Главные вкладки

    Познавательно – экспериментальная деятельность на тему: «Воздух- невидимка»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Шатайло Оксана Васильевна


    Цель: активизировать умственные способности, логическое мышление детей, умение делать выводы через уточнение и обобщение представлений о свойствах воздуха.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vozduh_nevidimka.docx39.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение  центр развития ребенка  - детский сад «Фантазия»

    Реализация образовательных  областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

    «Речевое развитие»

    Познавательно – экспериментальная деятельность

    с детьми подготовительной  группы на тему:

    «Воздух - невидимка»

                                                                                                                Подготовили:

    Воспитатели:  Шатайло О.В.

    Шарафутдинова М.Р.

    г.Пыть-Ях

    2015

    Цель: активизировать умственные способности, логическое мышление детей, умение делать выводы, через уточнение и обобщение представлений о свойствах воздуха.
    Образовательные задачи:
    - способствовать расширению знаний о воздухе;
    - совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности.
    Развивающие задачи:
     - развивать познавательную активность, инициативу, сообразительность, самостоятельность;
    - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента, умение делать выводы;
    - развивать навыки проведения опытов;
    - стимулировать речевую активность.
    Воспитательные задачи:
    -воспитывать аккуратность при проведении опытов;
    -воспитывать желание помочь друг другу, умение уступать, умение работать в группе;

    -  воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

    Предварительная работа:
    Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
    Изготовление с детьми вееров из бумаги. 
    Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
    Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

    Словарь: воздушный, прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха. 
    Оборудование:  музыкальные инструменты ( дудочки, флейты, свистульки), киндеры с «запахом» и без запаха, миска с водой, соломинки для коктейля, бумажные веера, салфетки, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой,  «ракета».

    Для «Ракеты»: шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка. 
    Изготовление «ракеты»:
    1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край;
    2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам;
    3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.

    Ход образовательной деятельности:

    Воспитатель:  Ребята, посмотрите, сколько в зале  гостей. Давайте с ними поздороваемся.

    Сегодня в этом зале не зря мы собрались

     Мы многое узнаем, а ну-ка, улыбнись

    Здесь взрослых и детей не счесть,

    Но кроме нас здесь что-то есть

    Его не видно никогда,

    Не слышен он, вот это да!

    Ничем не пахнет он для нас

    О нем узнаем мы сейчас

    Он окружает нас везде

    Он есть во мне, да и в тебе,

    Снаружи может быть холодный

    Внутри у нас он теплый.

     Догадались ребята, о чем я говорила?

    О.д.

    Воспитатель: Ребята, а что это  у меня в руках?

    О.д.

    Воспитатель: Я хочу, чтобы вы мне сказали, что внутри моего воздушного шарика?

    О.д.

    Воспитатель: Сегодня я воздух назвала необычно. Хотите узнать как?

    О.д.

    Воспитатель: Ребята, давайте встанем вокруг стола. Что вы видите на столе?

    О.д.

    Воспитатель: Это необычные фломастеры. Чтобы они начали рисовать, в них надо очень сильно подуть. Возьмите по одному фломастеру, я сейчас покажу вам, как правильно выполнять задание, а вы повторите за мной.

    Воспитатель: Какая красота получается! Продолжаем волшебство. Что появилось?

    О.д.

    В: Кто прочитает, что здесь написано?

    Дети читают.

    В: Оказывается, это воздух - невидимка.

    При помощи чего написали мы эти слова?

    О.д.

    В: А что мы с ними делали?

    О.д.

     В: Правильно мы в них дули. Мы выдыхали воздух. Ребята, а как вы думаете. Мы можем прожить без воздуха?

    О.д.

    В: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? 

    О.д.

    Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
    О.д.

    Вывод: Человеку необходим воздух, чтобы жить.   

    Воспитатель: Правильно, мы не сможем жить без воздуха? Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому мы и назвали его сегодня «невидимка». Сейчас я предлагаю  стать вам учеными и исследовать свойства воздуха, хотите?

    О.д.

    Воспитатель: Ребята,  я приглашаю вас в лабораторию.

     Воспитатель: А что такое лаборатория?

    О.д. Место, где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают,  проводят  эксперименты.

    В: Правильно. А вы что будете исследовать?

    О.д.

    Воспитатель: Воздух и его свойства. А все опыты мы будем заносить в дневник исследований  и условимся  ребята, что будем обозначать воздух следующим символом - круг в центре, которого стоит точка. И все схемы будем прикреплять на магнитики. В нашей лаборатории несколько научных центров, где исследуют различные свойства воздуха. Проводить опыты это очень серьезная и ответственная работа. Ребята, давайте вспомним правила, которые нужно соблюдать в лаборатории.

    О.д.(не мешать друг другу; громко не разговаривать; не перебивать друг друга; внимательно слушать задания.)

    Воспитатель: В нашей лаборатории несколько научных центров, где исследуют различные свойства воздуха. В каждом центре будут проводиться интересные и познавательные опыты.  Выбирайте понравившийся центр и приступим к работе.

                                             Опыт №1 «Поймаем воздух»

    Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Давайте его сложим. Какой пакет? Что в нём?

    О.д. Плоский,  маленький В пакете ничего нет, он пустой.
    Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? 

    О.д. Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
    Воспитатель: Воздух занял всё место в пакете. Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?

    О.д: Из пакета выходит воздух.
    Воспитатель: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
    О.д. В нём нет воздуха, он весь вышел.
    Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
    Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
    Воспитатель: В какие предметы можно запереть  воздух?

    О.д.

                                   Опыт №2 «Воздух занимает место»


    Воспитатель: Возьмите  салфетки, внимательно посмотрите, бумага сухая.  Хорошо их сомните и  поместите в стакан. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой тазик с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте бумагу. Она намокла или нет?

    О.д.

    Воспитатель: Почему бумага осталась сухой?

    О. д: В стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
    Воспитатель: А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде?

    О. д  Видны пузырьки воздуха.

    Воспитатель: Откуда они взялись?

    О. д: Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

    Воспитатель: Проверьте салфетку снова. Какая она теперь?

    О. д: Мокрая.

    Воспитатель: Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила салфетку.

    Вывод: Воздух занимает место.

                                          Опыт №3 «Воздух в человеке»

    Воспитатель: Чем мы с вами дышим?

     О.д. Воздухом.

    Воспитатель: Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?

    О. д: Воздух.

    Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит?

     О. д: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
    Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?  Нет, без воздуха человек умрет.
    Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
    О. д.
    Вывод: Человек не может жить без воздуха.


                                 Опыт №4 «Ветер – это движение воздуха»

    Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух?

    О. д.

    Воспитатель: А как мы можем это сделать?

    О.д.
    Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? 

    О. д: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
    Воспитатель: Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с салфеткой. Возьмите веер и помашите им над салфеткой. Почему салфетка движется?

     О. д: Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу салфетку.

    Вывод: Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.

                                                 

    .
                               Опыт №5 «Воздух не имеет запаха»

    Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

     О. д : Если воздух чистый, то он не имеет запаха. 
    Воспитатель: Чем может пахнуть воздух?

    О.д.  Свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.
    Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было. 

    О. д: У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
    Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? 
    Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.


                                             Опыт №6 «Воздух легче воды»

     

     «Дрессированные изюминки»

    Воспитатель: Я налью в стакан газированной воды или лимонада,  а вы  положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!». Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.

    Вначале изюминки тонут, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.

    Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

    Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат киндеры попробуйте их "утопить". Почему они не тонут? 
    О. д: Внутри киндеров есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

    Вывод: Воздух легче воды.

    Физ. минутка «Ветерок»


    Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.

    Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает

    Воспитатель: Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.


                                                   Опыт №8 «Воздух можно услышать»

    Воспитатель: Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?

     О. д:  Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

    Вывод: Когда дрожит воздух, возникает звук, и тогда мы можем его услышать.


                                       Опыт №9 «Воздух может двигать предметы»

    Воспитатель: Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт. Начинаем отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
    Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?

     О. д.: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался. Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону, такой же принцип используется в реактивных двигателях
    Вывод:  Воздух может двигать предметы. 



    Итог.

    Воспитатель: Давайте подойдем к доске, где мы собрали свои наблюдения. Посмотрите, вот какой у нас получился дневник наблюдений. Вот сколько мы всего провели. Давайте вспомним, какими свойствами обладает воздух?

    Работа со схемами.

    Воспитатель: Ребята, нам очень понравилось,  какими вы замечательными были учеными. И поэтому мы хотим этот дневник отдать вам. Ведь это ваша научная работа. А еще мы хотим  подарить вам по одному воздушному шарику. Будьте и дальше такими же любознательными.

    Самоанализ НОД по познавательно - исследовательской деятельности «Воздух- невидимка».

    Интеграция областей: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

    Форма проведения: подгрупповая, научная лаборатория .

    Для реализации НОД мы запланировали решение основных задач:

    Образовательные:

    — учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

    — подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

    — дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

    — способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

    — способствовать формированию у детей познавательного интереса;

    — обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

    Развивающие:

    — развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

    память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.

    Воспитательные:

    — воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

    Была проведена предварительная работа:

    Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
    Изготовление с детьми вееров из бумаги. 
    Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
    Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

    НОД проводили  во время, отведённое в режиме дня, присутствовало 10 детей. У детей группы сформированы навыки образовательной деятельности, они легко идут на контакт с воспитателем. Умеют слышать и слушать воспитателя. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом, составляя который,  мы  прежде всего учитывали  возрастные, психологические  индивидуальные особенности детей, наметили  цель, задачи, содержание НОД, определили форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. НОД построили в форме опытно-исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».

    Цель НОД: Уточнение и обобщение представлений о свойствах воздуха активизировать умственные способности, логическое мышление, творчество детей, умение делать выводы. Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность на протяжении всего времени, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Были заинтересованы, внимательны, организованы, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены. Предлагаемые детям вопросы (задания), на которые они сами находили ответ, делали  соответствующие выводы, побуждали детей к действиям, решению поставленных задач. Считаем, что выбранная форма организации НОД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности . Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов НОД, выполнение практических заданий помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении  всего времени. Предложенные задания были доступны по сложности детям, что способствовало решению поставленных задач, дети чувствовали себя «творцами», радовались, удивлялись, восхищались, охотно делились своими открытиями с воспитателем и своими товарищами, и это давало  возможность развитию  своей положительной самооценки: «У меня получилось!», «Я знаю» и т. п. Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте НОД  мы  старались (находясь рядом) незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогали приобрести новый опыт Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся  при выполнении опытов помощи, напоминания, дополнительного объяснения.   Детей постоянно хвалили, подбадривали, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Смена видов деятельности (опыты, экспериментирование, динамическая пауза) позволили предотвратить утомляемость.

    Словарная работа, которая была запланирована, реализована (невидимый, прозрачный),

    Для проведения опытов было достаточно оборудования.  Дети порадовали тем, что постоянно проявляли любознательность, интересовались причинно-следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать, экспериментировать. Достаточно хорошо владеют  речью  могут выражать свои мысли и желания. Программные задачи были решены, НОД своей цели достигла.

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по экспериментальной деятельности на тему: "Воздух повсюду".

    Работа расширяет представление детей о свойствах воздуха....

    Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе

    Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности                 на тему:  «Воздух – невидимка»...

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности по теме «Воздух - невидимка» средняя группа

    Задачи:  Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе, познакомить с его свойствами и способами его обнаружения. Закрепить значение воздуха в жизни человека и других живых орга...

    Презентация к конспекту занятия по экспериментальной деятельности на тему: "Воздух".

    Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности...

    КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА»

    КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА «ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА»...

    Познавательно-экспериментальная деятельность по теме «Воздух-невидимка»

    Познавательно-экспериментальная деятельность по теме "Воздух-невидимка"...