель: здорово, я вижу вы знаете много пословиц. Отдохнем немного (провожу пальчиковую гимнастику: «Семья»).
Воспитатель: ребята, а какая фамилия у ваших мам и пап.
Ответы детей.
Воспитатель: как вы думаете почему у вас одна фамилия.
Дети: потому что мы одна семья.
Воспитатель: да, фамилия обозначает принадлежность всех членов семьи к одному роду. А вы хотите узнать откуда взялись фамилии?
Дети: да, хотим.
Воспитатель: фамилии появились очень давно. Иногда их давали от прозвищ, которые были у людей по их поступкам, или качествам характера. От работы которую делали люди, и от имени старшего члена семьи тоже давали фамилии. Например: кузнец – Кузнецов, Иван - Иванов.
Провожу дидактическую игру «Назови фамилию» (кидаю мяч ребенку, называя при этом имя или профессию (Егор – Егоров и т.д.)).
Воспитатель: а давайте представим, как бы жили люди, если бы у них не было фамилий
Ответы детей…(затруднения в ответах)
Воспитатель: скажите, а смог бы почтальон принести письмо человеку, если бы у него не было фамилии.
Ответы детей после наводящего вопроса…
Воспитатель: значит фамилия очень важна. Хорошо ребята, свою фамилию вы знаете, а свое отчество? Как вы думаете, откуда взялось отчество?
Дети: от имени папы.
Воспитатель: да, в самом названии «отчество» – есть подсказка – отче, отец. Отчество человека от имени его отца. А теперь, давайте, проверим как вы знаете свое отчество. Провожу дидактическую игру.
Игра: «Я – Васильевич(-на)» и т.д. (Дети становятся в круг, я поочередно бросаю детям мяч, а они называют свое отчество).
Воспитатель: я рада, что вы знаете свое отчество, а отчество своих родителей знаете? Кто дал отчество им?
Дети: их папы.
Воспитатель: да, их папы, а для вас – дедушки. Кто же назовет имя и отчество своих родителей?
Ответы детей.
Воспитатель: хорошо, с этим вы справились. У меня такой вопрос: а что вы делаете дома, есть ли у вас в своей семье обязанности?
Дети: отвечают (помогаю убирать посуду, накрывать на стол, убираю свои игрушки, подметаю, заправляю кровать).
Воспитатель: какие вы большие, своим родным надо помогать. Я очень рада, что вы растете такими хорошими помощниками. А теперь давайте нарисуем свою семью (дети рисуют свои семьи).
Ребята, скажите, пожалуйста, мы смогли помочь Лунтику?
Дети: смогли.
Воспитатель: как вы думаете, Лунтик найдет семью?
Дети: да.
Воспитатель: почему вы так думаете?
Дети: потому, что он теперь знает о семье, для чего она нужна, как себя вести со своими родными.
Воспитатель: а что было самым интересным?
Дети: как появились фамилии.
Воспитатель: ребята, сегодня вы много узнали. Я рада, что у всех вас замечательные семьи. Ведь самое главное в жизни любого человека – это семья, и от нас с вами зависит, какая она будет. А закончить я хочу стихотворением, послушайте, пожалуйста:
«Про семью» Я.Фирсова.
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье, Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию в подготовительной к школе группе"Мы дружные ребята"
Методическая разработа непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию направлена на формирование социальных навыков ребёнка, представлений о нормах и правилах общения ...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в зимний лес».
Дети путешуствуют по зимнему лесу. Во время путешествия выполняют здоровьесберегающие технологии (дыхательное упражнение, зрительная гимнастика, игра СУ - Джок шариками, физ-минутка, самомассаж); комм...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"
Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: "Тайна третьей планеты"
конспект комплексного занятия...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь друг, огонь враг» с детьми младшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо социально-коммуникативному, познавательному развитию...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста
Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....

Сценарий образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшей группы
Отличительной особенностью социального развития детей 5-6 лет является доминирование нормативной регуляции в качестве основного механизма общения. В силу особенностей развития мышления особое значение...